Лилия Сагдиева
Конспект НОД в средней группе «Кошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: обобщить знания детей о домашнем животном – кошке, закрепить представления о домашних и диких животных.
Задачи
Образовательные: закреплять знания детей о кошке, как о домашнем животном, особенностях ее внешнего вида, строении и назначении органов чувств, повадках; закреплять знание детей об отличительных особенностях домашних и диких животных; упражнять в употребление существительных (названий животных) в родительном падеже.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Кошка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные: формировать чувство сопереживания животным, желание заботиться о них; воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Развивающие: развивать умение чувствовать настроение через восприятие музыки, способность эмоционально откликаться на музыку разного характера, умение высказываться о музыке, используя разнообразные определения; развивать мелкую моторику руки с использованием песочной игротерапии; развивать общие речевые навыки: силу голоса, модуляцию; развивать внимание, мышление и воображение, речевую активность.
Предварительная работа: чтение литературных произведений: главы из книги А. Введенского. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке», стихотворение С. Маршака «Усатый-полосатый»; разучивание стихотворения Е. Серовой «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы», потешки «Кот на печку пошел…»; рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных, исследование их фигурок; рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова с изображением кота; слушание шумовых звуков: голосов диких и домашних животных, мяуканье, мурлыканье котёнка; котёнок лакает молоко.
Материалы и оборудование: игрушка-кошка, корзинка для кошки, ленточки для игры «Васька-кот», иллюстрация кошки, аудиозаписи «Кошечка», музыка Т. Ломовой, «Котик заболел» и «Котик выздоровел», музыка А. Гречанинова; большая емкость с песком, фигурки домашних и диких животных, фигурки «домика» и «леса».
Ход НОД
І. Вводная часть
Организационный момент
(Дети сидят за столами)
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одном домашнем животном, которое очень хорошо вам знакомо. А чтобы узнать, кто же это, отгадайте загадку:
Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
Дети: - Кошка!
Воспитатель: - Правильно, ребята, наше занятие будет посвящено кошкам.
Сюрпризный момент
Воспитатель (показывает игрушку-кошку) : - Посмотрите, ребятки, к нам в гости пришла Кошка Мурочка. Какая она красивая, пушистая и мягкая. Хотите ее погладить? (дает детям погладить кошку). А у кого из вас дома есть кошка? (ответы детей)
Маленькая кошка
Прыгнула в лукошко,
Потянулась, облизнулась
И калачиком свернулась!
Воспитатель: - Дети, Мурочка хочет узнать, что же мы знаем о кошках. Давайте ей расскажем, а она пока посидит и послушает.
(Воспитатель сажает кошку в корзинку)
ІІ. Основная часть.
1. Рассказ с элементами беседы о кошках.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кошка – это домашнее или дикое животное? Почему?
Дети: - Кошка - домашнее животное, она живет в доме у человека и люди заботятся о кошках.
Воспитатель: - Верно, ребята. Кошки уже давно живут рядом с человеком. В древности кошки были дикими животными, но когда люди заметили, что кошки могут ловить мышей и других грызунов и таким образом помогают сохранить запасы урожая, они по достоинству оценили это животное. Родина домашней кошки - Африка. Сейчас кошка – это привычное для всех домашнее животное, но с необыкновенными качествами.
Кроме того, что кошка – замечательный охотник, она еще и хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. Но люди, которые любят кошек, часто даже не задумываются о том, какую пользу приносят кошки человеку. Они просто любят это красивое, грациозное животное, погладив которое сразу поднимается настроение.
Беседа по иллюстрации
- Посмотрите на рисунок (демонстрирует изображение кошки). Назовите, какие у кошки есть части тела.
Дети: - Голова, туловище, длинный хвост, усы, треугольные уши, глаза.
Воспитатель: - Обратите внимание, какие у кошки крупные и яркие глаза. У кошки очень хорошее зрение. Вы обращали внимание на то, какого цвета глаза у кошки в темноте? (ответы детей). Да, у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах, который напоминает свет фар у машины. Глаза у кошки большие и смотрят в одном направлении. Кошка может правильно определить расстояние до предмета, это помогает ей хорошо охотиться.
Воспитатель: - Как вы думаете, зачем кошке такие длинные и пушистые усы? (ответы детей).
- Несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств становятся усы. Благодаря им кошка ощущает даже самые небольшие колебания воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы. Это помогает кошке охотиться ночью.
Воспитатель: - Что еще есть на голове у кошки?
Дети: - Уши.
Воспитатель: - Ушки у кошки очень подвижные и чуткие, она слышит малейшие шорохи, которые издают мыши. А потом поворачивает уши, как спутниковые антенны, и точно определяет, где прячется добыча.
Воспитатель: - Чем покрыто тело кошки?
Дети: - Шерстью.
Воспитатель: - Какая шерсть на ощупь? ( ответы детей: мягкая, пушиста, шелковистая, приятная). А еще кошка время от времени линяет – старая шерсть выпадает и заменяется на новую. Те, у кого из вас есть домашние любимицы с густой и пушистой, думаю, это замечали. Что нужно делать, чтобы шерсть не доставляла неприятностей и дома было чисто? ( ответы детей: кошку нужно вычесывать специальной щеточкой, убирать лишнюю шерсть)
Воспитатель: - Вы обращали внимание, что кошки часто умываются? Кошки – очень чистоплотные животные и почти не пахнут. Они вылизывают не только свою грязь, но и запах, для того, чтобы его не было слышно во время охоты. Кошки – охотницы, а охотятся они из засады. И если добыча почувствует запах, то кошка может остаться голодной.
Воспитатель: - А еще кошка ходит очень тихо, бесшумно. Как вы думаете, что ей в этом помогает?
Дети: - Мягкие лапки.
Воспитатель: - Да, на лапках у кошки есть мягкие подушечки. Благодаря им кошка ступает тихо и бесшумно. А еще при прыжке или падении с высоты кошка всегда приземляется на все четыре лапы, поэтому всегда остается целой и невредимой.
- Давайте попробуем пройтись, ступая мягко-мягко, как кошечка.
2. Физкульминутка «Мягкие лапки» (под музыку “Кошечка”, музыка Т. Ломовой)
Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик к низу: оп-оп-оп.
(Дети ходят на цыпочках, стараясь делать это максимально бесшумно.)
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
(Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяющиеся неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой, слегка покачиваясь.)
Дети возвращаются за столы.
3. Задание на классификацию «Домашние и дикие животные». Работа в песочнице.
Воспитатель: - Ребята, а какие повадки у кошек? (ответы детей). Да, кошка очень своенравна и свободолюбива. Её нельзя принуждать делать то, что она не хочет. В этом она очень похожа на своих диких собратьев.
- Дети, подойдите к песочнице. Давайте попробуем найти здесь кошку и других домашних и диких животных и расселить их по местам их обитания. Домашних животных нужно поставить рядом с домом, а диких мы отправим в лес.
Дети выполняют задание: ищут в песке фигурки и раскладывают животных в песочнице, разделенной на условно обозначенные зоны «лес» и «дом».
- Ребята, каких диких животных вы нашли? (дети перечисляют) Почему эти животные – дикие? (ответы детей)
- А каких домашних животных вам удалось отыскать? (дети называют и показывают) Почему вы выбрали этих животных как домашних?
- Покажите диких животных, которые похожи на нашу домашнюю Мурку (дети показывают льва и тигра).
- Молодцы, вы отлично справились с заданием.
4. Игра «Кого не стало?» (на употребление существительных в родительном падеже).
Воспитатель: - Сейчас вы закроете глазки, а я уберу одно животное. А вы скажите – кого не стало?
Воспитатель по одной убирает фигурки животных, дети угадывают и произносят названия животных в родительном падеже: кошки, собаки, коровы, тигра, слона и т. д.
5. Задание на модуляцию голоса «Кто как голос подает».
Воспитатель предлагает детям изобразить, как «разговаривают» различные животные. Последнее животное, которое называет воспитатель, - кошка.
Воспитатель: - Дети, а какие звуки могут издавать кошки? (ответы детей)
- Когда кошечка ласково мурлычет, что это значит, какое у нее настроение?
Дети: - Это означает, что у кошки хорошее настроение.
Воспитатель: - А если кошка мяукает?
Дети: - Кошка так здоровается, или что-то просит.
Воспитатель: - А если кошка шипит?
Дети: - Она сильно злится или напугана.
Воспитатель: - А еще кошки могут жалобно мяукать, если им больно или они заболели. Послушайте пьесу, которая называется “Котик заболел”.
6. Слушание музыки.
Слушание: “Котик заболел”, музыка А. Гречанинова.
Воспитатель: - Расскажите об этой музыке.
Дети: - Музыка грустная, печальная, протяжная, медленная, жалобная.
Воспитатель: - Как вы думаете, что могло случиться с котиком? (ответы детей)
- Наверное, ходил котик по дорожке, гулял, а на улице было холодно и сыро. Промочил котик лапки и заболел.
- Покажите мимикой больного котика (дети показывают).
- Чем мы можем помочь котику, чтобы он поправился?
Дети: - Согреть его, укрыть одеяльцем, напоить тёплым молочком, приласкать, дать лекарство от простуды, отнести к ветеринару.
Воспитатель: - Правильно, молодцы! Котику стало легче. Послушайте пьесу “Котик выздоровел” и расскажите, какая это музыка.
Слушание: “Котик выздоровел”, музыка А. Гречанинова.
Дети: - Музыка весёлая, радостная, игривая, задорная, звонкая, озорная.
Воспитатель: - Котик больше не болеет, у него хорошее настроение, давайте покажем, как он веселится.
Дети изображают мимикой и движениями веселого котенка.
7. Подвижная игра.
Воспитатель:
- Становитесь в хоровод,
К нам пришёл Василий-кот,
С ним и мышки прибежали,
Дружно, весело играли!
Подвижная игра “Васька – кот и мыши”
«Мыши» встают в круг. Каждый получает полоску из цветного материала или ленточку, которую он закладывает сзади за пояс. В центре круга спит кот. Мыши водят хоровод, проговаривают или напевают слова.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите:
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
Как только песенка кончилась, мыши разбегаются по площадке, кот проснулся и бежит за мышами, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Мышонок, лишившийся ленточки, становится котом. Игра повторяется 2-3 раза.
Дети возвращаются за столы.
ІІІ. Подведение итогов.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на нашу гостью – кошку Мурку. Она очень рада, что побывала у нас на занятии. А вам понравилось? Что вы сегодня узнали? О каких животных мы с вами говорили? Мы разговаривали о диких и домашних животных, играли с ними и даже говорили их голосами. Давайте попрощаемся с нашей гостьей по-кошачьи, и дружно скажем ей «Мяу!» (дети хором говорят «Мяу!», воспитатель «машет» лапкой кошки и убирает игрушки).
- Молодцы, ребята! Вы сегодня были дружными, собранными и отлично справились со всеми заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной НОД в средней группе чтение стихотворения С. Михалкова "Котята"