Марина Челтыкина
Конспект НОД в средней группе «На дне морском»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование:
- проектор, ноутбук, презентация «На дне морском»,
- картинки с изображением батискафа, подводной лодки, аквалангиста, водолаза,
- игрушки морские обитатели и дикие, домашние звери,
- два обруча (зеленый и синий,
- фонограмма шума моря и спокойной музыки,
- разрезные картинки морского дна на каждого ребенка (пазлы).
- голубая ткань,
- раскраски «Морское дно» в сундучке,
Публикация «Конспект НОД в средней группе „На дне морском“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- костюм Морской царицы.
Содержание НОД.
Восп. : Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сегодня у нас с вами не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие. Вы любите путешествия и разные приключения?
Дети – Да!
Восп. – А путешествие у нас сегодня не простое, а морское. Вы были когда-нибудь на море?
Дети: (ответы)
Восп. : На чем можно путешествовать по морю?
Дети: На катере, корабле, лодке, яхте.
Восп. : А вы хотите увидеть, кто живет в море?
Дети: Да!
Восп. : А как вы думаете, с помощью чего можно опуститься на морское дно?
Дети: На подводной лодке, нырнуть с аквалангом, в водолазном костюме.
Восп. - Правильно, дети, а еще на морское дно можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф – это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. Ну а нам, чтобы побывать на морском дне, нужно дружно сказать волшебные слова. Послушайте какие:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
Давайте все повторим волшебные слова:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать! (воспитатель и дети хором)
Восп. – А сейчас закройте глаза и вслушайтесь в звуки.
Звучит фонограмма шума моря. Пока у детей закрыты глаза, воспитатель переодевается в морскую царицу. Включается проектор с 1-ым слайдом.
Морская царица (М. ц.) – Здравствуйте, ребята! Я – царица морей. Вы попали в мое царство.
Предложить хочу вам, дети,
Позабыв про все на свете –
Путешествие начать,
В Морском царстве побывать.
Располагайтесь поудобнее и посмотрите, сколько морских обитателей! Вы кого-нибудь узнаете?
Дети называют известных им обитателей моря, изображенных на 1, 2, 3, слайдах.
М. ц. – Знакомиться мы сегодня будем не с рыбами, а с другими, не менее интересными морскими обитателями. Давайте узнаем их получше. Слайд 4. морской конек.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок,
Рыбок друг… (морской конёк)
Морской конек своим хвостиком цепляется за веточки подводных растений и висит, как игрушка на новогодней елке. А когда мелкие рачки приближаются к морскому коньку очень близко, он всасывает воду вместе с пищей. Еще морской конек может менять свой цвет.
Слайд 5. Морской еж.
М. ц. - Ты попробуй взять меня:
Я колюсь, как ёжик.
Круглым вырос я, друзья,
И совсем без ножек.
Я живу на дне морском,
Там, где очень тихо. (морской ёж)
Оказывается, ежи живут не только на суше. Есть и морские ежи. Тело морского ежа покрыто длинными и острыми иголками. Для чего морским ежам нужны такие иголки, как вы думаете?
Дети – чтобы колоться.
М. ц. - Оказывается, при помощи этих иголок ежи передвигаются, питаются и защищаются от врагов. Бывают ежи с ядовитыми иглами.
Слайд 6. Краб.
М. ц. - Этот рыцарь в воде живёт,
Он в доспехах круглый год.
Панцирь прочный, как бетонный,
Десять лап для обороны.
По-боксёрски в стойку встал –
И клешнями всех достал.
Он с врагом сразиться рад,
Очень храбрый этот… (краб)
Тело краба покрыто прочным панцирем. Вы знаете, для чего крабу такой прочный панцирь?
Дети: Чтобы на него не напали враги.
М. ц. – Правильно, панцирь нужен крабу для защиты. Но его панцирь не растет вместе с крабом, и когда панцирь становится слишком тесным, краб сбрасывает его. Оставшись без своей защитной одежды, краб становится совершенно беззащитным и вынужден прятаться среди камней, пока не вырастет новый панцирь. У крабов 10 ножек. Передние ножки – это мощные клешни. Для чего нужны клешни, кто знает?
Дети: чтобы кушать.
М. ц. - С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот.
Слайд 7. Морская звезда.
М. ц. - На дне морском звезда лежит,
Не двигаясь, наверно, спит.
Пять ручек у звезды у той есть,
Звезда руками может есть.
И для неё рачок, креветка –
Как будто для ребят конфетка. (морская звезда)
Оказывается, звезды бывают не только на небе, а еще и на дне моря. Все морские звезды ползают по дну или зарываются в песок. Они могут быть самого разного цвета, иногда даже пятнистыми и с рисунками. Морская звезда питается морскими ежами. В случае опасности могут отбрасывать часть своего тела, и из отброшенных частей через некоторое время вырастают новые звезды.
Слайд 8. Осьминог.
М. ц. - Восемь ног, как восемь рук,
Только это не паук.
По дну передвигается
И рыбками питается. (осьминог)
Осьминоги бывают маленькими и очень большими. Тело осьминога мягкое, гибкое, эластичное. Оно позволяет ему проникать в самые узкие щели и отверстия в скалах. Когда на осьминога нападают, он выпускает чернильную струю и под ее покровом скрывается. А еще он умеет менять цвет. По песку прошел – желтым стал, в водоросли попал – зеленым стал.
Слайд 9. И на суше, и в воде –
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме… (черепаха)
У черепахи тело покрыто панцирем. Передние лапы – это мощные ласты. Для чего они нужны?
Дети – Чтобы плавать.
М. ц. – Правильно, чтобы легко и свободно плавать. Черепахи бывают очень маленькими и очень большими. Любят они пещеры, где можно спрятаться и отдохнуть. Черепахи очень хорошо ориентируются в воде.
Слайд 10. Медуза.
М. ц. - В море зонтики плывут,
Куда волны их несут.
Обжигают как огонь,
Береги свою ладонь! (медуза)
Посмотрите и скажите, на что похожа медуза?
Дети – На гриб, на колокольчик.
М. ц. – У медузы полупрозрачное тело в форме зонтика или колокольчика. Добычу они захватывают с помощью щупалец. Медузы бывают разными: и маленькими, и очень большими. Щупальца у них ядовитые и могут вызвать у человека смертельные ожоги.
Вот такой интересный и удивительный морской мир.
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
До чего же хороши!
Проектор выключается.
М. Ц. - Ребята, давайте поиграем. Встаньте со стульчиков. Встаньте пошире. Повторяйте за мной.
Мои руки – это волны (имитация волны руками)
Ветер гонит их вперед (вытягивают руки вперед волнообразными движениями)
Мои руки – крылья чаек (взмахи руками)
Небо их к себе зовет (вытягивают руки вперед и вверх тянутся)
Мои руки – рыбки в море,
Плавают туда-сюда (ладони вместе, имитация рыбы плывут)
Мои руки – это крабы (растопыривают пальцы и шевелят)
Разбежались кто куда. (движение рук вперед, назад)
М. Ц. – Ребята, вы что-нибудь слышите?
Дети – Нет.
М. ц. – А я слышу, как животные просят нас о помощи: они потеряли свои домики и надо им скорее их найти. Давайте им поможем!
Игра «Помоги найти домик»
Дети должны распределить животных по месту их обитания: морских - в синий обруч, живущих на суше – в зеленый обруч.
М. ц. – Молодцы, ребята! Всё правильно сделали.
Посмотрите, у меня есть голубая ткань. Давайте представим, что это море. Возьмитесь за её концы.
Знаете, ребята, иногда море тихое, спокойное, как сейчас:
"Не шумит оно, не хлещет,
лишь едва, едва трепещет.
И в лазоревой дали,
Нежный плеск волны. "
Давайте представим, как море едва, едва трепещет: (дети берут ткань за края и слегка её колышут).
Но море не всегда спокойное. Как только поднимется сильный ветер, шторм,
"Море вздуется бурливо
зашумит, поднимет вой.
Хлынет на берег пустой
расплеснётся в шумном беге. "
Представьте, что наше море расплескалось, поднялись высокие волны (дети сильнее колышут ткань). Нелегко приходиться и подводным обитателям в такие минуты.
Ой, ребята, я хотела показать вам красивую картинку с морскими животными, но море так разыгралось вместе с нами, что всё перепутало. Помогите мне собрать картинку.
Игра «Сложи картинку» (дети за столом собирают пазлы «Морское дно» Включить спокойную музыку).
М. ц. – Скажите, каких морских обитателей вы видите на картинке?
Дети: Дельфин, рыбка, осьминог, морская звезда.
М. ц. – Молодцы, ребята. Знаете, дети, на дне моря можно даже отыскать сокровища. А откуда в море сокровища, как вы думаете?
Дети: С затонувших кораблей.
М. ц. – Правильно. К сожалению, в море иногда тонут корабли, а вместе с кораблями тонут и сокровища, которые они везли. Обычно сокровища спрятаны в сундуках. Посмотрите сюда, не сундук ли здесь лежит? (показывает небольшой сундучок, спрятанный под голубой тканью).
Дети: Да, сундук.
М. ц. – Давайте откроем его и посмотрим, что там внутри.
(открывают сундук, там раскраски с морскими животными).
М. ц. – Дети, а вы любите раскраски?
Дети: Да!
М. ц. – Вот возьмите, пожалуйста, всем по раскраске. (раздает раскраски).
Ребята, нам пора возвращаться, будем с вами прощаться. Закройте глаза.
Хватит по морю гулять,
Отправляемся назад.
Море изменяется,
В нашу группу превращается.(М. ц. снимает свой наряд)
Восп. – Ребята, где вы побывали?
Дети: - На дне морском.
Восп. – А каких морских обитателей вы там видели?
Дети: (отвечают).
Восп. – Вам понравилось наше путешествие?
Дети – Да.