Светлана Николаевна Масляева
Конспект НОД «Знакомство детей со свойствами снега и льда» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Знакомство детей со свойствами снега и льда»
Выполнила: Воспитатель 1 категории - Масляева Светлана Николаевна.
Цель: Расширение представления детей о свойствах воды, снега и льда.
Задачи:
• Учить устанавливать причинно — следственные связи: снег тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд.
• Продолжать знакомить с осязаемыми свойствами снега и льда.
• Обогащать чувственный опыт детей.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство детей со свойствами снега и льда“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Средняя группа
- Темочки
Материалы к занятию: Три ёмкости со снегом, льдом и водой; картинки с изображением снежинок, снегопада; игрушка - снеговик; леденцы по количеству детей, аудиозапись из альбома П. И. Чайковского «Времена года» «Декабрь».
Ход нод:
Звучит аудиозапись из альбома П. И. Чайковского «Времена года» «Декабрь».
Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова
«Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело».
Воспитатель спрашивает у детей :
• Какое сейчас время года?
• Какие зимние месяцы вы знаете?
• Угадайте, кто хотел прийти к нам на занятие?
Загадывает загадку
Посмотри-ка: это кто
На морозе без пальто?
Нос оранжевый замёрз,
А ему смешно до слёз!
(Снеговик) (вносит игрушку снеговика)
• Снеговик пришел к нам в гости из леса с подарками.
Дети садятся за столы.
Воспитатель достаёт ёмкость со снегом, открывает и показывает детям.
Воспитатель: - Что это? (Предлагает рассмотреть, понюхать, потрогать)
Дети обследуют и говорят это похоже на снег.
Воспитатель:
• Почему вы так думаете? (Он холодный, белый.)
• А какой ещё бывает снег? (Рассыпчатый, липкий, твёрдый.)
• На что похож снег? (Вата, мороженое, сахар.)
• А из чего состоит снег?
Давайте возьмём лупы и рассмотрим. (Из снежинок, из крупинок.)
Воспитатель: - Снежинка - это снежная звёздочка, у которой всегда есть лучики. Они все разные и очень красивые. Воспитатель показывает нарисованные снежинки.
• Давайте посчитаем, лучики у снежинок? (шесть)
• А есть одинаковые снежинки?
• У снежинок всегда шесть лучиков и нет ни одной одинаковой снежинки. Они все разные.
Воспитатель:
• А что будет, если поймать снежинку ладошкой? (Капелька воды.)
• Почему? (Так как от тепла ладошки снег тает и превращается в воду.)
• А если поймать снежинку на рукавичку, можно рассмотреть, какая она красивая?
• Почему?
• Как называется явление, когда много - много снежинок кружатся в воздухе и падают на землю? (Снегопад)
• А что можно сделать из снега? (Горку, снеговика, снежные постройки)
• Давайте и мы сделаем сегодня на улице из снега снеговика.
Физ. минутка: «Зайка»
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
Воспитатель: - Ребята, а что происходит со снегом в тёплой комнате?
(Он тает и превращается в воду.)
• А что будет, если эту воду поставить в холодильник?
• Превратится она в снег? (Нет, она превратится в лёд.)
Воспитатель достаёт вторую ёмкость, в которой лежат кубики льда.
Обобщает ответы детей : - Вода на морозе замёрзла и превратилась в лёд.
• Давайте обследуем и посмотрим, какой лёд?
Дети определяют свойства льда. (Лёд холодный, прозрачный, твёрдый, гладкий, тает на ладошке.)
Воспитатель: - Как вы думаете, такой твёрдый кусочек будет плавать в воде или упадёт на дно, утонет?
Проводят опыт: Дети опускают кусочки льда в ёмкость с водой и наблюдают.
Вывод: Лёд не тает, а плавает на поверхности и медленно тает.
Воспитатель:
• Что же бывает ледяное? (Сосулька, горка, дорожка.)
• На что похож лёд? (На стекло, на леденцы.)
• А почему люди не вставляют лёд в окно вместо стекла? (Он растает.)
• Чем отличается лёд от снега? (Лёд прозрачный, а снег белый. Лёд твёрдый, а снег мягкий. Лёд холодный, а снег шершавый.)
• Для чего же нужны снег и лёд? Может быть, и без них хорошо, и они нам не нужны?
Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые и, даже некоторые животные. Снег помогает им перезимовать в сильные морозы.
Лёд толстым прозрачным слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода.
• Итак,ребята, давайте сравним с вами свойства снега и льда. Чем отличается снег ото льда?
• Снег какой? (Он, белый, рассыпчатый, липкий, твёрдый, не прозрачный.)
• Лед какой? (Холодный, прозрачный, твёрдый, гладкий, тает на ладошке.)
• Что общего у снега и льда? (Холодные, тают в ладошке и получается вода.)
• Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали.
Снеговик прощается, угощает детей леденцами.