Любовь Козлова
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Столовый этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Столовый этикет»
Цель: Прививать детям навыки культурного поведения за столом, показать важность соблюдения правил столового этикета.
Задачи:
- продолжать учить детей правилам культурного поведения за столом;
- расширять знания детей о столовом этикете;
- вызвать у детей интерес к дизайнерскому оформлению стола, желание красиво сервировать стол;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе на тему „Столовый этикет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
- активизировать словарь детей словами: этикет, сервировка, столовые приборы.
Предварительная работа:
беседы на тему: «Как сидеть за столом», «Правила поведения во время еды», «Столовый этикет»; дидактическая игра «Как пользоваться столовыми приборами»; сюжетно – ролевые игры: «Кафе», «Принимаем гостей», «В гостях у Кати», «Как общаться за столом»; разыгрывание проблемных ситуаций; чтение художественной литературы: А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»; Г. Остер «Вредные советы».
Материал и оборудование:
скатерти, салфетки бумажные и полотняные, посуда для сервировки стола, угощение.
Ход:
Воспитатель:
Дети, сегодня у нас необычное занятие. Тема занятия: «Столовый этикет».
Что вы знаете об этикете?
(Ребенок читает стихотворение)
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
Воспитатель: Скажите, что такое «столовый этикет»?
(ответы детей)
Раздается звук моторчика, в зал «влетает» Карлсон.
Карлсон : Я пролетал мимо и краем уха услышал, что вы говорите о столовом этикете. Это что? Вкусняшки разные? Конфеты, мармелад, шоколад, мороженное, пирожное?
Воспитатель: Подождите! А вы кто?
Карлсон: Ой! Я же забыл поздороваться и представиться!
Я - Карлсон! Самый красивый, воспитанный, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!
Ну, где у вас пирожное, конфеты и мороженое, варенье, шоколад, и вкусный мармелад! Угощайте меня скорее!
Карлсон подбегает к столу, на котором стоит угощение, берет банку с вареньем и большую ложку. Карлсон начинает есть варенье прямо из банки и нечаянно роняет варенье с ложки.
Карлсон: Ой, как нехорошо получилось! Но ничего, это ерунда! Дело житейское!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как Карлсон ведет себя за столом. Я думаю, самое время все рассказать про столовый этикет.
Карлсон, без сомнения, поесть вкусненького мы любим все. Но чтобы не оказаться в нелепой ситуации перед людьми, с которыми ты будешь находиться за одним столом, выучи и запомни основные правила столового этикета и тебе никогда не будет стыдно за себя.
Воспитатель: Карлсон, мы приглашаем тебя поиграть с нами в игру «Школа этикета». Ребята, давайте расскажем и покажем Карлсону, как надо вести себя за столом. Проходите и садитесь за столы. Первый урок «Столовый этикет». (Каждый из детей (по очереди) рассказывает правило и делает показ, Карлсон и дети повторяют).
1. Как правильно сидеть за столом. Каждому человеку за столом выделяется место – часть стола, на которой для него стоят тарелки и лежат столовые приборы. Смотрите и повторяйте за мной следующее упражнение: сядьте прямо на стуле, руки положите на стол так, чтобы было удобно. Но помните, на столе не должны лежать локти, а только кисти рук.
2. Умение есть. Главное правило в столовом этикете – это умение есть. Есть нужно с закрытым ртом, не чавкать, не торопиться, не разговаривать с едой во рту, тщательно пережевывать пищу, не наклоняться низко над тарелкой, а только слегка наклонить голову.
3. Пользование салфеткой. Салфетки бывают бумажные и полотняные. Полотняную салфетку кладут на колени, чтобы защитить костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос и руки, но можно промокнуть уголки губ. Когда мы едим, салфетка на коленях, выходим из-за стола — салфетку кладем на стол между тарелками. Бумажные салфетки стоят на столе в салфетнице. Берут их по мере надобности. Закончив есть блюдо, вытирают салфеткой губы, затем руки, а не наоборот, и кладут на использованную тарелку.
4. Как правильно есть хлеб. Кусок хлеба берем из хлебницы рукой. Сначала выберем глазами хлеб (черный или белый, но не перебирая. Можно есть от куска, можно отламывать небольшие кусочки и съедать, но не играть хлебом. Если у вас просят хлеб нужно передавать всю хлебницу, а не брать хлеб своими руками.
5. Как правильно есть суп. Ко рту ложку подносим чуть наискосок, не захватывая губами, а сливаем содержимое в рот. Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем, пока остынет. Чтобы доесть остатки супа тарелку нужно осторожно наклонить от себя, а ложку в тарелке ведем не к себе, а от себя.
6. Пользование ножом и вилкой. Столовые нож и вилка – предназначены для вторых горячих блюд. В правой руке держат – нож лезвием вниз. В левой руке – вилку зубчиками вниз. Оба прибора в руке. То, что можно легко разделать вилкой, едим без ножа. Тогда вилка – в правой руке. Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, котлеты, колбасу, помидоры, огурцы. Отрезав кусочек, съедаем, отрезаем другой. Ко рту подносят только вилку, а не нож. После еды нож и вилку кладем на тарелку, нож лезвием к центру, вилку зубчиками вверх.
7. Выходя из-за стола, стул задвигают к столу без шума. И надо обязательно поблагодарить за еду.
Воспитатель: Карлсон, ты запомнил правила? Дети, сейчас мы встанем и выйдем из – за стола. Второй урок – чтение стихов - мы закрепим то, о чем узнали. Карлсон, послушай веселые стихи о правилах этикета. (Дети читают стихи)
1. Известно с детства это всем: «Когда я ем, я глух и нем».
Жуешь- закрытым рот держи.
Проглоти- потом скажи.
2. Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
За столом соседи есть
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Вежливое слово. Пожалуйста!
2. Не вытирай свой рот рукой-
Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы,
Которые за все хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.
3. Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берешь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.
4. Не вертись, спокойно кушай.
И не чавкай, словно хрюша.
Ложка в чашке – не пропеллер,
Не спеша помешивай.
Чтобы люди не смотрели
На тебя насмешливо.
5. Чтобы не упасть случайно
На пол в час веселья,
Ты на стуле не качайся-
Это не качели
6. Не упирайся в стол локтями
И спину ты ровней держи.
Еду не надо брать руками –
Есть ложка, вилка и ножи.
7. Большие куски в рот не следует брать –
Их надо на части всегда разделять.
Старайся посуду свою не разбить,
А то, что в стакане – на стол не пролить.
8. Ешь внимательно, опрятно,
Не спеша и аккуратно.
Рот едой не набивай
И кусочки не роняй.
Руки мой перед едой И следи за чистотой!
Воспитатель: За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся. Но разговариваем негромко и со свободным от пищи ртом. Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение людям.
Чтобы другим было приятно сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.
Воспитатель: Карлсон, тебе все понятно? Карлсон: Ребята, я все понял, я теперь буду правильно вести себя за столом.
Дети: Карлсон, мы приглашаем тебя на чаепитие! Помоги нам, пожалуйста, накрыть праздничный стол к чаепитию!
(Дети расставляют посуду для чаепития, раскладывают угощение. Когда столы накрыты, приглашают Карлсона за стол).
Чаепитие.