Богдана Ячменева
Конспект НОД в старшей группе «Дымковская игрушка» с использованием ИКТ — технологии
(с использованием ИКТ - технологии)
Подготовила воспитатель:
Ячменёва Б. Б.
г. Симферополь 2018
Интеграция образовательных областей: «Художественное - эстетическое», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Дымковская игрушка“ с использованием ИКТ — технологии» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Учить различать стили наиболее известных видов декоративной живописи хохломской, дымковской, гжельской и др. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции. Формировать у детей эмоциональной отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно- прикладного искусства. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точка-горошины). Закрепить представление о процессе создания игрушек. Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки. Формировать умение работы с глинной. Вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями.
Развивающие:
Развивать желание лепить игрушку своими руками. Развивать творчество, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров русского народа. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.
Материалы и оборудование: ТСО, записи русских народных мелодий, доски для лепки, глина, гуашь, пластилин, бусинки, паетки, влажные салфетки, фартуки.
Ход НОД:
Дети, взявшись за руки, заходят в зал (в национальном русском костюме). Проводится коммуникативная игра «Хоровод» М. Картушиной. Дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом и поют на мотив русской народной песни «Ах, вы, сени» :
Мы заводим, мы заводим,
Мы заводим хоровод.
Поздороваться желаем,
Удивим сейчас народ!
Дети останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары. Первый поют слово «Здравствуй!», второй раз прикасаясь, друг к другу («здороваясь») ладошками, третий раз разворачиваются к гостям «Здравствуйте!» (поклон).
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в русское село Дымково. Вы готовы? Тогда в путь.
Хлопнем мы в ладоши
раз, два, три.
Глазки мы закроем
Раз, два, три.
И покружимся немножко.
Раз, два, три. И окажемся мы в Дымково раз, два, три.
Дети повернулись к экрану. На экране зимнее село Дымково.
Воспитатель: Присаживайтесь, а я расскажу, чем знаменито село Дымково.
Далеко- далеко, за дремучими лесами, за широкими полями на берегу голубой речки. Стоит большое село. Слобода Дымково.
Домов в селе было много- много. Жили в нем веселые и озорные люди.
Любили они лепить веселые, яркие, красочные игрушки-свистульки. К весеннему празднику «Свистунья».
Берет мастер кусочек глины и начинает лепить из него фигурку. Давайте вспомним профессию человека, который лепит из глины, но не только игрушки, а еще и посуду? А глина какая ребята? (мягкая, липкая.) Мягкая как? Да мягче чем пластилин.
Слепит игрушку и сразу в печь.
От огня и жара игрушка высыхает и становиться твердая. Игрушка твердая как?
Остынет игрушка после печи, мастер красит в белый цвет. Ребята, а как мастер получал белый цвет?.
Когда высохнет белая краска. Начинается настоящее волшебство. Мастер берет яркие краски и начинает расписывать игрушки разноцветными узорами. Яркие краски как?
Воспитатель: Какие узоры использовал мастер для росписи? Какие цвета использовал?
Совершенно верно узоры были простыми. Это прямые и волнистые линии, кружочки, овалы, горошины, точка, клетка. Краски ярки, насыщенные.
И игрушки выходят просто загляденье. Много наделают их за зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои озорные игрушки и ну свистеть зиму прогонять, весну славить.
Игрушки продавали в разных городах и деревнях на ярмарках.
А по имени этого села и игрушки стали называться дымковскими. Село это славится на весь мир своей игрушкой знаменитой. Стихи.
Ребенок 1. Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите: пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок;
А высокий гребешок,
Красной краскою горя, –
Как корона у царя! Ребенок 2. За студеною водицей
Водоноска-молодица,
Как лебедушка, плывет,
Ведра полные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса.
Ребенок 3. Посмотри, как хороша Эта девица краса. Щечки алые горят, удивительный наряд. Сидит кокошник горделиво. Барышня так красива.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите попробовать сделать дымковскую игрушку? Почувствовать себя дымковскими мастерами? Тогда я вас приглашаю в мастерскую. Встаньте, пожалуйста.
Хлопнем мы в ладоши
раз, два, три.
Глазки мы закроем
Раз, два, три.
И покружимся немножко.
Раз, два, три. Подошли мы к мастерской Раз, два, три.
Вот посмотрите, мы оказались перед мастерской, где изготавливают игрушки. Но мастерская закрыта. Обратить внимание детей на то что рядом лежат образцы различных узоров. Я думаю,что надо составить код. Мастерская наша дымковских мастеров, значит, узор должен быть каким? (работа детей).
Воспитатель: Мастерская открывается. Настоящие мастера всегда работают в фартуках (одеваем фартуки). Прежде чем начать нашу работу мы разомнемся немного.
Физкультминутка
Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой).
Ну-ка за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками»)
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками»)
Печка жаром пышет. (кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки! (руки вперед)
Воспитатель: Проходите на свои рабочие места. Старайтесь, что бы ваши работы были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Работа детей под музыку. Сделали, поставили в короб. Вытерли руки салфетками.
Воспитатель: Ребята посмотрите, мы смастерили с вами настоящее дымковское чудо. А какие получились наши игрушки? (красивые, яркие, нарядные, озорные, причудливые, добродушные, глиняные, необычные, шумные, ненаглядные). И впрямь на них не наглядеться, на душе становится радостно и празднично.
Д/и «Продолжи поговорку». Не зря в народе говорят: Умелец да рукоделец себе и другим людям (дети – радость приносит). Каков мастер …. такова и работа) Будешь стараться … все может удастся). Землю красит солнце (а человека труд). Делу время (а потехе час). Понесем наши игрушки на ярмарку. Но на ярмарке не только продают и покупают, но и играют и выселяться, поют и танцуют.
Музыкальный номер «Ярмарка».