МААМ-картинки

Конспект занятия с музыкальным коллективом «Масленица — русская традиция»

Анастасия Горбунова
Конспект занятия с музыкальным коллективом «Масленица — русская традиция»

Конспект занятия с музыкальным коллективом

Тема занятия : «Масленица – русская традиция»

Цель занятия : Углубление представления о праздниках как одной из народных традиций.

Задачи занятия :

воспитательная: способствовать формированию интереса к народным традициям, стремления сохранять и развивать их;

Публикация «Конспект занятия с музыкальным коллективом „Масленица — русская традиция“» размещена в разделах

развивающая: развивать творческие и музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость к музыке своего народа;

обучающая: закрепить знания о народных праздниках и их атрибутах; совершенствовать вокально-хоровые и сценические навыки.

Методы обучения и воспитания на занятии :

• словесный (рассказ о традиции праздника; беседа о символе праздника Масленица, беседа о традиции праздника Масленица, о роли певческого приёма возгласов);

• наглядный (иллюстрация – использование репродукций картин, демонстрация – исполнение песни педагогом);

• практический (распевание, задание по репродукциям картин, задание на освоение движений);

• игровой метод (разгадывание загадок);

специальные методы: показа и подражания; приём «эхо», приём пения «по цепочке».

Музыкальный материал : р. н. п. «Ой, блины, мои блины» и «А мы Масленицу дожидаем».

Иллюстрации: Соломаткин Л. И. «Масленица», Суриков В. И. «Взятие снежного городка», Смирнов С. И. «Зимние гулянья», Брусилов А. В. «Масленица», Кожин С. Л. «Масленица, проводы зимы».

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас состоится разговор о замечательном празднике. А что это за праздник, вы узнаете, если отгадаете загадку (игровой метод) :

В этот праздник, все стремятся,

Долго дома не сидеть,

А на ярмарку все мчатся,

Представления смотреть,

Выступают скоморохи,

Пекут вкусные блины,

Раз в году бывает праздник,

В завершении зимы.

Ученики: Масленица.

Педагог: Совершенно верно! Сегодня мы поговорим о празднике, который называется Масленица.

У всех народов есть традиция устанавливать дни, когда проводится торжество, посвящённое какому-либо событию. У русского народа такой традицией является Масленица – праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён (словесный метод – рассказ о празднике).

Что вы знаете о празднике Масленица? Чему он посвящён? (словесный метод – беседа).

Ответы учащихся.

Педагог: Правильно, обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца, стали печь блины. Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества (словесный метод – рассказ).

Давайте вспомним р. н. п. «Ой, блины, мои блины», которую мы разучивали ранее, и распоёмся на ней.

Исполнение-распевание р. н. п. «Ой, блины, мои блины» : пропевание-повторение слов каждого куплета с повышением тональности.

1. Вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

Припев. Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!

2. В кадке новой растворили, два часа блины ходили.

3. Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица

4. Напекла она поесть сотен пять, а может, шесть.

5. На поднос она кладет и к столу сама несет.

6. Гости, будьте же здоровы – вот блины наши готовы!

Педагог: Масленицу как значимое для русских людей событие отразили в своих картинах художники. Посмотрите репродукции картин и расскажите, как принято праздновать масленицу (практический метод – задание, наглядный метод – иллюстрация репродукций картин).

Леонид Иванович Соломаткин «Масленица»

Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка»

Сергей Иванович Смирнов «Зимние гулянья»

Александр Владимирович Брусилов «Масленица»

Семён Леонидович Кожин «Масленица, проводы зимы»

Педагог: Вы правы: на Масленицу устраивается ярмарка, где продаются разные товары и продукты, особенно сладости. На масленицу принято устраивать народные гуляния с песнями и плясками, играми, катанием на разукрашенных санях. Сохранилась традиция делать чучело Масленицы как символ зимы и сжигать её на костре – провожать зиму, призывать весну.

Педагог: Масленица – это традиционный праздник русского народа. Скажите, почему мы называем этот праздник традиционным, традицией? ( Наводящие вопросы: Как часто мы празднуем это праздник? Как долго русский народ празднует этот праздник? Это праздник – всего русского народа или людей одной профессии)

Учащиеся: Потому что этот праздник празднуется каждый год, из года в год многие годы всем русским народом.

Педагог: Почему для русского народа так важно встречать весну? ( Наводящие вопросы: Отличается ли по температурно-климатическим условиям времена года на территории нашего региона? Какие жизненно важные для наших предков работы становились возможными с весны)

Учащиеся: Весна связана с оживлением природы, возможностью осуществлять полевые работы, чтобы позаботиться о новом урожае и иметь продукты на зиму.

Педагог: Как вы думаете, могла ли традиция празднования Масленицы сложиться в Африке?

Учащиеся: Нет, потому что там другой климат – жарко круглый год, растения плодоносят несколько раз в год.

Педагог: Правильно, поэтому там складываются другие традиции, другие праздники.

Русский народ воспевал Масленицу в своих песнях. Одной из них является песня «А мы Масленицу дожидаем». Послушайте эту песню.

Исполнение педагогом р. н. п. «А мы Масленицу дожидаем» (наглядный метод – демонстрация).

1. А мы Масленицу дожидаем.

Красавицу весну увидаем.

Ой, ладу, ладу увидаем.

Ой, ладу, ладу увидаем.

2. А наша Масленица годовая!

Она гостьюшка дорогая!

3. Она пешею да не ходит,

Все на троечке разъезжает.

4. У ней кони-та вороные,

У ней слуги-та молодые!

5. Они зимушку провожают

И блинами весну угощают.

Ой, ладу, ладу угощают.

Ой, ладу, ладу угощают.

Педагог: Народные песни и в старину, и в настоящее время в любительских коллективах разучиваются «устным» методом и методом «припевания» : я буду показывать – исполнять голосом – слова, мелодию, манеру исполнения, а вы постараетесь всё это воспроизвести (метод показа и подражания).

Алгоритм разучивания песни:

• проговаривание слов первого куплета и припева с целью запоминания;

• разучивание партий по фразам поочерёдно с первыми и вторыми голосами;

• показ мелодии педагогом с последующим повторением учащимися, то есть с помощью приёма «эхо» : первую фразу поёт учитель, вторую – ученики;

выполнение заданий на закрепление мелодии: пение тихим и громким звуком, в медленном и подвижном темпе;

работа над манерой исполнения на основе показа педагога: сильная подача звука, наполненный протяжный звук, активная подача текста, озвучивание согласных М, Л, Д;

• освоение приёма возгласов («ихов», вкрапление их в исполнение песни: короткие возгласы «их» между первой и второй строчками запева, долгий возглас «и-и-их» на последнюю строчку припева;

• исполнение разученных куплетов песни (2-3 куплета).

Педагог: Для чего при пении русских народных песен используется прием возгласов («ихи»?

Ученики: Чтобы передать радостное настроение, избыток эмоций, поднять настроение всем присутствующим, раззадорить их.

Педагог: Правильно, приём возгласов является народной певческой традицией. Иными словами, так было принято петь песни, радостные по содержанию, активные по энергетике, подвижные по темпу. Ещё одним традиционным элементом в народном исполнении являются движения, сопровождающие пение. Сейчас мы вспомним танцевальный элемент «трёхшаг», который будем использовать при исполнении хоровода «А мы Масленицу дожидаем». Освоение танцевальных движений под фонограмму:

• освоение элемента «трёхшаг»,

• освоение движения руками,

освоение фигур перестроения: движение вперёд (назад) на запеве, движение по кругу на припеве;

• пение 2-3 куплетов одновременно с приемами возгласов и движениями.

Педагог: Молодцы! Песни «Ой, блины, мои блины» и «А мы Масленицу дожидаем» наш коллектив будет исполнять в театрализованной игровой программе «Баба яга против!», которая состоится в рамках празднования русской Масленицы (См. Приложение 2).

В заключение занятия проверим, что мы усвоили на занятии. Ответим на вопросы и выполним задания.

Вопросы:

1. Как называется праздник проводы зимы? (Масленица).

2. Чему посвящён праздник Масленица? (Праздник Масленица посвящён проводам зимы и встрече весны).

3. Какие русские народные песни, посвящённые Масленице, вы знаете? (Русские народные песни «Ой, блины, мои блины» и «А мы Масленицу дожидаем»).

4. Что такое праздник? (Памятное событие, которое отмечается – празднуется – людьми).

5. Является ли праздник традицией? (Праздник – это традиция; или очень старая или совсем новая, например, празднование Дня России 12 июня).

6. Что означает слово «традиция»? (Традиция – это всё, что значимо для народа и поэтому передаётся от поколения к поколению).

7. Что характерно для русской певческой традиции? (Особая певческая манера – протяжная сильная подача звука на основе естественного звукоизвлечения, использование приёма возгласов и сочетание исполнения песни с движениями).

Задания.

1. Исполните по цепочке только запевы песни «Ой, блины, мои блины».

2. Продемонстрируйте танцевальный приём «трёхшаг».

3. Продемонстрируйте приём возгласов в разных вариантах.

4. Исполните припев р. н. п. «А мы Масленицу дожидаем».

Педагог: На этом мы с вами прощаемся до следующего занятия.

Публикации по теме:

Конспект НОД по лепке и знакомству с музыкальным инструментом «Барабан»Конспект НОД по лепке и знакомству с музыкальным инструментом «Барабан» Конспект НОД по лепке знакомство с музыкальным инструментом «Барабан»Цель: Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и пониманий.

Фото-, видеоотчёт «Ох ты, Масленица, да ты русская!»Фото-, видеоотчёт «Ох ты, Масленица, да ты русская!» Посмотрев много фото и видеоотчётов о Масленице, тоже хотелось очень поделиться впечатлениями о масленичных гуляньях. И наконец-то это произошло,.

Конспект НОД в старшей группе «Традиция и культура народов, проживающих на территории УР» Конспект НОД в старшей группе «Традиции и культура народов проживающих на территории УР» Цель: Формирование основ толерантной культуры личности.

Конспект итоговой ОД совместно с музыкальным руководителем «ГЖЕЛЬ» Есть в Подмосковье такое местечко Белая рощица, синяя речка В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий.

Конспект занятия «Русская изба» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный.

Коучинг в управлении педагогическим коллективом Коучинг в управлении педагогическим коллективом. Из тридцати лет работы в дошкольной педагогике вот уже семь лет в мои функциональные.

Конспект по музыкальному воспитанию для старших дошкольников «Путешествие по первичным музыкальным жанрам» Конспект по музыкальному воспитанию для старших дошкольников с использованием презентацииКудряшова Валентина ПетровнаТема: Путешествие по.

Конспект занятия «Русская матрешка»Конспект занятия «Русская матрешка» Мы красавицы подружки, Разноцветные игрушки. Носим яркие одежки, А зовемся мы матрешки! Такими стихами началисьнаши занятия в кружке «Сундучок».

Конспект занятия «Русская матрешка» Тема: «Русская матрешка». Программное содержание: • Учить детей передавать с помощью ниток образ русской матрешки. • Упражнять в свободном.

Конспект занятия «Русская матрёшка» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с музыкальным коллективом «Масленица — русская традиция»
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 14:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД