Любовь Емцева
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и приготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
развивать познавательный интерес и активизировать словарь (хлебороб, хлебопёк);
воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Беседы на темы: «Откуда хлеб пришёл?», «Как хлеб на стол пришёл?», «Как растёт пшеница?»;
отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихов; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе;
чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», В. Лященко «Вот какой каравай», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»;
экскурсия в магазин (отдел хлебной выпечки);
наблюдение за выгрузкой хлеба, привезённого в детский сад;
рассматривание и обследование зёрен пшеницы;
сравнение ржаного и пшеничного хлеба по цвету, форме и вкусу.
Развивающая среда.
Картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, хлеб (белый и чёрный, хлебобулочные изделия, поднос.
Содержание НОД
- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чём мы будем сегодня говорить.
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!» (Хлеб).
-Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
(Мягкий, пышный, душистый, белый, подгорелый).
- Верно, молодцы! Мне радостно слышать ваши ответы и я хочу своим хорошим настроением поделиться с вами. Давайте улыбнёмся друг другу и пожмём руки. А теперь расположимся удобнее и поговорим о хлебе.
Дети садятся на стулья.
- Мы раньше много говорили о хлебе : знаем, как его выращивают, из чего делают, в каком отделе магазина его можно купить; знаем, что хлеб - очень вкусный и полезный. Хлеб - главный продукт в каждом доме, на каждом столе. С хлебом и солью встречают у нас самых дорогих и почётных гостей.
-Ребята! А кто знает стихотворение о хлебе?
Ребёнок 1.
-Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
Ребенок 2.
-В нем здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нём…
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!
Ребёнок 3.
-В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
-Стихи вы хорошо читали, молодцы!
-Ребята! Скажите, какие рассказы о хлебе мы читали? («Вот какой каравай», «Лисичкин хлеб», «Упало зёрнышко в землю», «Хлеб»).
- А кто написал рассказ «Хлеб»? (М. Глинская).
-Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый, с блестящей корочкой).
-Как поступил Гриша с хлебом, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю).
-Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что с ним делать).
-Правильно ли поступил Гриша? (Гриша поступил неправильно).
-Почему вы так думаете? (Хлеб надо беречь, в нём работа многих людей).
-А как вы поступили бы на месте Гриши?
-А как нужно обращаться с хлебом? (Бережно, не крошить за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можешь съесть; оставлять несъеденным на столе).
-Ребята! Какие пословицы и поговорки о хлебе и о труде вы знаете?
Хлеб бросать – силу терять.
Холоден сентябрь, да сыт.
Зёрнышко к зёрнышку будет мешок.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Без труда хлеб не родится никогда.
Работай до поту и поешь в охоту.
В труде рождаются герои.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
И обед не обед, если хлеба нет.
Хлеб- всему голова.
-Очень много людей различных профессий трудятся, чтобы в каждом доме, на каждом столе был хлеб.
Показ картины из серии «Выращивание хлеба»
-Что вы видите на картине? (Трактор пашет землю).
-Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зёрнам было уютно).
-Кто управляет трактором? (Трактором управляет тракторист).
-Землю вспахали, а потом что делают? (Сеялками сеют зерно).
Физкультминутка с элементами психогимнастики.
-А сейчас встаньте, ребята, и представьте, что вы зёрнышки.
Маленькие зёрнышки посадили в землю…
Тёплое солнышко пригревает землю, дождик поливает. Зёрнышки растут, растут и становятся колоскам. Колоски тянутся к солнышку всё выше и выше (Прошу детей почувствовать напряжение в руках).
Сильно припекало солнышко, завяли наши колоски. Но вот полил дождик, ожили колоски и снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски, улыбнитесь друг другу. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
-А у меня для вас сюрприз - самые настоящие колоски. Возьмите их, рассмотрите. Какие они? (Колючие, в них много зёрнышек).
-Попробуйте достать руками зернышко. (Дети пытаются достать зернышко).
-Трудно это сделать вручную. Эту работу выполняют специальные машины - комбайны и они сделают эту работу. Сложите колоски. (Дети кладут колоски на поднос и садятся на стулья).
-Комбайн - очень интересная машина. Она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, очищает зёрна, веет их,а затем высыпает в кузов подъезжающей машины.
Ребята, а куда машины отвозят зерно? (Машины отвозят зерно на зернохранилище).
-Что происходит с зерном дальше? (Зерно везут на мельницу).
-Для чего? (Чтобы сделать муку).
-Кто работает на мельнице? (На мельнице работает мельник).
-Что делают из муки? (Замешивают тесто и пекут хлеб).
-Где пекут хлеб? (Хлеб пекут на хлебозаводе).
-Кто печёт хлеб? (Хлеб печёт пекарь).
-Что ещё можно печь из муки? (Из муки можно печь торты, булки, пироги, печенье, баранки, пряники).
-Да, ребята, разнообразные вкусные пироги, торты украшают наш стол и радуют гостей. Давайте и мы испечём каравай.
Хороводная игра "Каравай"
Как на наше торжество испекли мы каравай
Вот такой нижины, вот такой вышины.
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай!
-Каравай на славу получился!
- Мы много говорили сегодня о хлебе. Вспомнили профессии людей, работа которых связана с производством хлеба. Назовите эти профессии. (Тракторист, шофёр, мельник, пекарь, комбайнёр).
-Что вам понравилось сегодня на занятии? (Ответы детей).
-А мне понравилось то, что вы правильно отвечали на вопросы, хорошо рассказывали стихи, знаете пословицы и поговорки о хлебе.
Приглашаю вас отведать вот этот пышный каравай!