Розалия Каримова
Конспект НОД в средней группе «Шестиногие малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Уточнять и расширять знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.
Упражнять в согласовании существительных с числительными. Упражнять в образовании существительных именительного падежа множественного числа, родительного падежа единственного и множественного числа.
Продолжать упражнять в составлении сложных предложений с использованием союза потому что.
Активизировать словарь по лексической теме «Насекомые».
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Шестиногие малыши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, исключать лишний предмет, отгадывать загадки с обоснованием своего ответа.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание. Формировать прослеживающие функции глаза.
Развивать координацию речи с движением.
МАТЕРИАЛ:
Иллюстрации насекомых: кузнечик, бабочка, стрекоза, муравей, пчела, божья коровка, комар; паук; 3 – 4 иллюстрации птиц, животных; мольберт, игрушка бабочка на палочке; зеленый и коричневый лист бумаги; кузнечик, жук; 3 обруча, по 5 муравьев, пчел, божьих коровок; мяч; раскраски «Насекомые».
ХОД:
– Ребята, у вас хорошее настроение? Давайте встанем в круг и подарим друг другу свою улыбку. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа). А ты кому передашь свою улыбку?. Вот улыбка ко мне и вернулась.
Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом перед мольбертом.
– Какое сейчас время года? Стало тепло. А в теплую погоду все оживает, пробуждается от спячки. Проснулись и самые маленькие жители нашей планеты – насекомые. А где они зимовали? (Забивались в щели деревьев, в сухой траве, под листьями, некоторые бабочки улетали в теплые края, как перелетные птицы). Почему они прятались зимой? (Они едят листья, стебли, некоторые – созревшие плоды, хвою, других насекомых, а зимой этого нет.)
Воспитатель уточняет и дополняет ответы детей.
– На столе разложены картинки. Выберите, пожалуйста, те, на которых изображены насекомые.
Дети выполняют задание, садятся на стульчики.
– Я вам загадаю загадки. Тот, у кого в руках окажется картинка-отгадка, выкладывает ее на мольберте.
Маленький вертолет Летит назад и вперед. Большие глаза, Зовут ее… (стрекоза).
– Как догадались, что это стрекоза?
Он работник настоящий, Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (Муравей)
– Какие слова помогли вам узнать муравья? Поставь картинку на мольберт. Кого ты поставил?
Кто с листочка на травинку Быстро скачет вдоль тропинки? Кто так весело стрекочет, Рассказать о чем-то хочет? Этот человечек – зелененький… (кузнечик).
– Почему так решили?
Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка.)
– Какие слова помогли найти отгадку? Кого ты поставил на мольберт?
Полосатая хозяйка Полетела над лужайкой. Похлопочет над цветком, Он поделится медком. (Пчела)
– Как узнали пчелу? Скажи, какое насекомое ты поставил на мольберт?
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит, Прилетает вновь и вновь, Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)
– Почему решили, что это комар?
– Как можно их всех назвать одним словом? (Насекомые.)
– У меня есть еще одна картинка. Кто это? (Паук.) Можно мне поставить его рядом с насекомыми? Почему? (Это не насекомое – у него 8 лапок, а не 6). Да, только у насекомых 6 лапок. А что еще есть у насекомых? (Крылья, голова, усики, брюшко.)
Дети с воспитателем уточняют части насекомых, используя картинку с изображением божьей коровки.
– А сейчас внимательно послушайте и скажите, что я назову лишнее?
Игра «4 лишний». Дети называют лишнее и обосновывают свой выбор.
Жук, пчела, муравей, кошка;
слон, бабочка, шмель, оса;
божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
ёлка, стрекоза, муха, кузнечик;
шмель, воробей, жук, божья коровка;
муравей, стрекоза, муха, комар.
Гимнастика для глаз.
– Посмотрите, какая красивая бабочка прилетела к нам.
У воспитателя в руках игрушечная бабочка на палочке. Дети прослеживают глазами движение бабочки.
Бабочка летает повсюду. Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, Вверх, вниз. и назад спешит.
(2 раза.)
– Ой, комар сел на нос, давайте прогоним его: быстро-быстро поморгайте глазками. Вот так.
– У большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья? (Чтобы летать.) А как еще передвигаются насекомые? (Ползают, ходят, летают, прыгают и бегают). Вот какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.
– Давайте мы сейчас с вами превратимся в кузнечиков.
Физминутка «Кузнечики».
Поднимайте плечики! Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок! Сели, травушку покушали, Тишину послушали. Опять прыгай высоко, Прыгай ловко и легко.
(2 раза)
Дети садятся на места.
– Как вы считаете, есть у насекомых враги? (Есть.) Кто? (Птицы, люди, другие насекомые.) Как же бедным насекомым спастись от врагов?
Воспитатель показывает майского жука.
– Какого цвета майский жук? (Коричневого.) Майский жук живет на ветках деревьев (воспитатель накладывает изображение жука на коричневую бумагу, его не видно. Так он и прячется от своих врагов.
– А как кузнечик спасается от врагов? (Какого цвета кузнечик? Кузнечик прыгает в зеленой травке, его не видно). Посмотрите.
Воспитатель накладывает изображение кузнечика на зеленую бумагу.
– А как же божьей коровке спастись от врагов? Она такая яркая! Её хорошо видно и в траве, и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (Предположения детей.) Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень неприятно пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. Кстати, раз она, как большая корова, даёт молочко, её и назвали «божья коровка».
Некоторые насекомые имеют отпугивающую окраску. На крыльях бабочки (показать) нарисованы яркие пятна и пестрые узоры. Когда она неожиданно взлетает, расправив крылышки, то может испугать врага.
Есть насекомые, которые имеют острое жало. Кто это? Они им прокалывают кожу и выпускают в ранку яд. Птицы и звери знают это и предпочитают не трогать их.
– А сейчас посмотрим, кто у нас самый внимательный. Закройте, пожалуйста, глаза.
Игра «Кого не стало?» проводится 3 – 4 раза. (Можно убирать по 1 – 2 картинки.)
– Ой, ребята, подул сильный ветер, и наши насекомые разлетелись в разные стороны и не могут найти дорогу домой. Помогите им, отнесите их в свои домики.
После выполнения задания детьми воспитатель подходит к каждому домику и говорит:
– Кто в домике живет? (Пчелы). И у меня пчела. Пустите мою пчелку в домик. Сколько сейчас в вашем домике пчел? (5 пчел.)
– У меня муравей, а у вас… (муравьи). Можно моему муравьишке жить в вашем домике. Посчитайте, сколько стало муравьев. (5 муравьев.)
– Кто в вашем домике живет? У меня тоже божья коровка. Пустите еще одну божью коровку в ваш домик. Сколько стало божьих коровок? (5 божьих коровок.)
– Насекомые такие маленькие. Мне так хочется называть их ласково. А вам? Как ласково назовем комара (муху, муравья, стрекозу, жука, пчелу?
Проводится игра «Назови ласково» с мячом.
– Можно обижать таких маленьких насекомых? Конечно, нет. Мы лучше будем ими любоваться. Так интересно наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют; слушать, как они поют свои песенки: жужжат, стрекочут, звенят.
– Ребята, я принесла вам раскраски насекомых. Кто хочет, может раскрасить их, а потом мы с вами сделаем альбом о насекомых.