Елена Новикова
Конспект НОД в подготовительной группе «Экскурсия в океанариум»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- формировать представления «приспособление рыб к условиям обитания»;
- устанавливать взаимосвязи формы и цвета тела рыб с условиями обитания.
- способствовать развитию наглядно-образного мышления; зрительного внимания;
умения устанавливать причинно-следственные связи; мыслительных операций: синтез, анализ.
- создавать условия для развития чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым; чувства товарищества, взаимовыручки, умение договариваться во время работы; качеств: сообразительность, находчивость, проявления инициативы и самостоятельности в познавательно - деятельности и общении.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Экскурсия в океанариум“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- формировать установки положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
Демонстрационный материал:
- Аквариумы нарисованные на бумаге -2 шт (А2).
- Макет моря на листе ватмана, тонированный под море (А1)
- Презентация экскурсии по океанариуму.
- Видео №1. «Фантастические съемки подводного мира» (1 мин 20 сек.)
- Видео №2. «Жизнь океана» (1 мин 30 сек.).
Раздаточный материал:
- Фигуры (большие) обитателей поверхности и толщи воды (А4,А5)
(Дельфин, кит, сельдь, камбала, мурена, тунец, коралловые рыбки: императорский ангел, рыба-бабочка);
- Макет моря на листе, тонированный под море (А4).
- Фигуры (маленькие)обитателей поверхности и толщи воды (2-6 см).
(Сельдь, камбала, мурена, тунец, коралловые рыбки: императорский ангел, рыба-бабочка).
- Разрезные картинки с обитателями моря 10 шт. (А5, разрезанные на 4 части.
(Осьминог, краб красный, краб пятнистый, акула, рыба-молот, кальмар, морской конек, лиственный морской дракон, морская звезда, морской лев).
- Фигуры обитателей моря (как на разрезных картинках) -10 шт (А5)
(Осьминог, краб красный, краб пятнистый, акула, рыба-молот, кальмар, морской конек, лиственный морской дракон, морская звезда, морской лев).
Предварительная работа:
- Проведение тематических недель: «Путешествие по морям и океанам», «Морские жители».
- Оборудование: проектор, экран, ноутбук, 3 стола, два мольберта детских, доска демонстрационная.
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в ситуацию.
Здравствуйте, ребята!
Я знаю, что вы готовитесь к школе и много читаете, много знаете.
- Кто может объяснить, почему нашу Землю называют голубой планетой?
- Сколько всего океанов и морей на планете Земля?
- Назовите самые известные моря?
- У вас отличная память!
- Открою вам тайну! Нас пригласили в океанариум, помочь ученым-океанологам! Что это такое океанариум?
- Вы знаете кто такие океанологи!
- Как вы думаете, вы сможете помочь океанологам!
- Объясните, почему?
- Тогда отправляемся.
2. Актуализация знаний.
На экране появляется океанариум
- Вижу Океанариум!
- Здравствуйте! Я - ученый океанолог. Спасибо за то, что согласились нам помочь… Проходите в лабораторию!
Игра «Новички».
Цель: актуализировать знания детей о морских обитателях узнавать по внешнему виду и называть животных моря (рыб и морских зверей, основные характеристики рыб и морских зверей (части тела, питание, детеныши)
- Сегодня в океанариум прибыли новые обитатели. Их необходимо осмотреть! Поможете их расселить в два аквариума? В первый аквариум - поселите рыб, а во второй – морских зверей. Каждый берет одного «новичка» и находит ему место.
Дети проходят к столам, выбирают плоские фигуры морских зверей и рыб и прикрепляют их к «доске – аквариуму».
-Встаньте, чтобы всем было удобно. Посмотрите внимательно, все согласны с таким расселением?
- Вы сможете доказать, что это рыбы!
Дети показывают части тела рыб.
- Докажите, что в этом аквариуме морские звери.
- Я вижу, вы знаете морских обитателей, можете разделить их на группы. С вашей помощью мы справились с этой важной работой очень быстро!
- Я осмотрела всех новых обитателей! Все здоровы, можно их заселять в большой аквариум! Отправляем морских зверей в их новый дом!
Педагог убирает аквариум с морскими животными.
- Переходим в другой зал и посмотрим, как они прижились!
- Вот мы и в зале. Присядьте и посмотрите!
Видео «Фантастические съемки подводного мира».
- Давайте порадуемся, что у вас все получилось!
3. Затруднение в игровой ситуации.
- Возвращаемся в лабораторию!
Дети стоят у макета, у столов.
Макет моря «Участок моря, с песчаным дном, коралловый риф и толща воды».
- У каждого из вас макет моря и набор рыб.
Педагог обращает внимание на раздаточный материал.
- Расселите рыб по этажам!
Берут фигурки рыб и раскладывают по всей поверхности листа, согласно этажности обитания.
- Все расселили?
- Вам интересно, как расселились сами рыбы! Подходите, сейчас посмотрим.
Педагог тоже выставляет рыб на «Макет моря» (образец для проверки.)
- Сравните у вас так!
Вариант 1
- У кого получилось расселить рыб по этажам так же!
- Я поняла, что у вас затруднение!
- В чем ваше затруднение?
- Почему не получилось?
- Вспомните, что в море все живут по правилам.
- Так что же нам надо узнать?
Вариант 2
- У кого получилось расселить рыб по этажам так же!
- Молодцы!
- Значит, вы легко сможете объяснить, почему вы их так расселили?
- Почему, у вас затруднение?
- Вспомните, что в море все живут по правилам. Так что же нам надо узнать?
Правила расселения рыб в море.
4. Открытие нового знания.
- Что обычно вы делаете, когда чего-то не знаете?
- Предлагаю разобраться самим и составить правила расселения рыб в море по этажам! А, я вам помогу. Я верю в вас, потому, что вы какие?
-Присаживайтесь! Дети садятся на ковер около макета моря.
- Предлагаю сравнить рыб, живущих на нижнем и верхнем этажах моря.
- На что обратим внимание у рыб?
- Хорошие предложения! Будем сравнивать рыб по форме и цвету.
- Помогут нам в этом карточки – помощницы!
Педагог выставляет карточки – надписи форма цвет.
Форма тела рыб может быть самой разнообразной: плоская (сплющенная с боков или сжатая сверху вниз, цилиндрическая (заостренная с концов) или торпедовидная, лентообразная.
Дети показывают вместе с педагогом руками все формы.
- Рыбы, с какой формой тела живут на нижнем этаже моря?
- Как вы думаете, почему они плоские?
- Молодцы! Вы, на правильном пути к открытию правил.
- В море вода стоит или движется!
- В верхнем этаже моря вода движется очень быстро. Рыбам, с какой формой тела здесь удобно жить? Цилиндрической или плоской?
- Вы догадливы! Цилиндрическая форма, помогает рыбам быстро двигаться. Эта форма тела рыб, живущих в верхнем этаже моря. Рыбы с плоской формой не смогут справиться с быстрым течением.
-Ребята, составьте первое правило расселения рыб по форме?
- Выберете и прикрепите необходимые карточки к нашему макету.
Дети находят карточку и прикрепляют снизу и сверху макета в графе «форма».
Дети стоят на ковре.
- Давайте встанем и внимательно посмотрим на рыб!
-Что вы можете сказать, о цвете рыб верхнего этажа моря?
- Обратите внимание какая у них окраска спинки, брюшка?
-И это ребята неспроста, так рыбы маскируются.
- Почему рыбы нижнего этажа моря такие разноцветные?
- Правильно! Молодцы! Вы очень внимательные! Сделайте вывод и скажите второе правило расселения рыб в море по цвету.
- У рыб, живущих в верхнем этаже моря спинка темная, а брюшко светлое. Окраска придонных рыб очень разнообразна: от серой, до самых ярких и необычайных сочетаний цветов и узоров.
- Поставьте необходимые карточки к нашему макету.
Дети находят карточку и прикрепляют снизу и сверху макета.
- Давайте повторим правила расселения рыб в море. На верхнем этаже моря живут рыбы (цилиндрической формы, у них темная спинка, а брюшко светлое. На нижнем этаже моря живут рыбы.
- Какие вы молодцы! Вы сами составили правила и теперь знаете, что два этих условия: форма и цвет влияют на место обитания рыб в море.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дети стоят у столов.
Игра «собери картинку».
Цель: тренинг целостного зрительного восприятия на предметно-наглядном материале.
- Ребята, если соберем фотографии, то узнаем, кто скоро появится в нашем океанариуме. Дети собирают разрезные картинки с морскими животными.
-Какие сообразительные дети. Быстро и четко выполнили работу.
- Кто соберет фотографию, может заселить морское животное в море.
Педагог выдает фигуры морских животных тем, кто собрал фотографию.
Дети поочередно прикрепляют фигуры морских животных на макете моря.
- Я вижу, что вы хорошо запомнили правила расселения в море. Спасибо! С вашей помощью столько новых обитателей обрело свой дом. Педагог пожимает каждому руку.
- До свидания. Приезжайте к нам еще.
Педагог снимает бейджик и халат.
Пора возвращаться в детский сад.
6. Осмысление (Итог)
- Подойдите ко мне. Вот это путешествие!
- Нас заждались в детском саду, и наверняка спросят, где мы сегодня с вами были?
- Кому мы помогли?
- Что в нашем путешествии было самым интересным?
- Почему?
- Какие знания вам помогли выполнить задания ученых?