Татьяна Мальгина
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Волшебной бумаги»
▼ Скачать
Конспект НОД в подготовительной группе Тема : «Путешествие в страну Волшебной бумаги».
Образовательная область: «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования.
Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.
Задачи:
Закрепить знания детей о способах письма до момента создания бумаги.
Познакомить детей с производством изготовления бумаги в современном
мире.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие в страну Волшебной бумаги“» размещена в разделах
Закрепить знания о предметах из бумаги, их назначении и пользе.
Обогатить представления детей о свойствах бумаги, картона.
Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги в процессе исследовательской деятельности; Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы; активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Бумага» Воспитывать у детей способность взаимодействовать друг с другом. Воспитывать бережное и рациональное отношение к окружающей природе.
Предварительная работа:
Рассматривание коллекции образцов разновидностей бумаги; проведение беседы с детьми: «Как бумага в наш дом приходит?», «Что можно сделать из бумаги?». Изготовление поделок из бумаги.
Оборудование: мультимедийное оборудование, столы для «музейных экспонатов», различные разновидности коробок, предметы из бумаги, поделки из бумаги, оборудование для экспериментов (ёмкости с водой, бумага альбомная, картон, копировальная бумага).
Ход занятия
Проходите, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать, за руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите и улыбки подарите!
Воспитатель. Я пришла к вам не одна - гостей в группу привела. Поздоровайтесь, ребята. Ребята, я знаю, что вы любите загадки. Отгадайте:
«Она бывает документом, салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом, альбомом, книгой и при этом-
Она бывает и деньгами. Что это? Догадайтесь сами.
Дети. Бумага.
Воспитатель. Молодцы, отгадали правильно. Подумайте, может ли человек обойтись без бумаги? Какими бумажными предметами мы пользуемся ежедневно? (Бумажными салфетками вытираем рот после еды. Читаем книги, рисуем на бумаге, пишем в тетрадях, делаем аппликации, поделки).
Воспитатель. Вы знаете, бумага может быть разная. На столах лежат листочки бумаги. Рассмотрите их, потрогайте. Вся ли бумага одинаковая?
(Разная по цвету; разная по толщине; разная на ощупь).
Воспитатель. Какие виды бумаги вы знаете? (Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, альбомная, галогеновая, самоклеящаяся).
Воспитатель. Ребята, а вы бы хотели узнать ещё больше о бумаге?
Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде в страну Волшебной бумаги (под песню «Паровозик» двигаются по залу).
Воспитатель. Мы с вами прибыли на станцию «Историческая».
Что же на этой станции мы сможем узнать о бумаге? Как вы думаете, люди сначала научились писать, или придумали бумагу для письма?
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. На чём в древние времена люди писали, когда ещё не было бумаги?
Воспитатель. Давайте подойдём к столу и найдём картинки-подсказки.
Просмотр картинок.
Воспитатель. Древние люди царапали на камнях. Одни народы писали на сырых глиняных плитах. Другие, на дощечках, залитых воском, выдавливая острыми палочками. Древние Египтяне научились делать свой материал для письма из растения папирус. Многие народы писали на коже животных, очищенной от жира и шерсти- пергаменте. На Руси писали на берёзовой коре-бересте. Умнее всех оказались китайцы, они раньше всех изобрели бумагу.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Бывает - не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, потопайте:
Бумажная книга Бумажный стул
Бумажные обои Бумажная обувь
Бумажный фантик Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажный шкаф
Бумажный альбом Бумажное яблоко
Бумажные деньги Бумажная дверь.
Воспитатель. Ребята, а нам пора отправляться дальше (под музыку).
Воспитатель. А эта станция называется: «Музейная» здесь находится музей бумаги, предлагаю посетить его. Я буду у вас экскурсоводом. Ребята, а вы знаете как надо вести себя в музее? (Громко не разговаривать, не мешать другим, не бегать, экспонаты руками не трогать). Это музей волшебной бумаги, здесь собраны предметы, сделанные только из бумаги. Подойдём к первому стеллажу. Что здесь находится? (Коробка из-под конфет, пакет из-под молока, коробка из-под обуви, коробка от зубной пасты, коробка от лекарства и др.) Скажите, а что общего у всех этих предметов?
Правильно, все они сделаны из картона. Как вы думаете, почему коробки делают именно из картона?
Дети. Картон толстый, прочный, хорошо сохраняет вещества и предметы, которые находятся внутри коробок.
Воспитатель. Какой можно сделать вывод? Картон – это разновидность бумаги, он толстый, прочный и он нужен людям.
Подойдём ко второму стеллажу. Здесь лежат книги, журналы, альбомы, газеты, раскраски. Скажите, что общего у этих всех предметов? Какая от них польза человеку? (Примерные ответы детей).
Правильно, все они сделаны из бумаги. Книги, журналы, газеты нужны человеку, чтобы читать, а альбомы, раскраски, чтобы рисовать.
Воспитатель. Ребята, а нет ли на стеллаже лишнего предмета?
Дети. Диск.
Воспитатель. Как вы думаете, почему работники музея его поставили на этот стеллаж, ведь он сделан из другого материала? Может что-то объединяет эти предметы? (Примерные ответы детей).
Воспитатель. Время идёт, на смену бумаги приходят компьютерные технологии: сейчас людям удобнее записывать информацию на диски, флэш-карты.
Воспитатель. Подойдём к третьему стеллажу. Полюбуйтесь, на этом стеллаже стоят поделки, аппликации. Что их объединяет (Примерные ответы детей). Правильно, они сделаны все из бумаги.
Воспитатель. Скажите, для чего делают красивые поделки из бумаги? (Поделки можно подарить, украсить комнату).
Воспитатель. Экскурсию подошла к концу, а наше путешествие в страну Волшебной бумаги продолжается (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу).
Физминутка:
Как-то утром спозаранку, появились на полянке:
Не грибы и не цветочки, а бумажные листочки.
Все листочки собрались? Не ленись и подтянись!
Ну, пожалуй, мы начнём, уголочки все загнём,
А теперь не трудно нам все сложить их пополам.
Сверху- вниз, наискосок, загибаем уголок.
А теперь мы из листочков превращаемся в комочки.
Прыг да скок, прыг да скок, распрямляется листок.
Мимо ветерок летит и листочки шевелит.
Листики мы в книгу соберём, и вместе мы её прочтём!
Воспитатель. Мы прибыли с вами на станцию «Почемучки», где находится лаборатория, предлагаю провести несколько экспериментов из бумаги. С помощью опытов мы с вами вспомним свойства бумаги.
Опыт №1 "Бумага мнется"
Возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет? Значит делаем вывод: бумага мнется, чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. (полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради).
Опыт №2 "Бумага рвется"
Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, тем легче она рвётся.
Опыт 3 "Бумага режется"
Сейчас мы попробуем разрезать три вида бумаги картон, тонкую и мокрую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Вывод: Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее, а мокрая бумага вообще не режется.
Опыт 4 "Бумага намокает"
Для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги и бумажный цветок. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.
Опыт №5 "Бумага летает"
Может ли бумага летать? Для этого нужно взять в руки наши бумажные листочки. Что происходит? А теперь возьмём бумажные комочки. Как заставить комочек полететь? ( Примерные ответы детей: надо на него подуть. Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением.
Дыхательная гимнастика
На комочек дуй легонько, будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее, побежит он веселее.
Воспитатель. Итак, мы с вами провели опыты и вспомнили о некоторых свойствах бумаги. Ребята я хочу познакомить вас с необычной бумагой, она называется – копировальная. Кто-нибудь из вас видел эту бумагу раньше? Интересно, почему же её так назвали? Предлагаю провести эксперимент, и может тогда, вы узнаете, почему такое название? Для начала рассмотрим бумагу. Что вы можете о ней рассказать? Обратите внимание, что одна сторона бумаги жирная на неё нанесена краска, а другая сторона гладкая, матовая на ней нет краски. Предлагаю провести эксперимент, положите жирной стороной на лист бумаги, и проведите карандашом линию. Посмотрите, что получилось? Бумага оставляет след, если её положить жирной стороной на лист бумаги. Поэтому её называют копировальной. Как можно такую бумагу использовать?
Наше путешествие продолжается. Ребята, а вы хотели бы узнать, как в современном мире изготавливают бумагу? Итак, мы прибыли на станцию «Узнавайка». Просмотр видеоролика
Воспитатель. Мы с вами узнали процесс изготовления бумаги. А из чего еще, кроме деревьев делают бумагу? Почему люди, кроме деревьев, используют и солому, и хлопок, и бумажные отходы? Подумайте, почему люди стараются вырубать не только деревья в лесу, но использовать другие материалы для изготовления бумаги? Почему деревья стараются меньше вырубать?
Примерные ответы детей. Нужно бережно обращаться с бумажными предметами, экономно использовать бумагу.
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Волшебной бумаги, нам пора возвращаться в детский сад, но сначала мне хотелось бы узнать:
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что интересного и нового вы узнали о бумаге?
- Нужно ли человеку беречь бумагу и почему?