Костюк Ирина Александровна
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Ах, картошка, картошка»
Конспект непосредственно-организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию.
Воспитатель: Костюк И. А.
Тема занятия: «Ах, картошка, картошка»
Программное содержание: Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как продукте питания, а также продукте необходимом для лечения некоторых заболеваний.
Развивать речь, память, логическое мышление.
Воспитывать любознательность.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию „Ах, картошка, картошка“» размещена в разделах
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Словарь: крахмал, картофельная мука, неказиста, овощевод.
Материал к занятию: поделка из картофеля, клубни картофеля, протёртый картофель, 2 баночки с водой (подписать, ложка, йод, пипетка, салфетки по количеству детей, крахмал, мука, 2 салфетки (1 из них накрахмаленная, иллюстрации блюд из картошки.
Ход занятия
Предлагаю отгадать загадку: Закопали в землю в мае,
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали,
Не одну нашли, а десять!
Как её название, дети? (картофель)
Картофель - это овощ или фрукт? Какие овощи вы ещё можете назвать?
Овощи очень полезны и вкусны. А как вы думаете, какой овощ самый-самый полезный? (ответы и рассуждения детей).
Во всех овощах много витаминов, значит, они все очень полезны. Не зря говорят: - «обед без овощей, что праздник без музыки»
- Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки об овощах?
А я ещё добавлю: «Поел моркови – прибавилась капля крови», «Лук – здоровью друг».
Про овощи существует много загадок. Одна из них посвящена удивительному овощу…
«Неказиста, шишковата
А придет на стол она
Скажут весело ребята
-Ну, рассыпчата, вкусна»
Правильно, это картошка. А что значит неказиста? А шишковата?
Картошка известна всем, но мне, кажется, что вы об этом овоще не всё знаете. Например, знаете ли вы, из чего картошка состоит? Сейчас попробуем это узнать. Возьмём очищенный картофель, натрём его на тёрке. Что получилось? (кашица). Эту кашицу смешаем в баночке с водой. Теперь поставим эту смесь отстаиваться. Сами проведём ещё один опыт. Возьмите все по салфетке и положите на неё немного кашицы из картофеля. Заверните салфетку и попробуйте её отжать. Откуда же взялась вода?
- Да, правильно, в картофеле содержится вода. А теперь посмотрим на нашу баночку с водой. Что произошло с нашей смесью?
На дне образовался слой белого вещества. Как вы думаете, что это?
-Это крахмал или ещё его называют - картофельной мукой. (разбираем слово крахмал, кладём его в копилку).
Если это белое вещество высушить, то оно станет каким? (сухим, как мука).
Предлагаю детям для рассматривания крахмал и муку (потрогать, попробовать и т. д.)
- Как вы думаете, почему крахмал называют картофельной мукой? Что общего и чем отличается картофельная мука и мука, из которой пекут хлеб?
-Может быть, кто-то из вас знает, для чего нужен крахмал? (заваривать кисель, крахмалить бельё, используют при выпечке тортов и т. д.).
Предложить для рассматривания 2 салфетки, одна из которых накрахмалена, (накрахмаленное бельё красиво выглядит и долго не мнётся)
И так вы теперь знаете, что картофель состоит из… воды, крахмала, есть в нём витамины и другие вещества, о которых вам расскажут в школе.
Предложить рассмотреть картошку. Что у неё есть? (глазки). Из каждого такого глазка появляется маленький росток. Пророщенную картошку сажают в землю, и из каждой картофелины вырастает куст картофеля. А под каждым кустом в земле много-много новых картофелин.
Предлагаю детям игру с картошкой. Дети садятся в круг и передают картошку из рук в руки со словами:
Катилась картошка по огороду
Кто её поймает, тот воеводою станет.
На конец слова картошку кладут на пол, дети справа от неё и слева бегут по кругу, кто быстрее поднимет после слов:
Воевода, воевода
Выходи из огорода
Раз, два, три – беги.
Сейчас я расскажу вам очень интересную историю про крахмал, муку и йод. Вы знаете, что такое йод? (показываю детям опыт). В одном стакане размешиваю крахмал, в другом муку (стаканы подписаны). В оба стакана капаю по нескольку капель йода. Что же получилось? В том стакане, где был крахмал - йод посинел, а там где была мука, цвет йода не изменился.
Послушайте, что случилось у одной хозяйки на кухне. Все сыпучие продукты (а что значит сыпучие, у неё хранились в прозрачных баночках. И вот однажды в гостях у этой хозяйки побывала маленькая девочка. Ей очень хотелось быть взрослой, и она стала «наводить» порядок в шкафчиках. Девочка, конечно, не могла запомнить, где какая банка стояла и перепутала хозяйке все банки. Ребята, может быть, кто-нибудь из вас мог бы помочь хозяйке определить в какой банке крахмал, а в какой мука? (дети отвечают, проделывая опыт).
Мы уже говорили с вами, что картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить очень много различных блюд. Какие блюда из картофеля вы знаете? (ответы детей, рассматривание иллюстраций).
Картофель нужен людям не только для еды. Он ещё очень хорошее лекарство. Например, если простудился - подыши над паром варёной картошки, и легче станет. А ещё сырым картофелем лечат ожоги, вот какой удивительный это овощ.
Произошло это 500 лет назад. Шёл отряд испанских завоевателей по густым тропическим лесам и набрёл на индийскую деревушку. Стали гости искать, чем бы поживиться, что бы такое поесть. Вдруг, в одной хижине они увидели клубни, очень вкусные. Новая еда им понравилась, что они прихватили с собой в Испанию целый мешок. Отведали их родичи гостинцы, и ну плеваться. А почему? А всё потому что сырыми их ели. Зато когда сварили - похвалили. Вкусно!
Из Испании клубни вскоре попали в Италию, потом во Францию. Разбежались по всему миру, и попали в нашу страну. Наши прапрабабушки их прозвали картофелем, картошкой. Вкусная еда! Не зря же про неё говорили: «Картофель - второй хлеб»
Вот такая история.
Про какой овощ мы с вами сегодня говорили?
Что вам понравилось больше всего на занятии?
Что нового вы сегодня узнали?