Елена Рябчикова
Конспект НОД в подготовительной группе «Заповедники Саратовской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с заповедниками и с Красной книгой Саратовской области; формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и закреплять знания детей о заповедниках Саратовской области;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Заповедники Саратовской области“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Саратовская область, Саратов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- выявить значимость «Красной книги», для чего она создана.
- активизировать познавательную активность детей, познакомить с понятием «Заповедник» и систематизировать представление детей о заповедниках нашего края, для чего они создаются.
- формировать навыки экологически безопасного поведения.
Развивающие:
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать связную речь;
- развивать образность речи;
- развивать общую моторику, координацию.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, чтение художественной литературы, музыкальная.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме, рассматривание иллюстраций животного и растительного мира, рассматривание Красной книги Саратовской области.
Демонстрационный материал: ноутбук с презентацией, дидактическая игра «Экологический светофор», картина с изображением леса, картинки животных и растений, раскраски по количеству детей.
Ход НОД
I. Организационный момент
Сегодня на улице очень холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становиться тепло. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу.
II.Основная часть
Воспитатель:
Если денег накопить, можно многое купить-
Дом, одежду и завод, самолет и пароход.
Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек родничок и тополек.
-Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, ребята, кто скажет?
Дети: (солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, мед, рыба и т. д.)
-Правильно, человек живет в природе, от природы зависит и жизнь человека. Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества не раз с лица земли исчезали многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Люди стали создавать заповедники и национальные парки. А что это такое? (дети отвечают).
-Заповедники и национальные парки — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. Там людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
- Ребята, а вы знаете, что в нашей Саратовской области тоже есть национальные парки?
Сегодня мы с вами будем путешествовать по Национальным паркам Саратовской области и поговорим о некоторых растениях, животных и птицах, занесенных в Красную книгу.
-Ну что же собираемся: (имитация движении).
Надеваем мы штаны – удивительной длины!
Надеваем кофту, шапку, куртку, сапоги-
Вот такой вот ширины!
Собираем рюкзачок – наш отряд идти готов!
-Вот мы с вами прибыли в Национальный парк «Хвалынский», посмотрите как здесь красиво (Слайд 1)
Особо ценными являются лесные массивы заповедника. В них насчитывается порядка 100 представителей флоры и 35 видов фауны, занесенных в областную Красную книгу. Помимо этого, уникальной является геологическая структура местности, в частности знамениты меловые горы, наследие доисторических морей. (Слайд 2)
Здесь охраняются такие растения: Пион тонколистный, Пыльцеголовник красный, Воронец, Страусник, Лен желтый, Грушанка и т. д. (Слайды 3 - 7)
Много охраняемых животных, птиц, насекомых: косуля, выхухоль, бобр речной, сокол балобан, орел - могильник, орлан - белохвост; насекомые – жук-олень, жук-носорог и многие другие. (Слайд 8 – 15)
Воспитатель: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета, а Красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им.
В настоящее время ёж ушастый и дрофа внесена в Красную книгу Саратовской области. А еще, Дрофа названа природным символом Саратовской области.
- Продолжаем наше путешествие.
А теперь мы оказались в природном парке «Кумысная поляна» (Слайд 17)
Основу растительности парка составляют лиственные деревья (дуб, береза, клен, осина, липа). Из животных обитают волк, ласка, хорек, выдра и т. д. (Слайд 18)
На территории парка «Кумысная поляна» находится небольшая разновидность уникального для этих мест растения – пробкового дерева, а также здесь вы можете увидеть два уникальных дерева. Это «Дуб великан», которому порядка двухсот лет, и «Царь береза», которая выделяется на фоне своих собратьев ростом и оригинальным окрасом коры. (Слайд 19-21)
Физ. минутка
Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр и направо, и налево. (Наклониться и показать рукой направо и налево)
К небу руки протянули, позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели и на место снова сели. (Дети садятся)
- Сейчас поиграем в игру «Экологический светофор».
(у каждого ребенка 2 светофора красного и зеленого цвета на столах)
- Ребята, я буду зачитывать описание поступков людей, а вы оценивать эти поступки: если поступок хороший – поднимаете зеленый светофорчик, а если плохой – красный. Итак, будьте внимательны:
1. Я кузнечика словил
В банку с травкой посадил
Пусть покажет как трещит,
Как усами шевелит.
2. Я взяла пакет с крошками хлеба для уток, они живут на озере. Я их часто подкармливаю.
3. В лес зеленый я пойду
Зайку серого найду
Принесу его домой
Будет этот зайка мой
4. Я возьму лейку, полью цветы на клумбе, которые мы с мамой посадили.
5. Я взял спички и решил, что когда устану гулять по лесу, разожгу костер.
6. Я взяла магнитофон и хочу послушать громкую музыку в лесу.
7. В лес зеленый я пойду
Зайку серого найду
Не возьму его домой
Пусть останется живой.
8. Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и пошли дальше гулять. Одуванчики быстро завяли и стали некрасивыми. Девочек позвали домой, они бросили цветы и убежали.
Этой игрой мы еще раз с Вами вспомнили, правила поведения в природе. Надеюсь, что эти правила Вы, ребята, запомните навсегда.
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).
- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы:
1. Не ломать ветки деревьев.
2. Не топтать цветы, травы.
3. Не кричать, не включать громко музыку.
4. Не разорять птичьих гнезд.
5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.
6. Не разрушать грибницы.
7. Не ловить мальков и лягушек.
8. Не оставлять на природе мусор.
9. Не разжигать костров.
10. Не разорять муравейники.
- Молодцы, ребята, вы все знаете правила охраны природы.
Сберечь природу — долг и мой и твой,
Не дать погибнуть ей в пожаре дней.
Природа сердце раскрывает пред тобой,
Скорей же ты его согрей.
Не рви цветок, а лучше клумбу посади,
Не мучай листик, он живой как ты,
Ты лучше дерево взрасти,
Для птиц, смотрящих с высоты.
Вот мы и побывали в национальных парках, нам пора возвращаться.
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли (идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели. (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали. («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом (идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли (идут друг за другом по кругу)
Наши ноженьки устали. (останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра, возвращаться нам пора. (ходьба на месте)
- Вот мы и вернулись в детский сад.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? (в национальных парках).
- Для чего люди создают национальные парки? (ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей).
Сегодня мы узнали много нового и поучительного. На память я вам дарю раскраски, чтобы вы были добрыми друзьями природы.