Светлана Стенина
Конспект НОД в старшей группе для детей с ОВЗ «Лес. Грибы. Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие. Развитие лексико – грамматического строя речи.
Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»
Цель: Систематизировать знания детей о лесе, грибах, ягодах.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально – коммуникативное развитие.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу.
Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.
Активизация словаря, развитие связной речи по теме «Лес. Грибы. Ягоды».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе для детей с ОВЗ „Лес, Грибы, Ягоды“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, согласование числительных с существительными, образование однокоренных слов, образование формы существительных в родительном падеже с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование относительных прилагательных). Закрепление предлогов в, на, под. Совершенствование элементарных математических представлений, навыка счета в пределах пяти.
Коррекционно-развивающие:
Развитие воздушной струи, речевого слуха, связной речи, зрительного и слухового внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, мышления, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательная область:
Познавательное развитие. Совершенствование элементарных математических представлений, навыка счета в пределах пяти.
Физическое развитие. Развитие речи посредством движения.
Социально – коммуникативное развитие. Развитие эмоций возникших в ходе игровых действий с персонажами.
Оборудование. Картинки объёмные предметы грибов, ягод, изображения грибов, ягод, деревья, листья, цветные карандаши, магнитофон.
Словарная работа:
Существительные: лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подберёзовик, лисичка, мухомор, опёнок, сыроежка, ягода, кустик, земляника, черника, малина, клюква, брусника.
Прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, гладкий.
Глаголы: собирать, висеть, заготавливать, прятаться.
Предлоги: в, на, под.
Форма проведения: совместная деятельность (подгрупповое занятие)
Предварительная работа: Разучивание подвижной игры «Мы шли, шли». Упражнение в подборе однокоренных слов. Рассматривание предметных картинок с изображениями съедобных и ядовитых грибов, лесных ягод.
Демонстрационный материал: Картинный материал: «Бабушка», «Дедушка», «Дом», «Чудо - Дерево», «Деревья», «Белки», «Лесовичок».
Раздаточный материал: корзины, банки, кастрюля, мешочки, этикетки.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Логопед:
1,2,3,4,5 – начинаю я считать
Раз – гостей я пригласила.
Два – и ребят не позабыла!
Три – на занятии ребята будут старательными!
Четыре – спокойными и внимательными!
Пять - слушать, не перебивать!
На вопросы отвечать!
2. Основная часть.
Создание игровой ситуации.
Ах, какой красивый дом!
Угадайте, кто живёт в нём?
Дети: Дом бабушки и дедушки.
Логопед: Да, вы правильно ответили.
Дом бабули и дедули вы приметили.
Вот дедуля печку натопил
И бабулю попросил
Чтобы пирожков из ягод и грибов она напекла
И начинки в пирожки побольше положила.
А бабуля дедуле отвечает:
-Нет, я в лес не пойду, а то ещё я упаду.
-Вы ребята, помогите!
Вы, в лесочек сходите.
Грибочков, ягод наберите.
-Ребята, поможем бабушке и дедушке?
Дети: Да, поможем бабушке и дедушке в лес сходить, грибов и ягод собрать.
Сообщение темы.
Логопед: Итак, сейчас мы в лес пойдём и гостинцев бабуле и дедуле принесём.
Что в лесу мы будем собирать?
Дети: Грибы, ягоды.
Прогулка по лесу.
Логопед: Вот дорожка, в лес идёт. Ох, посмотрите! Кто это?
Дети: Лесовичок!
Логопед: Вы внимательно слушайте лесовичка! У него стихотворение про правила.
Которые надо выполнять. Когда в лесу мы будем грибы и ягоды собирать.
Стихотворение «В лесу».
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Логопед: Кто мне скажет, как нужно вести себя в лесу. Какие правила надо соблюдать?
Дети отвечают.
Логопед: Пойдёмте по дорожке.
Дети: идут (под музыку «Шум леса»)
Задание «Найди дерево».
Логопед: Посмотрите, «Чудо – дерево» стоит. Оно нам что-то говорит: «В моём лесу деревьев много. Берёзы, клёны, сосны, дубы, ели. Все листочки пожелтели, покраснели.
И на землю улетели. Вы ребята, посмотрите и мне скажите. С какого дерева опали листочки?». Проговаривайте: «Этот листок упал с дуба». Дубовый листок.
Дети: Этот листок упал с клёна. Кленовый листок. Этот листок упал с берёзы. Берёзовый листок. И т. д.
Упражнение «Лиственное, или хвойное?»
Какие лиственные деревья вы знаете? А какие хвойные деревья вы знаете?
Дети: Берёза, дуб, клён – лиственные деревья. Ель, сосна – хвойные деревья.
Упражнение «Какой лес?»
Логопед: Как называется лес, где растут берёзы?
Дети: Берёзовый лес.
Логопед: А ещё, лес в котором растут берёзы, называют берёзовой рощей.
Как называется лес, где растут ели?
Дети: Еловый лес.
Логопед: Как называется лес, где растут дубы?
Дети: Дубовый лес.
Логопед: А ещё, лес где растут дубы называют дубрава.
Как называется лес, где растут клёны?
Дети: Кленовый лес.
Логопед: Как называется лес где растут сосны?
Дети: Сосновый лес.
Логопед: Место где растут сосны называют - сосновый бор.
Упражнение «Листопад»
Логопед: А как мы называем явление, когда с деревьев начинают опадать листья.
Дети: Листопад.
Логопед: Давайте мы сами устроим листопад. Вот вам листочки. Сейчас мы будем на них дуть. Когда дуем, помним - губы трубочкой, щеки не надуваем. Раз, два, три листопад начнись. Молодцы! У нас получился очень красивый осенний листопад.
Упражнение «Части гриба».
Логопед: Назовите части гриба.
Дети: шляпка, ножка, грибница.
Логопед: При сборе, грибы нужно не вырывать с корнем, а аккуратно срезать ножом, оставляя грибницу в земле, чтобы из нее выросли еще грибы.
Игра «Что за гриб?»
Логопед и дети подходят к желтой полянке.
Логопед: На жёлтой полянке растут грибы. Кто мне скажет? Как называются они?
Дети: Подберёзовики.
Логопед: Как вы определили? Возьмём эти грибы? Почему?
Дети: Подберёзовик растёт под берёзой. Шляпа у него тёмно – коричневого цвета. Ножка высокая, тонкая. Мы его возьмём. Потому что подберёзовики съедобные.
Логопед и дети подходят к оранжевой полянке.
Логопед: На оранжевой полянке растут грибы. Кто мне скажет? Как называются они?
Дети: Мухоморы.
Логопед: Как вы определили? Возьмем эти грибы? Почему? Что значит ядовитый?
А какие ещё вы знаете ядовитые грибы? Почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?
Дети: У мухомора шляпка красная с белыми горошками. Беленькая ножка, а на ней короткая юбочка. Мы его не возьмём. Потому что он ядовитый. Бледная поганка, ложные опята - ядовитые грибы.
Логопед и дети подходят к красной полянке.
Логопед: На красной полянке растут грибы. Кто мне скажет? Как называются они?
Дети: Сыроежки.
Логопед: Как вы определили? Возьмем эти грибы? Почему?
Дети: У сыроежки шляпки бывают разного цвета. Ножка тонкая, белая. Мы их возьмём. Потому что сыроежки съедобные.
Логопед и дети подходят к зелёной полянке.
Логопед: Посмотрите, какие грибы спрятались в травке?
Дети: Лисички.
Логопед: Как вы узнали? Почему этот гриб назвали лисичкой? Возьмем лисичку?
Дети: Лисичка растёт в траве. Она жёлтого, оранжевого цвета. У неё тонкая ножка, волнистая шляпка. Лисички мы возьмём. Лисичка – съедобный гриб. Упражнение «Соберем семейку».
Логопед: Посмотрите, какие грибы на этой полянке. Давайте подберем семейку слов (однокоренные слова) к слову гриб. Как мы назовем маленький гриб? А как назовем очень большой гриб? Как называют человека собирающего грибы? Как называется суп из грибов?
Дети: Грибок. Грибище. Грибник. Грибной.
Подвижная игра «По ягоды».
Логопед: А теперь мы пойдём на лесную полянку собирать ягоды.
Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу)
Много клюквы нашли (наклоняются, собирают ягоды)
Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу)
Много брусники нашли (наклоняются, собирают ягоды)
Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу)
Много черники нашли (наклоняются, собирают ягоды)
Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу)
Много земляники нашли (наклоняются, собирают ягоды)
Раз, два, три, четыре, пять (маршируют по кругу)
Вот и закончили мы собирать.
Игра «Скажи какая ягода?
Логопед: Скажите, какую ягоду вы нашли во время игры?
Брусника какая? Клюква какая? Черника какая? Чем полезны ягоды?
Скажите, какую ягоду любит собирать медведь в лесу?
Дети: Брусника красная, кислая, мелкая. Клюква красная, кислая, мелкая. Черника синяя, сладкая, мелкая. В ягодах много витаминов. Медведь любит собирать малину.
Игра «Сколько грибов и ягод».
Логопед: Лес- это большой дом, где растут разные деревья, грибы, ягоды. Живут животные, птицы. Животные и птицы очень любят грибы и ягоды.
Сосчитайте сколько ягод и грибов у животных и птиц. Отвечайте полным предложением.
Сколько ягод засушил бельчонок на дереве? Сколько грибов у ёжика на спине? Сколько ягод у бельчонка в лапках? Сколько грибочков спрятала белочка под деревом? Сколько ягод в клюве у птицы?
Дети: Бельчонок засушил на дереве 3 землянички. У ёжика на спине 4 гриба. В лапках у бельчонка 2 малины. Под деревом белочка спрятала 5 грибочков. У птицы в клюве 1 ягода.
огопед: Мы собрали много грибов и ягод. Теперь бабуля может испечь пирожки. А ещё ребята, можно сварить из ягод варенье, компот, джем и засушить ягоды. Грибы можно засолить, и тоже засушить. Давайте поможем бабуле приготовить запасы на зиму.
Игра «Поварята».
Ребёнок достаёт из своей корзины ягоды, грибы в тарелочку. Перед каждым ребёнком на столе стоит баночка и лежит мешочек.
Логопед: Послушайте, что я приготовлю. Из черники я приготовлю черничное варенье, а лисичку засушу. (Чернику убирает в баночку, а гриб в мешочек.)
Подумайте, что вы приготовите из ягод и грибов. Отвечайте полным предложением.
Дети: Делают заготовки в баночки и мешочки. Составляют предложения, проговаривают.
Упражнение «Этикетка».
Логопед: Ребята, мы помогли бабуле и дедуле. Приготовили из ягод варенье, компот, засушили грибы. Чтобы было понятно, в какой банке варенье, в каком мешочке грибы, а в каком мешочке ягоды надо раскрасить этикетки цветными карандашами. Этикетки я вам уже подготовила.
Дети: Раскрашивают этикетки под музыку. Наклеивают.
3. Итог занятия.
Куда мы ходили? Что вы собирали бабули и дедуле в лесу? Какие грибы собирали?
Какие ягоды собирали? Что заготовили на зиму бабуле и дедуле?
Отправляемся к бабуле и дедуле с гостинцами.
Бабуля и дедуля говорят вам большое спасибо!