Елена Филиппова
ООД по дополнительному образованию для детей подготовительной группы «Малые фольклорные формы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Малые фольклорные формы».
Цель: расширение представлений детей о малых фольклорных формах.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с прибаутками, песенками, небылицами, перевёртышами, закличками, перекличками; закрепить представления детей о потешках, колыбельных песнях, народных играх; активизировать и пополнить словарь.
Развивающие: развивать речевую и общую моторику, координацию движений, произносительные навыки и артистизм.
Публикация «ООД по дополнительному образованию для детей подготовительной группы „Малые фольклорные формы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные: воспитывать интерес к фольклору.
Оборудование: тряпичная кукла-мальчик в пелёнке, платочек, 2 балалайки, русский сарафан, 2 скамейки, 2 детских стула, картинки, магнитная доска, куб с картинками.
Ход:
Свободный вход:
Заходит воспитатель в русском народном костюме.
- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Присаживайтесь на лавочки. Посидим рядком, поговорим ладком.
Целеполагание:
- А разговор наш будет о русском народном фольклоре.
- А вы знаете, что такое фольклор? Фольклор – это то, что сочинили люди, друг другу пересказали, кто-то записал, а мы теперь в книжках читаем. С фольклором вы давно знакомы.
- Русские народные сказки знаете? Назовите. Это фольклор.
- Загадки любите отгадывать? Загадки тоже фольклор.
- А с пословицами и поговорками вас на занятиях знакомят. Это тоже фольклор.
- Хотите ещё о фольклоре узнать? Расскажу я вам одну историю.
Жили-были муж с женой. Родился у них ребёнок. Малыш всё плачет да плачет, а успокаивается и засыпает только тогда, когда мама ему колыбельную поёт.
Воспитатель берёт куклу, качает её и поёт колыбельную.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели в изголовьице,
Спи-ка на здоровьице!
Стали гули ворковать –
Стал Ванюша засыпать.
- Что я сейчас пела? (Колыбельную - хором)
- Зачем мама поёт малышу колыбельную песню? (Чтобы успокоился и заснул)
- Колыбельная – это фольклор. Воспитатель выставляет картинку.
Время идёт, малыш растёт. На ножки встал, по дорожке побежал. А родители и рады, играют с ним, потешают.
- Давайте и мы с вами с помощью потешки поиграем, потешимся.
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, шагают наши ножки.
По кочкам, по кочкам, в ямку бух.
Раздавили сорок мух!
- Что мы сейчас проговаривали и играли? (Потешку - хором)
- Потешка – это фольклор.
- Зачем она нужна? (Чтобы играть с малышом, потешаться)
- Малыша ещё и прибаутками развлекают.
Волк - волчок, Вика
Шерстяной бочок
Через ельничек бежал,
В можжевельничек попал,
Зацепился хвостом,
Ночевал под кустом.
- Что рассказала Вика? (Прибаутку – хором)
- Прибаутка – это фольклор.
- Не только потешками и прибаутками детей забавляют, но и песнями. Песни тоже фольклор.
Цынцы-брынцы, балалайка, Паша.
Цынцы-брынцы, поиграй-ка.
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, помолчу.
Цынцы-брынцы, ктол стучит? Андрей.
Цынцы-брынцы, девочка.
Цынцы-брынцы, как зовут?
Цынцы-брынцы, Евочка.
- Назовите, чем потешают, развлекают детей? (Потешками, прибаутками, песнями) Воспитатель выставляет картинку.
Малыш растёт, мир познаёт, сам начинает всякие небылицы и перевёртыши рассказывать, родителей смешить. А они свои придумывают, вот и веселятся. Послушайте небылицу.
Сидели два медведя Егор.
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлёпнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке.
А теперь Ульяна перевёртыш расскажет.
Встаю я под вечер,
А утром ложусь,
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
- Зачем придумывают и рассказывают небылицы и перевёртыши? (Чтобы рассмешить, развеселить)
- Небылицы и перевёртыши можно отнести к фольклору? (Да)
- А почему? (Их придумали и рассказали люди)
Воспитатель выставляет картинку.
Дома хорошо сидеть, да хочется на улице погулять. А на дворе слякоть, то дождь, то снег. Зима надоела, хочется весеннего тепла. Давайте весну позовём, покличем, закличку скажем.
Иди весна, иди красна – Хоровод
Принеси ржаной колосок, Идти к центру, присесть
Овсяный снопок, Встать, рука вверх
Большой урожай в наш край! Большой круг
- Заклички – это фольклор.
- Для чего мы говорили закличку? (Чтобы позвать, покликать)
Воспитатель выставляет картинку.
Вывели родители малыша во двор погулять, слышат, соседи перекликиваются, переговариваются, шутят. Переклички тоже фольклор, послушайте. Воспитатель выставляет картинку
- Федул, что губы надул? Настя
- Да кафтан прожёг. Саша
- Зачинить можно?
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Да один ворот остался.
На улице тепло, давайте в горелки играть. Нужно кому-то водить. А как определить, кому водить? (Нужно посчитаться)
- Считалка это фольклор. Воспитатель выставляет картинку.
Яблоко катится вдоль огорода, Женя
Кто его схватит – тот воевода!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят,
Раз, два, не воронь,
Разбежимся, как огонь!
- Вот такая русская народная игра – тоже фольклор. Воспитатель выставляет картинку.
- Сейчас Дима с вами в молчанку сыграет. Воспитатель выставляет картинку.
Чок, чок,
Зубы на крючок,
Кто заговорит,
Тому щелчок!
- Зачем нужна игра молчанка? (Чтобы успокоиться)
А наш малыш успокоиться не может, всё говорит, говорит да всё скороговорками.
- Для чего русский народ придумал скороговорки? (Чтобы научиться быстро и правильно говорить)
- А вы умеете скороговорки говорить?
- Сначала разомнём губки и язычок, сделаем для них гимнастику: «Улыбка»-«Трубочка», «Лошадка», «Болтушка».
Дети проговаривают скороговорку с опорой на кубик.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Оценка:
Вот тут и истории нашей конец, а кто слушал молодец!
- Вам понравилась моя история?
- А мне понравилось, как вы артистично, с огоньком помогали мне её рассказывать.
Рефлексия:
- Давайте вспомним, что относится к фольклору?
- Назовите, что из фольклора вы знали раньше?
- Назовите, что из фольклора узнали сегодня.
Свободный выход: давайте эту историю сегодня вечером расскажем средним ребяткам, их повеселим, с ними поиграем.