Светлана Шуляева
Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин)»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.
Задачи:
1. Уточнить представления детей о частях растения (листья, стебель, корень, цветок, их назначение.
2. Закрепить умение пользоваться моделями.
3. Расширить знания детей о комнатных растениях.
4. Формировать и поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Публикация «Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром „Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин)“» размещена в разделах
- Бальзамин, комнатное растение
- Герань, комнатное растение
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: растения уголка природы, лейки для полива, опрыскиватель, тазики, тряпочки для обтирания пыли с листьев и мытья поддонов, палочки для рыхления земли, Незнайка, модели растения.
Предварительная работа: наблюдения в уголке природы.
Ход занятия:
Воспитатель: - Посмотрите, кто это к нам пришёл в гости? Да это же наш знакомый Незнайка. Почему же ты такой грустный, что с тобой случилось?
Незнайка: - Жители цветочного городка попросили меня принести им комнатные растения. А я не знаю, как они выглядят и как их узнать и различить от других растений.
Воспитатель: - Не расстраивайся, Незнайка! Мы тебе поможем, правда, ребята?
Воспитатель: - Давайте поиграем с вами в игру «Кто больше назовёт для Незнайки комнатных растений» и познакомим его с комнатными растениями.
Дети показывают знакомые цветы (герань, фиалки, папоротник, алоэ, роза, бальзамин).
Воспитатель: - Видишь Незнайка, как много у нас в группе растений. Они зелёные, красивые, потому что мы с ребятами за ними ухаживаем.
Воспитатель: - Ребята, Незнайка спрашивает, зачем нам нужны комнатные растения, какую пользу они приносят людям? Для чего люди их выращивают? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно ребята, они создают уют в группе, улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают микробы. Цветы растений повышают настроение у людей, успокаивают нервную систему, являются докторами людей, показывают время суток, увлажняют воздух. Герань разводят от «дурного глаза», она всегда помогала людям в беде. Её масло полезно при ожогах, ранах, язвах, воспалениях кожи.
Воспитатель: - Ребята, подумайте и скажите, что случится, если не будет растений? (Ответы детей).
Воспитатель: - Есть ли комнатные растения у вас дома? Какие именно? Где ещё, кроме дома, вы видели комнатные растения? (Ответы детей).
Воспитатель: - Ребята, Незнайке кажется, что все комнатные растения одинаковые. Это правда, ребята? Давайте поможем Незнайке различить растения. Посмотрите, какие растения выбрал Незнайка. Кто знает, как называются эти растения?
Воспитатель: - Правильно, бальзамин и герань. Бальзамин называют «огоньком» за яркие, красные и малиновые цветки. А ещё в народе он получил шутливо – ласковое название «Ванька – мокрый за свои прозрачно – водянистые стебли. Ещё его называют «недотрога», если слегка прикоснуться к цветкам растения они раскрываются, и из них вылетают семена.
Воспитатель: - Посмотрите, перед вами лежат конверты с основными частями растения. Смоделируйте или составьте сами растение для Незнайке.
Воспитатель: - Ребята, расскажите Незнайке, чем похожи бальзамин и герань? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, листьями, стеблями, корнями. А чем они отличаются? (Ответы детей).
Воспитатель: - Верно, листья у них разной формы и размера, разного цвета, стебли разной толщины. Листья у герани зелёные, слегка волнистые.
Они шершавые, а у бальзамина – гладкие. Обведите пальчиком. Какой формы лист у герани (круглый, а у бальзамина – продолговатый.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего растению нужны корни? (Ответы детей). Правильно, растения корнями всасывает воду, по корням вода поднимается в стебель, потом в листья, и растение растёт.
Воспитатель: - Ребята, Незнайка спрашивает, а похожи ли растения на людей? Как вы считаете, понимают ли растения человека? (Ответы детей).
Воспитатель: - Чем похожи растения на людей? (Ответы детей).
Правильно, они как человек растут, питаются, дышат, двигаются, болеют, умирают. Ребята, растения зависят от действий человека, как человек за ними ухаживает, так растение и будет себя чувствовать.
Воспитатель: - Скажите, без чего комнатное растение не сможет прожить? (Ответы детей). Правильно, без света, воды и тепла.
Воспитатель: - Ребята, кто хочет рассказать о герани по модели. (Ответы детей).
Воспитатель: - Давайте расскажем Незнайке, как ухаживать за растениями? Что нужно делать?
Дети: - Рыхлить землю, поливать, вытирать пыль, опрыскивать. Рыхлить землю нужно осторожно, специальной палочкой и только по краю, чтобы не повредить корни.
Воспитатель: - А зачем ребята надо рыхлить?
Дети: - Чтобы к корням поступал воздух, вода.
Воспитатель: - Ребята, расскажите и покажите, как надо поливать растение?
Дети: - Поливать надо осторожно, тонкой струйкой, чтобы не разбрызгать землю. Лейку нужно держать так, чтобы носик касался края горшка. На листья и стебель лить не нужно.
Воспитатель: - Листочки у растений должны быть всегда чистыми, чтобы растение легко дышало. Чем мы с вами дышим? (носом). А растение? (листочками).
Воспитатель: - Как вы думаете, у какого растения мы будем обтирать листья, а у какого опрыскивать? Почему? (Ответы детей). Правильно. У герани листочки покрыты волосками, их очищают кисточками от пыли. Ребята, все растения поливают по-разному, надо знать особенности каждого цветка, иначе можно погубить растение.
Воспитатель: - А теперь поиграем с Незнайкой в игру с мячом «Назови ласково» (стебель – стебелёк, лист – листочек, цветок – цветочек, вода – водичка, лейка – леечка, горшок – горшочек).
Воспитатель: - Ребята, чему мы сегодня научили Незнайку?
Дети: - Узнавать растения, различать их, ухаживать за ними.
Воспитатель: - Незнайка вас всех благодарит, он так много узнал сегодня о комнатных растениях, теперь он расскажет своим друзьям из цветочного городка, как ухаживать за комнатными растениями. И вместе с ними разведёт красивые комнатные растения. А вы расскажите своим друзьям и родителям. До свидания, Незнайка!