Никитина Полина Геннадьевна
Конспект НОД в старшей группе «В гости к нам пришла зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для расширения представлений детей о зимних явлениях природы.
Задачи:
создать условия для закрепления знаний детей о характерных признаках зимы, со свойствами снега (познавательное развитие);
обеспечить условия для развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
создать условия для развития двигательной активности посредством игровых двигательных заданий (физическое развитие);
обеспечить условия для детского творчества (художественно-эстетическое развитие).
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „В гости к нам пришла зима“» размещена в разделах
Материалы и оборудования: картины с изображением зимы, стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки.
Ход НОД:
I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
(Стук в дверь. Почтальон приносит в детский сад письмо. Дети рассматривают. Давайте прочитаем, что же там написано).
Воспитатель: «Здравствуйте дети старшей группы № 5 «Ягодки». Пишет вам Капитошка. Недавно я узнал, что у вас наступила зима и что такое зима он не знает, а очень хочется узнать, какая она зима? Говорят, что зимой много снега. А как же он выглядит? Пожалуйста, расскажите мне про зиму.
- Сейчас давайте обсудим, расскажем про это время года, а потом напишем ответ Капитошке.
II Основная часть
Рассмотрите этот зимний пейзаж. Скажите, какая она – зима?
Дети: Белая, снежная, морозная, серебряная, сказочная, холодная, долгая, суровая.
Воспитатель: Полюбуйтесь красотой зимнего леса и скажите, что вы видите на картине.
Дети: Зимой много снега, на дорожках, на деревьях, на домах. Все деревья одеты в снежное одеяло, на улице морозы, дует холодный ветер. Речка замерзает и покрывается льдом. Все люди одели теплые вещи: шапки, шубы, валенки, варежки. В сильный мороз дети укутывают нос шарфом, чтобы не простудиться. А когда заходят в дом, закрывают плотно двери, чтобы сохранить тепло в доме.
Дидактическая игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (снеговик, жара, валенки, шуба, санки, ледянки, мороз, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, ветер, дождь, Снегурочка, ягоды, сугроб, загорать, снегопад, коньки и т. д.).
Воспитатель: Как вы думаете, без чего не бывает зимы?
Дети: Без снега.
Воспитатель: Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад. Давайте повторим это красивое слово: снегопад.
Воспитатель: А что такое снег?
Дети: Много, много снежинок.
Воспитатель: Какой снег? (Воспитатель вносит ёмкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребёнок берёт стакан со снегом. Дети рассматривают, трогают.)
Воспитатель: Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки? Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.
(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).
Воспитатель: Какой снег на ощупь?
Дети: Холодный, мягкий.
Воспитатель: Какой по весу?
Дети: Лёгкий.
Воспитатель: В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается?
Дети: В морозную.
Воспитатель: А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами?
Дети: Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.
Воспитатель: В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой?
Дети: Во время оттепели.
Воспитатель: Что случилось со снегом?
Дети: Снег растаял и превратился в воду.
Воспитатель: Почему это произошло?
Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.
Воспитатель: Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему?
Дети: Снег грязный.
Воспитатель: Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде?
Дети: Она стала холодной.
Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?
Дети: Нет. Почему?
Воспитатель: Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем.
Игра “Поиграем в снежки“. (Игра проводится на ковре под музыку)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.
(Лед)
(Воспитатель вносит лёд, снег.).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд?
Дети: Из замёрзшей воды.
Воспитатель: А чем лёд отличается от снега?
Дети: Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый.
Воспитатель: Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите под стакан со снегом, а потом под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой?
Дети: Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет.
Воспитатель: А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?
А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчике с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим?
Дети: Лёд и снег плавает в воде.
Воспитатель: А у тебя Максим плавает? А у Полины? Полина, ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?
(Полина затрудняется).
Воспитатель: Ребята, помогайте.
Дети: Лёд легче воды.
Воспитатель: Ребята, а как выиграете зимой?
Дети: Катаемся на санках, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.
Проводится разминка.
За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)
Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)
Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд?
Дети: Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры?
Дети: Предлагают ответы.
Воспитатель: Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали?
Дети: Где был лёд, вода холоднее.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Лёд охлаждает воду.
Воспитатель: А ведь это свойство - охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.
-Ребята, скоро Новый год. Давайте сделаем - цветные льдинки и можно будет украсить ими ёлки на участке.
- Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску?
Дети: Она окрасится в цвет краски.
Воспитатель: Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?
А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой?
Дети: Она замёрзнет.
Воспитатель: Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек.
III Завершение НОД
- Чем мы сегодня занимались?
- Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?
- Давайте вспомним и напишем ответ Капитошке.