Розалия Мирхайдарова
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с башкирским детским фольклором «На яйляу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по ознакомление с башкирским детским фольклором
Тема:. На яйляу.
Цель: познакомить детей с разными видами башкирского детского фольклора (потешки и пестушки, дразнилки, считалки, игровые прибаутки, заклички и приговоры, скороговорки и загадки);
чтение наизусть, разучивание скороговорок, обыгрывание башкирских народных игр;
воспитывать любовь к родному краю, к людям, к традициям и фольклору.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с башкирским детским фольклором „На яйляу“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Материалы: башкирские национальные костюмы. Юрта с башкирским убранством, курай, кубыз и запись мелодий, атрибуты для игр, иллюстрации об историческом быте башкирского народа.
Содержание занятия
1. Под музыку курая читаю стихотворение Фаузии Рахимгуловой:
«Откуда родом ты?»
«Откуда родом ты?» -
Меня спросили.
И я ответил гордо».
«Из России,
А если говорить точней -
С Урала я,
Там Родина -
Башкирия моя».
У наших гор
Вершины до небес,
И соловьиных песен
Полон лес,
Богаты недра
Нефтью, серебром,
Поляны ягодами,
А сердца - добром.
Там Агидель
Несется с горных круч -
Поток ее прозрачен
И могуч,
К великой Волге
Путь ее лежит,
Бегут года,
И Агидель бежит.
Давайте, ребята, сядем на крылья времени и перенесемся в старину, когда башкиры летом жили в юртах, кочевали и пасли стада на широких просторах нашей Родины. Закрыли глаза и перенеслись.
Мы сейчас на летовке, на яйляу. Повторите летовка, яйляу. Пока взрослые занимались по хозяйству, что же делали дети? Играли, пели песни, учились мастерству. За детьми смотрело старшее поколение. Тогда ведь не было детских садов и школ. И люди из поколения в поколение передавали знания в играх, в совместной деятельности, на посиделках и праздниках.
2. Важное место в детском фольклоре занимали потешки и пестушки.
Потешки - это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождали жизнь малыша. К примеру, одевая ребенка, приговаривали. (Ребенок с куклой читает стихотворение).
Идет гулять мальчишка
Где его пальтишко?
Где его варежки,
Чтоб не замерзли пальчики?
Пестушки - это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. (Все вместе).
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
То же на башкирском языке.
3. Мы еще знаем дразнилки. В дразнилках осмеиваются негативные проявления - упрямство, лень, жадность и т. д. Особое место занимали дразнилки про зверей и птиц. (Дети читают дразнилки).
Барый-Барый,
Барый - карый.
С пустяка арый
Будто бабай старый.
Вот сорока - белобока
Затрещала раньше срока.
Возьму сейчас палку,
Прогоню на свалку.
Кыш - кыш
Лети выше крыш!
4. Ребята вы любите играть? Какая игра может быть без считалки и игровой прибаутки. С их помощью дети делят роли.
- Какие считалки вы знаете? (Ребенок читает.)
Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто ее возьмет, тот водить пойдет.
Раз уж выбрали водящего, давайте поиграем в игру «Угадай по голосу».
Были, были, были мы.
Девочек двенадцать нас.
Собрались мы на доске
На заре не стало нас.
То же на башкирском языке.
- А кто еще считалку знает?
Алли – балли, двадцать салли,
Сахар, сахар, лампасы.
Там яма, здесь яма,
Уж давай-ка, выйди ты!
Давайте поиграем в игру «Слепой баран» или «Жмурки».
Все вместе:
Слепой дядя подожди,
Держись за ручку двери.
Варит кашу бабушка,
Съедает дедушка.
А ты нас ищи!
То же на башкирском языке. Игра повторяется.
5. Ой, ребята, тучи солнышко закрыли. Давайте произнесем закличку.
Хором:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Дай мне чашку, дай мне ложку,
Я покушаю немножко.
Вот и солнышко засияло.
Еще, какие заклички знаете?
(Читает один ребенок.)
Дождик, дождик, лей давай!
Ты, пшеница, поспевай.
Будет радости по больше
И богаче урожай.
6. Ох, Элина, ты болтушка, тараторишь как сорока. Попробуй-ка произнеси скороговорки.
Серая кошка сидит на окошке.
Сидит Тагир на печи.
Уплетает калачи.
- О ком эта скороговорка? Что он делает?
- Повторяйте за мной.
- Повторяйте вместе со мной.
Индивидуальные проговаривания скороговорок.
7. Ах, чуть не забыла. У меня же для вас сюрприз. А какой, узнаете, отгадав загадку.
Есть у меня дружок певучий,
Дугой согнут. внутри язык.
Ласкает слух и лечит душу
О спутник мой, мой друг. Кубыз.
Играю на кубызе башкирскую мелодию «Шаль вязала». Танцую с шалью и пою.
Итог занятия.
- Где мы сегодня были? На летовке, на яйляу.
- Вам понравилось путешествие в старину?
- Как богат башкирский детский фольклор.
И мы оказалось, много знаем.
Наш долг - не терять это богатство и передать своим детям и внукам.
Любить свою Родину, свой народ и язык.
Читаю стихотворение Хай Мухамедьярова
Я славлю жизнь.
Какое солнце всходит над горами,
Как хорошо и радостно душе!
Я день встречаю звонкими словами:
Цвети земля, цвети и хорошей.
Горжусь безмерно я моей землею,
Где привелось трудиться и творить.
Где каждый честный может стать героем,
Где каждый может подвиг совершить.