Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «История возникновения колоколов на Руси»

Надежда Платонова
Конспект занятия в подготовительной группе «История возникновения колоколов на Руси»

Цель: Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств детей. Формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными. Обогащение словаря: колокол, купол, звонарь, благовест, красный звон, епископ.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „История возникновения колоколов на Руси“» размещена в разделах

План занятия.

1. Вводное слово воспитателя. (слушание песни «Колокольчик» сл. Рождественского, муз. Чикобава)

2. Рассказ воспитателя о колоколах. (видео)

3. Физминутка «Жаворонок».

4. Слушание звона колоколов.

5. Рассматривание картины К. Юона «Купола и ласточки».

6. Оригами «колокольчики»

7. Отрывок из стихотворения.

8. Итог занятия.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением церквей,колоколов совсем маленьких и больших, объясняла детям кто такие христиане, буддисты, мусульмане, ездили на экскурсию в Храм святителя архиепископа Мирликийского, слушали звон колоколов, беседовали.

Ход занятия

Ребята послушайте музыкальное произведение и скажите, как можно его назвать?

Слушание песни «Колокольчик» (сл. Вс. Рождественского, муз. С. Чикобава).

Колокольчик! Колокольчик!

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там где травы и цветы.

На лугу со всех сторон

Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий

Будто слышится мне звон.

Может быть звонишь ты тоже

Но твой звон не слышен нам,

И понятен только пчёлам,

Роще, травам и цветам.

Ребята, посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. (показываю нарисованный цветок). Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы- колокольчики, от дуновения которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

Как вы думаете, что это за цветок из металла?

Да, это колокол. Наше занятие посвящено этому поющему цветку.

Звон колоколов. (дети садятся)

С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. Колокол- это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. (картинка колокола)

КОЛОКОЛ – это ударный инструмент.

А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? (Ответы детей).

Да. Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник. С незапамятных времён крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы,чтобы стада коров и овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались «ботала», и свою задачу они выполняли исправно- отгоняли от стада хищных зверей. Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались этому мастерству очень долго. Есть маленькие колокольчики от 2см до 9 см и есть очень большие. Родиной колоколов считается Китай. Вначале колокольни стояли отдельно от церкви, позже их объединили в единый ансамбль. Немало дошло до нас с тех времён рассказов о том, как похищенный колокол умолкал или раскалывался, не желая служить похитителям. Так складывалось представление о колоколе, как носителе добрых сил и борце против сил злых. Тогда люди считали, что звон освящённого колокола, защитит от града, голода, молнии, бури, болезней, а если при его литье в сплав была брошена змея- то и оберегает от змей; что немой человек обретает голос, если напишет своё имя на колоколе. Колокола размеряли поступь времени, били тревогу, когда случался пожар или иное бедствие, когда вспыхивал мятеж или приближался неприятель, скликали воинов и напутствовали их на битву, ликовали, встречая победителей, приветствовали знатных гостей. Звук вечевого колокола был сигналом к народным событиям. Утрата колокола говорила о потере независимости, была знаком беды и скорби. Ребята.

А легко ли сделать колокол?

Нет. Нелегко. Давайте подойдём к столу и выберем, какие материалы нужны, чтобы сделать колокол.

(дети подходят к столу и выбирают нужные картинки.) Да, требуется красная и зелёная медь, олово, проволочное железо, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лычные верёвки, вожжи, весы, подъёмные и кузнечные снасти. (предложить детям объяснить почему они не взяли другие предметы)

Большой колокол отливали человек сто. В глубокой яме устанавливали форму, туда заливали колокольную медь. Наставал момент, когда он рождался.

Ребята, как вы думаете, как раньше поднимали колокол на колокольню? С помощью чего?

Верёвки крепкие мужики подбирали. Как дитя малое оберегали. (чтобы колокол не упал и не разбился.)

А сейчас, как можно его поднять?

Да, с помощью подъёмного крана. (дети садятся)

ТИХО ЗВУЧИТ КОЛОКОЛ?

-Колокола сейчас льют так же, как в старину, по описаниям прадедов, дедов. Колокол словно живое существо. Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище, ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь.

Сохранившиеся древние колокола - это самые ценные исторические памятники.

Ребята, а вы знаете какой самый большой колокол и где он находится?

Да,-Самый большой колокол-Царь-колокол. (показываю слайд). Он весит 200 тон, это очень, очень много. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду- от перепада температуры он треснул и от него откололся большой кусок. Стоит Царь-колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

Ребята, кто знает, отчего зависит звук колокола?

-Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, от его формы и веса.

А кто в него звонит?

Да это звонарь. Этому нужно очень долго учиться. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность. Которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон-это целая наука.

БЛАГОВЕСТ-самый главный из церковных звонов. Звучал он на «Пасху» в этом звоне слышится призыв: «к нам, к нам, к нам.» Существует пословица: «В светлую седмицу, кто не звонарь.»

(Мы сейчас тоже будем звонарями, возьмите колокольчики и позвоните все вместе и по одному, молодцы)

Когда мы с вами ездили в церковь, то для нас тоже звонили колокола, помните?

Физ. минутка «Жаворонок»

В небе жаворонок пел, (махи руками)

Колокольчиком звенел, (вращение кистями рук)

Порезвился в вышине.

Спрятал песенку в траве (руки через стороны вниз)

Тот кто песенку найдёт, (приседают, обхватив колени руками)

Будет весел целый год. (хлопают в ладоши)

Ребята, а сейчас посмотрите на эту картину К. Юона «Купола и ласточки».

Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на башнях? Как вы думаете?

Но во-первых это красиво и для того чтобы было далеко слышно. -Для того, чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчания ручьёв.

Как вы думаете, колокол лечит?

Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя, а если нельзя было встать под колокол,то надо было подойти к Храму, обнять его и постоять.

Уже стало традицией привозить из далёких путешествий сувениры-колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников - о вступлении их во взрослую, серьёзную жизнь.

А сейчас мы с вами сделаем «колокольчики» для нашего «храма» (показываю, как делать). Сделанные колокольчики прикрепляем к «Храму». (нарисованному на плакате)

Ребята, сегодня, вы узнали много нового о колоколе, были внимательны, вместе слушали,определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола- символа нашей Родины, молодцы, занятие окончено.

Послушайте такие слова :

«Собирает он народ воедино

И на подвиги зовёт исполина. А во след ему звучат говорливо

Колокольчиков - внучат переливы.

Не остынет - потому что боль жива в вашем сердце

Потому что знали вы слёзы жизни

И страдали для любви, для отчизны

Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,

Чтоб всегда жила любовь над Россией». СЛУШАНИЕ. «Колокольные звоны Э. Грига.

Публикации по теме:

«Колокола на Руси». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание МБДУ МО "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 10 "РОДНИЧОК" Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Презентация «Колокола в музыке композиторов-классиков» Я взяла за основу в своей педагогической деятельности проект "Классическая музыка в детском саду".На открытие сезона организовала музыкальную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «История возникновения колоколов на Руси»
Опубликовано: 8 марта 2015 в 05:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД