Анастасия Горбунова
Конспект занятия с музыкальным коллективом «Масленица — русская традиция»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с музыкальным коллективом
Тема занятия : «Масленица – русская традиция»
Цель занятия : Углубление представления о праздниках как одной из народных традиций.
Задачи занятия :
воспитательная: способствовать формированию интереса к народным традициям, стремления сохранять и развивать их;
Публикация «Конспект занятия с музыкальным коллективом „Масленица — русская традиция“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
развивающая: развивать творческие и музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость к музыке своего народа;
обучающая: закрепить знания о народных праздниках и их атрибутах; совершенствовать вокально-хоровые и сценические навыки.
Методы обучения и воспитания на занятии :
• словесный (рассказ о традиции праздника; беседа о символе праздника Масленица, беседа о традиции праздника Масленица, о роли певческого приёма возгласов);
• наглядный (иллюстрация – использование репродукций картин, демонстрация – исполнение песни педагогом);
• практический (распевание, задание по репродукциям картин, задание на освоение движений);
• игровой метод (разгадывание загадок);
• специальные методы: показа и подражания; приём «эхо», приём пения «по цепочке».
Музыкальный материал : р. н. п. «Ой, блины, мои блины» и «А мы Масленицу дожидаем».
Иллюстрации: Соломаткин Л. И. «Масленица», Суриков В. И. «Взятие снежного городка», Смирнов С. И. «Зимние гулянья», Брусилов А. В. «Масленица», Кожин С. Л. «Масленица, проводы зимы».
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас состоится разговор о замечательном празднике. А что это за праздник, вы узнаете, если отгадаете загадку (игровой метод) :
В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.
Ученики: Масленица.
Педагог: Совершенно верно! Сегодня мы поговорим о празднике, который называется Масленица.
У всех народов есть традиция устанавливать дни, когда проводится торжество, посвящённое какому-либо событию. У русского народа такой традицией является Масленица – праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён (словесный метод – рассказ о празднике).
Что вы знаете о празднике Масленица? Чему он посвящён? (словесный метод – беседа).
Ответы учащихся.
Педагог: Правильно, обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца, стали печь блины. Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества (словесный метод – рассказ).
Давайте вспомним р. н. п. «Ой, блины, мои блины», которую мы разучивали ранее, и распоёмся на ней.
Исполнение-распевание р. н. п. «Ой, блины, мои блины» : пропевание-повторение слов каждого куплета с повышением тональности.
1. Вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?
Припев. Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
2. В кадке новой растворили, два часа блины ходили.
3. Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица
4. Напекла она поесть сотен пять, а может, шесть.
5. На поднос она кладет и к столу сама несет.
6. Гости, будьте же здоровы – вот блины наши готовы!
Педагог: Масленицу как значимое для русских людей событие отразили в своих картинах художники. Посмотрите репродукции картин и расскажите, как принято праздновать масленицу (практический метод – задание, наглядный метод – иллюстрация репродукций картин).
Леонид Иванович Соломаткин «Масленица»
Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка»
Сергей Иванович Смирнов «Зимние гулянья»
Александр Владимирович Брусилов «Масленица»
Семён Леонидович Кожин «Масленица, проводы зимы»
Педагог: Вы правы: на Масленицу устраивается ярмарка, где продаются разные товары и продукты, особенно сладости. На масленицу принято устраивать народные гуляния с песнями и плясками, играми, катанием на разукрашенных санях. Сохранилась традиция делать чучело Масленицы как символ зимы и сжигать её на костре – провожать зиму, призывать весну.
Педагог: Масленица – это традиционный праздник русского народа. Скажите, почему мы называем этот праздник традиционным, традицией? ( Наводящие вопросы: Как часто мы празднуем это праздник? Как долго русский народ празднует этот праздник? Это праздник – всего русского народа или людей одной профессии)
Учащиеся: Потому что этот праздник празднуется каждый год, из года в год многие годы всем русским народом.
Педагог: Почему для русского народа так важно встречать весну? ( Наводящие вопросы: Отличается ли по температурно-климатическим условиям времена года на территории нашего региона? Какие жизненно важные для наших предков работы становились возможными с весны)
Учащиеся: Весна связана с оживлением природы, возможностью осуществлять полевые работы, чтобы позаботиться о новом урожае и иметь продукты на зиму.
Педагог: Как вы думаете, могла ли традиция празднования Масленицы сложиться в Африке?
Учащиеся: Нет, потому что там другой климат – жарко круглый год, растения плодоносят несколько раз в год.
Педагог: Правильно, поэтому там складываются другие традиции, другие праздники.
Русский народ воспевал Масленицу в своих песнях. Одной из них является песня «А мы Масленицу дожидаем». Послушайте эту песню.
Исполнение педагогом р. н. п. «А мы Масленицу дожидаем» (наглядный метод – демонстрация).
1. А мы Масленицу дожидаем.
Красавицу весну увидаем.
Ой, ладу, ладу увидаем.
Ой, ладу, ладу увидаем.
2. А наша Масленица годовая!
Она гостьюшка дорогая!
3. Она пешею да не ходит,
Все на троечке разъезжает.
4. У ней кони-та вороные,
У ней слуги-та молодые!
5. Они зимушку провожают
И блинами весну угощают.
Ой, ладу, ладу угощают.
Ой, ладу, ладу угощают.
Педагог: Народные песни и в старину, и в настоящее время в любительских коллективах разучиваются «устным» методом и методом «припевания» : я буду показывать – исполнять голосом – слова, мелодию, манеру исполнения, а вы постараетесь всё это воспроизвести (метод показа и подражания).
Алгоритм разучивания песни:
• проговаривание слов первого куплета и припева с целью запоминания;
• разучивание партий по фразам поочерёдно с первыми и вторыми голосами;
• показ мелодии педагогом с последующим повторением учащимися, то есть с помощью приёма «эхо» : первую фразу поёт учитель, вторую – ученики;
• выполнение заданий на закрепление мелодии: пение тихим и громким звуком, в медленном и подвижном темпе;
• работа над манерой исполнения на основе показа педагога: сильная подача звука, наполненный протяжный звук, активная подача текста, озвучивание согласных М, Л, Д;
• освоение приёма возгласов («ихов», вкрапление их в исполнение песни: короткие возгласы «их» между первой и второй строчками запева, долгий возглас «и-и-их» на последнюю строчку припева;
• исполнение разученных куплетов песни (2-3 куплета).
Педагог: Для чего при пении русских народных песен используется прием возгласов («ихи»?
Ученики: Чтобы передать радостное настроение, избыток эмоций, поднять настроение всем присутствующим, раззадорить их.
Педагог: Правильно, приём возгласов является народной певческой традицией. Иными словами, так было принято петь песни, радостные по содержанию, активные по энергетике, подвижные по темпу. Ещё одним традиционным элементом в народном исполнении являются движения, сопровождающие пение. Сейчас мы вспомним танцевальный элемент «трёхшаг», который будем использовать при исполнении хоровода «А мы Масленицу дожидаем». Освоение танцевальных движений под фонограмму:
• освоение элемента «трёхшаг»,
• освоение движения руками,
• освоение фигур перестроения: движение вперёд (назад) на запеве, движение по кругу на припеве;
• пение 2-3 куплетов одновременно с приемами возгласов и движениями.
Педагог: Молодцы! Песни «Ой, блины, мои блины» и «А мы Масленицу дожидаем» наш коллектив будет исполнять в театрализованной игровой программе «Баба яга против!», которая состоится в рамках празднования русской Масленицы (См. Приложение 2).
В заключение занятия проверим, что мы усвоили на занятии. Ответим на вопросы и выполним задания.
Вопросы:
1. Как называется праздник проводы зимы? (Масленица).
2. Чему посвящён праздник Масленица? (Праздник Масленица посвящён проводам зимы и встрече весны).
3. Какие русские народные песни, посвящённые Масленице, вы знаете? (Русские народные песни «Ой, блины, мои блины» и «А мы Масленицу дожидаем»).
4. Что такое праздник? (Памятное событие, которое отмечается – празднуется – людьми).
5. Является ли праздник традицией? (Праздник – это традиция; или очень старая или совсем новая, например, празднование Дня России 12 июня).
6. Что означает слово «традиция»? (Традиция – это всё, что значимо для народа и поэтому передаётся от поколения к поколению).
7. Что характерно для русской певческой традиции? (Особая певческая манера – протяжная сильная подача звука на основе естественного звукоизвлечения, использование приёма возгласов и сочетание исполнения песни с движениями).
Задания.
1. Исполните по цепочке только запевы песни «Ой, блины, мои блины».
2. Продемонстрируйте танцевальный приём «трёхшаг».
3. Продемонстрируйте приём возгласов в разных вариантах.
4. Исполните припев р. н. п. «А мы Масленицу дожидаем».
Педагог: На этом мы с вами прощаемся до следующего занятия.