Татьяна Горшкова
Конспект НОД в старшей группе Лепка из солёного теста «Жаворонки прилетите — весну красную принесите»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Продолжаем знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Научить лепить жаворонка-узелком. Закрепить умение использовать знакомые приемы: скатывать шар, раскатывать жгутик. Развивать логические способности, сравнительные процессы (жгутик толщиной с два пальца, длиною- с ладонь). Познакомить с обрядами и праздниками народного календаря, а также с обрядом закликания птиц. Воспитывать интерес к исконно-русским традициям, а так же трудолюбие и аккуратность.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе Лепка из солёного теста „Жаворонки прилетите — весну красную принесите“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по лепке из пластилина на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
Разучивание закличек, пословиц, поговорок о весне. Чтение стихотворений и рассказов о птицах. Проведение бесед о народных праздниках. Занятие по лепке из соленого теста на тему: «Угощения для кукол», «Золотая рыбка», «Девочка в шубке», «Зимующие птицы». На занятиях по лепке дети научились использовать пресс для чеснока, палочку, зубочистку, стеки.
Материал:
Соленое тесто, дощечки, стеки, гречка, иллюстрации птиц, народных гуляний, музыкальные произведения П. И. Чайковского, Глинка «Жаворонок», голоса птиц.
Ход
Звучат голоса птиц. (Дети стоят на ковре).
Воспитатель загадывает загадку:
Если снег повсюду тает
День становиться длинней
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла …. (весна)
Воспитатель.
На Руси всегда отмечали приход весны. Весну очень ждали.
- А что делали люди в старину для того, чтобы весна быстрей пришла? (пели заклички).
- А какие заклички вы знаете?
Приди весна, Ульяна
Весна – красна,
Со льном высоким,
С корнем глубоким
С хлебом обильным.
Весна - красна, Полина
Что ты нам принесла?
Соху, борону.
И кобылку ворону!
Солнца клочок
И соломки пучок.
Хлебушка краюшечку,
И водицы кружечку.
- Весну мы узнаем по прилету птиц. Какие птицы прилетают первыми?
(дети перечисляют)
Загадка.
Гнездо свое он в поле вьет.
Где тянуться растения
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения
Хочет прямо полетит,
Хочет в воздухе весит,
Камнем падает с высот
И в полях - поет, поет…
-О какой птице загадка? (о жаворонке) показать иллюстрацию
-А что вы знаете об этой птичке? (рассказы детей)
Жаворонок - первая весенняя птичка, которая прилетает из тёплых краёв, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое- где появляются проталины. Очень красива песенка жаворонка. Жаворонок издает 130 разных звуков за секунду. Они не любят деревья и лес, и всё лето они поют песни над лугами и полями. Гнёзда мастерят в траве, где и выводят птенцов. Если вы в поле найдёте гнездо, не трогайте его, оставьте в покое птиц, тогда они опять прилетят к нам.
Воспитатель предлагает детям послушать пение жаворонка.
- Вот какая красивая песня у жаворонка.
(накинуть русский народный платок на плечи)
Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы будем встречать весну по старинным русским традициям. А расскажу я вас сейчас, как люди в старину веселились, в игры играли, да весну встречали.
Пожаловала в наш Родимый край «весна». Махнула одним рукавом - расстелила ковры зеленые. Махнула другим рукавом - водрузила на трон небесный солнце ясное, солнце красное. Полетели по небу птицы дивные, и кликнула тогда весна - красна: «Эй, молодцы добрые, да девицы красные, я весна - красна вам тепла принесла! Будет вам по избам сидеть, выходите на улицу, веселиться, играть да песни петь!»
Думал народ как весну – красну, отблагодарить за солнце, тепло и ласку. И придумал они делать птичек из теста и устраивали гулянья. (Иллюстрации жаворонков и гулянья). Наряжали птичек старинными узорами, цветными ленточками, угощали друг друга. Птичек привязывали на палочки, или ветки деревьев, а сами забирались на заборы, кликали весну и птиц зазывали.
- Настя, как птиц зазывали? (закличками)
Какую ты закличку знаешь?
Закличка: Настя М.
Жаворонки прилетите,
Красну - весну принесите.
Нам зима-то надоела,
И весь хлеб у нас поела.
И дрова все пожгла,
И солому всю пожгла
Молоко все унесла.
Вот так закликали весну и птиц зазывали.
-А теперь вы в мастерскую проходит - жаворонушков слепите.
(Дети проходят к столам)
-Сегодня мы будем лепить жаворонка - узелками (показываю).
У вас на столах: тесто, стеки, гречневые зернышки - это будут глазки у птички.
1. Сначала скатываем шарик, затем раскатываем в жгутик (жгутик должен быть толщиной как ваши два пальчика, длиной с вашу ладошку)
Верхний конец – головка жаворонка, а нижний - хвост.
Теперь я беру эти два конца поднимаю наверх и скрещиваю - получается петелька, и в эту петельку (один конец, где головка у птички) просовываю другой, получился как бы узелок.
На головке делаю носик (прищипываю двумя пальцами, а глазки у нас будут гречневые зернышки. Захлёст узелка напоминает сложенные крылышки, их надо расправить.
-Что вам напоминает узелок у жаворонка? (сложенные крылья)
2. Теперь стекой прорисуем перышки, слегка надавливая на тесто, так же и хвостик.
Все поняли и запомнили, как делать?
(если кто-то не понял, другие ребята объясняют последовательность работы)
Чтобы приступить к работе давайте, сделаем гимнастику для рук.
Пальчиковая гимнастика.
Жаворонки
Прилетите
Сцепить большие пальцы остальными, шевелим
Весну- красну отомкните
Пальцы в замок
Серы снеги покатились Руки в замке - волнообразные движения
В реках воды появились
Пальцами перебирают по столу
Вы не клюйте песок,
не тупите свой носок
Стучат пальцами по столу
Пригодится вам носок Ладошки сложить - наклоны в сторону
На овсяный колосок Ладошки сложенные поднимаем вверх
- Сейчас я вам включу музыку композиторов Чайковского и Глинки, произведение называется «Жаворонок».
- С места не кричать, кому нужна моя помощь - поднимите руку.
(С места не кричите - руку поднимите)
-Сделанных птичек кладем на поднос и садимся на место.
(Птичек принесите и на место проходите.)
- Вы ребята птиц встречайте, кричать закличку начинайте.
Алеша и Юра читают заклички.
Ой, вы жаворонки - жаворонушки Юра
Летите в поле - несите здоровье.
Первое коровье,
Второе овечье,
Третье человечье.
Жаворонушки - перелёушки Алеша
Прилетите к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
(Вместе с Алешей)
Потрудились вы на славу, и я для вас угощенья приготовила.
Воспитатель угощает детей жаворонками.