Татьяна Чертыгашева
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Родословная — старинная русская традиция»
▼ Скачать + Заказать документы
Основную работу по ознакомлению детей с родословной целесообразно проводить в подготовительной к школе группе. На этом этапе у дошкольников формируется элементарное представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам – это традиция, издавна существовавшая у народов России. Объяснить эти сложные понятия помогает использование модели семьи, отнесенной в прошлое.
Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Родословная — старинная русская традиция“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Задачи. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Иллюстративный материал. Рисунки «Славянская семья», «Кузнец» (см. : Славянская семья: родство и занятия: Демонстрационный материал для занятий в группе детского сада и индивидуально. Киров: Весна дизайн. Серия: Игра «Забавы в картинках»).
Предварительная работа. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена, ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).
Ход НОД
Воспитатель. Мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. (Показывает рисунок «Славянская семья», на котором изображены дедушка, бабушка, мать, отец, дядя – брат отца, трое сыновей, дочь и племянница – дочь дяди; внизу подписи, поясняющие родственные отношения.) Что изображено на рисунке? (Ответы.) Этот рисунок отражает современную жизнь и рассказывает нам о прошлом? (Рассказывает о прошлом.)
Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (Одежда людей необычная, старинная.)
Какую одежду носили в старину люди? (Мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, повязывали платочки.)
Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, живут в современной квартире? (Нет, они живут в избе. ) Что подсказывает нам, что они живут в старинной избе? (В избе стены деревянные, есть печь. ) В каждой крестьянской избе была печь. Она согревала избу. В ней готовили еду, на лежанках отдыхали.
Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (Деревянные ложки и кубки, ухват с глиняным горшком в руках у девушки, прялка. ) Прялка – удивительный предмет. Она нужна для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.
Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, что попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные. ) Как можно назвать их одним словом? (Семья.)
Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья. Пожалуйста, подумайте: кто кем кому приходится в этой семье? Посмотрите внимательно, постарайтесь найти на рисунке самых старших членов семьи. Кто же старше всех в этой семье? (Дедушка и бабушка.) Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын.) Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки бабушки и дедушки.) Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают свое уважение к старшим членам семьи.)
В старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем слушались их, не смели им перечить, не перебивали их и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно сыновья слушают отца. Наверно, он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, уважительно, ласково. Отца величали батюшкой, мать – матушкой. Дети во всем помогали родителям. Художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали привычку к труду, трудолюбие.
Физкультминутка. Проводится народная подвижная игра или хороводная игра.
Воспитатель. Обычай – то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Традиции – это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями.
В старину люди хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родные, которые жили до нас, вперед нас, перед нами. Мы их потомки, мы живем потом, после них. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках.
Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранить о них память.
Чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках, что нужно знать? (Нужно знать их имена, отчесва, фамилии.)
С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи.
На следующих занятиях вы составите родословные своих семей. О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье.