Буровских Ольга
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебные кристаллы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
«Волшебные кристаллы»
Цель: Формировать развитие у детей познавательной активности, интереса к
Задачи:
1. Развивать у детей знания о происхождении соли.
2. Познакомить детей со свойствами соли (цвет, запах, вкус, растворимость)
и её значении для человека.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Волшебные кристаллы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кристалл. Выращивание кристаллов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Закрепить знания детей о том, что твёрдое вещество (соль) при
нагревании раскаляется ираскалывается, а при смешивании с водой растворяется,
о применении этого вещества в пищевой промышленности.
4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с солью.
5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать,
делать выводы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование:
Детям: на столах стоят баночки с водой, соль, чайные ложки, тарелочки,
лупы.
Для воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.
Мультимедийная установка.
НОД
-Ребята здравствуйте. Давайте встанем в круг, чтобы видеть, друг друга и
улыбнёмсясоседу справа, соседу слева, солнышку, облачку, себе… и мне.
Скажите, вы хотите стать учёными?
- Ответы детей
Посмотрите, что это у нас, как вы думаете,
Ответы детей: похоже на лабораторию
-Тогда, я приглашаю Вас в нашу лабораторию, и сегодня мы будем
учёными. А кто из вас знает, где проводят опыты?
- В лаборатории, в кабинете и пр.
- Вы правы, в лаборатории. Но, прежде чем мы начнём, я хочу вас
познакомить с правилами безопасности в лаборатории:
1. Прежде, чем, что то взять, нужно спросить у старшего по лаборатории;
2. Слушать очень внимательно и выполнять то, что говоритстарший по
лаборатории;
- Ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?
- Да!
Перед каждым ребёнком лежат непрозрачные мешочки.
- Возьмите в руки мешочки. Какие они на ощупь? Чем пахнут? Как вы
думаете, что там может быть?
- Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т. д.
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там?
- Ответы детей
- Правильно, это - соль. Кто-нибудь из вас знает, откуда у нас на столе
появляется соль?
- Предположения детей.
- Поваренная соль, или пищевая соль, «каменная соль», «пищевая соль» или
просто «соль», — пищевой продукт. В измельчённом виде представляет собой
бесцветные кристаллы.
Соль добывают разными способами (показ слайдов) :
Самосадочная соль –добывается из «соляных водопадов» путём
природного испарения морской воды из углублений в земле, которые
появляются из-за того, что вода с огромной силой падает на землю и
постепенно делает в ней углубления; (слайд 1)
садочная соль - добывается из глубин соляных озёр либо в соляных
пещерных озёрах. Добыча садочной соли происходит в тёплое время
года в местах с жарким климатом путём естественного испарения воды
в соляных озёрах. (Слайд 2)
В регионах с холодным климатом используется метод вымораживания;
каменной соли, которая добывается методом разработки шахт. Не
подвергается тепловой и водной обработке; (сайд 3)
Выварочная соль - добывается путём выпаривания из соляных
растворов. (Слайд 4).(Использован материал из «Википедия»)
- Мы будем исследовать некоторые свойства хорошо знакомой нам соли.
Для опытов по исследованию соли и ее особенностей, нам понадобится некоторое
оборудование. Посмотрите на свои столы, они уже готовы к работе.
-Перед вами стоят пустые тарелочки и солонки, возьмите солонку и
пересыпьте соль в тарелочку. Легко ли она пересыпается?
- Ответы детей.
- Если она легко сыпется, то можно сказать, что она (ответы детей).
Правильно: сыпучая. (На доске вывешиваем символ, означающую это свойство
соли)
- А теперь рассмотрите соль. Какого она цвета? На что похожи кусочки
соли? Имеет ли соль запах? Какой у неё вкус?
- Ответы детей.
Каждое свойство соли обозначаем символом.
- А теперь представьте, что солонку оставили на столе, и вдруг случайно
проливается вода из стакана и прямо в солонку. Как вы думаете, что произойдёт с
солью?
- Предположения детей.
- Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами стаканчики с
водой, возьмите чайной ложечкой из солонки соль и насыпьте в стакан с водой и
хорошо перемешайте. Что произошло с солью?
- Ответы детей
-. Вода изменила свой цвет? А вкус? Какой она стала? (На доске
вывешиваются соответствующие символы.)
- Чтобы продолжить наши опыты, давайте немного отдохнём.
Любите играть?
Сейчас буду называть вам разные блюда, а вы скажете, кладут в них соль
или нет. Если вы услышите название блюда, в которое кладут соль, - хлопните
один раз, а еслив этом блюде соли нет – топните.
Итак, готовы? Торт, плов, котлета, компот, салат, борщ, каша, кисель,
жареная картошка, шоколад, варенье, уха, винегрет, суп.
- Сегодня мы соль пересыпали, растворяли, нюхали, а что ещё можно с ней
сделать?
- Варианты ответов детей.
- Замечательно, давайте попробуем ее нагреть. Как вы думаете, что случится
с солью при нагревании?
- Предположения детей.
- Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного соли, насыплю ее в
металлическую баночку и буду ее нагревать. (Опыт демонстрируется сразу перед
детьми).
- Что вы слышите?
-Варианты ответов детей. (Слышен треск)
- Какой вывод можно сделать?
- Соль нагревается и раскалывается, поэтому слышен треск.
- Я высыпаю соль на тарелочку, что вы видите?
- Соль раскрошилась и стала мельче.
- А вы хотите ее попробовать?
дети пробуют соль
-Она солёная.
-А теперь, давайте встанем в круг и повторим ещё раз, что мы сегодня
делали с солью?
- Пересыпали, пробовали на вкус, растворяли, нагревали.
-Адля чего нужно проводить опыты?
- Варианты ответов детей: чтобы быть умными; чтобы много знать; чтобы
уметь использовать знания…
- А мы можем кому-нибудь рассказать о наших открытиях?
- Да.
- Тогда давайте пригласим в нашу лабораторию малышей и покажем им, что
мы уже узнали.
Но сначала, я предлагаю вам подумать, что бы вы рассказали малышам и
поискать дома с родителями, что то новое о соли.
- Хорошо.
- Скажите, а вам понравились наши опыты сегодня?
- Ответы детей.
- Сейчас мы вернёмся в нашу группу, но будем приходить в нашу
лабораторию каждую неделю, а вы предлагайте, что мы будем изучать