Татьяна Лиукконен
Конспект НОД в подготовительной группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе.
Тема: "Перелетные птицы"
"Расширить нания детей о перелётных птицах : их внешнем виде, образе
жизни; учить классифицировать птиц в зависимости от типа питания,
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
совершенствовать умение различать и называть перелётных птиц;
-Учить устанавливать связь между формой клюва и особенностями питания
-Учить находить зависимость между строением лап и особенностями образа
-Познакомить с порядком построения птиц при перелёте в тёплые края;
- Расширить и активизировать словарь детей, формировать и закреплять
обобщающие понятия (зимующие, перелётные, насекомоядные,
растительноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой,
Упражнять детей образовании сложных прилагательных; активизировать
употребление в речи глаголов;
-Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, воспитывать
бережное отношение к природе;
- Развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание,
восприятие.
Оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», картинки с изображением
перелётных, зимующих птиц, разрезные картинки с изображением птиц, мяч,
угощение для детей.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки;
чтение стихов, рассказово птицах. Рассматривание иллюстраций с
различными видами птиц, предметных картинок с изображением зимующих
и перелётных птиц,
Ход занятия:
-Ребята, послушайте стихотворение:
Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
Мы летим не навсегда.
Мы вернёмся, обещаем.
- До свиданья, край родной:
Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой В небе сером птицы тают. (А. М. Измайлов)
-Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? -Как вы догадались? -Куда же осенью птицы улетают? -Все ли птицы улетают в тёплые края? -Как называют птиц, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю? (зимующие). Каких зимующих птиц вы знаете? (ворона, синичка, снегирь, голубь, воробей) А как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места? (перелетные)
-Сегодня мы с вами будем говорить о перелётных птицах, поближе познакомимся с некоторыми из них. -Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? (Осенью птицам становится труднее добывать себе еду, они остаются без корма. Наши пернатые друзья улетают из-за недостатка еды в зимние месяцы.) -Среди птиц есть такие, которые питаются насекомыми, они называются насекомоядные. Любят полакомиться жуками, комарами да мошками стрижи и ласточки. Эти птицы внешне похожи друг на друга, большую часть жизни проводят в воздухе. Они ловят насекомых на лету. Соловей и дрозд тоже насекомоядные, но свою добычу они ищут под корой деревьев, между веточками. -Скажите, ребята, как меняется жизнь насекомых с приходом осени? ( Многие насекомые исчезают: или прячутся под корой деревьев, между корнями растениями или погибают. значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Поэтому, не дожидаясь голода, насекомоядные птицы улетают s тёплые края первыми.) -Затем улетают зерноядные (или растительноядные) птицы, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. К таким птицам относят чижа, зяблика. —Чем ещё, кроме насекомых, плодов и семян растении, питаются птицы? (Они питаются и мелкими животными (например, лягушкам и, червя юн, мышами, и рыбой.)
Физкультминутка "Осень" (Выполнение движений по тексту стихотворения.)
Опустел скворечник, улетели птицы - (Машут руками как крыльями)
Листьям на деревьях - (Приседают)
Целый день сегодня все летят, летят - (Встают, идут по кругу)
Видно тоже в Африку улететь хотят - (Бегут по кругу)
(дети остаются в кругу) —А сейчас предлагаю вам вспомнить, какие звуки издают птицы, поможет нам в этом в игру о как разговаривает» (с мячом)
(Дети встают в круг.) Я назову птицу и брошу кому-то из вас, ребята, мяч. Вы будете мяч ловить и говорить, как эта птица подаёт голос. А после бросать мяч обратно мне. Начинаем.
Ворона. (каркает, Кукушка. (кукует, Голубь. (воркует, Утка.. . (крякает, Курица. (квохчет, Воробей. (чирикает, Соловей.. (поёт, Ласточка. (щебечет,)журавль. (курлычет, Петух. (кукарекает). (дети садятся на места) - Птиц очень много, но у всех одинаковое строение тела, какое (как их различает человек? ( см схему: по размеру, оперенью, форме клюва, форме ног, хвоста)
-Молодцы! Продолжаем узнавать новое. Давайте посмотрим на клювы у разных птиц.
Оказывается, по их форме можно догадаться, чем питается птица.
-Если клюв острый загнутый вниз как крючок, то птица является хищником. Таким клювом удобно схватывать добычу во время охоты и разрывать её на мелкие кусочки. Каких хищных птиц вы знаете?
-Если клюв у птицы не очень длинный, широкий, тупой, значит, она питается растениями. Таким клювом легко раскалывать орешки, выклёвывать из шишек семена. Этот клюв «принадлежит» зерноядны м птицам (чиж, зяблик, клёст). -Клюв прямой, удлинённый или заострённый, нужен для того, чтобы удобно было ловить насекомых или доставать их из-под коры деревьев. Давайте вспомним, каких насекомоядных птиц вы знаете (Скворец, стриж, ласточка, соловей).
Я хочу рассказать вам ещё об одной насекомоядной птичке. Ее Зовут трясогузка. -Трясогузка — птица очень полезная и интересная. Назвали её так потому, что она постоянно трясет задней частью своего туловища в длинным хвостиком, то есть «гузом». (Раньше так называли заднюю часть часть, человека или животного.) трясогузка такими движениями пугает мелких
насекомых, заставляя их подниматься с земли и улетать. А трясогузке только этого и надо! Она начинает Ловко гоняться за комарами, мошками в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склевывает с земли и растений разных вредителей. -Весной трясогузки прилетают одними из поэтом первых, считаются р поэтому предвестниками потепления. Существует такая поговорка: «Трясогузка прилетает - хвостиком лед разбивает».
-Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной? Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Зимует на юге Азии, на севере Африки. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди - водоплавающие птицы, они собираются в путь. Почему? (Т. к. замерзают водоёмы, их жизнь неразрывно связана с водой, в ней и около неё они добывают себе пищу).
-Давайте немного отдохнём и поиграем (подвижная игра «Улетает, не улетает» - Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
_Рассмотрите картинки и сравните гуся с трясогузкой. Обратите внимание на их лапы. Какие различия вы видите? чем отличаются лапы этих птиц? -Зачем гусю, утке, лебедю и даже пеликану нужны перепонки на лапках? (Действительно, на лапах у всех водоплавающих птиц есть перепонки. Такие лапы нужны птице для того, чтобы плавать и ловить рыбу в воде. она отталкивается ими от воды как ластами и а вёслами и плывет, такими лапами легче и быстрее грести.) -Трясогузке и другим насекомоядным и растительноядным птицам перепонки на лапах не нужны, они ведь не плавают по воде. Им нужны лапки с тонкими, цепкими пальчиками, чтобы лучше держаться за ветви деревьев и кустарников. Зачем нужны мои ные лапы с длинными когтями хищным птицам? -Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи улетают? (Нам редко удается увидеть как они улетают. Потаму что они летят в основном ночью: так безопаснее.)
-А вы знаете, что во время перелета многие птицы придерживаются строгого порядка?
-У разных птиц этот порядок свой : Журавли, гуси, лебеди летят клином Цапли, аисты - шеренгой, то есть Крылом Утки чайки р м к крылу. Кулики выстраиваются в прямую линию или образуют. дугу Скворцы, дрозды и другие Маленькие енькие птицы порядка не любят : летят как попало. А крупные хищные птицы ястребы, v (орлы,ребы, грифы, соколы) компании не признают: летят в одиночку.
Игра «Четвертый лишний?»(на развитие логического мышления.)
Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? - воробей, так как он зимующая птица. Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? - голубь, так как он зимующая птица. Кукушка, лебедь, снегирь, утка. Ворона, воробей, голубь, скворец. Скворец, грач, утка, синица. Журавль, аист, снегирь, лебедь. Гусь, ворона, грач, кукушка
-Ребята, вы должны назвать лишнюю, объяснив свои ответ например, три водоплавающие, одна — нет, три зимующие, одна - перелётная, три перелётных, одна - зимующая, три насекомоядных, одна - зерноядная). Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.
Наше занятие заканчивается. о каких птицах мы беседовали? Как можно поделить птиц в зависимости от того, чем они питаются? Какой клюв у насекомоядных, зерноядных птиц? Кто запомнил, в каком порядке могут выстраиваться перелётные птицы для путешествий в тёплые края? В какие игры играли? Что понравилось?
Задания вне НОД
1. «Берегите птиц»
Не трогай ласточку! У Она Издалека летит Сюда! У нас д растит своих птенцов, Не разоряй её гнезда.
Будь другом птице
Пусть под окном
Поет весною соловей
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
(Муса Джангазиев)
2. Пальчиковая гимнастика «Птицы»/загибаются пальцы обеих рук
Пой-ка, подпевай-ка,
десять птичек - стайка,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта - зяблик, Эта - стриж,
Эта - развеселый чиж.
Ну а эта - злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/
3. Игра «У кого какое тело?». (образование прилагательных)
- Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка. (Длиннохвостая.)
-Ласточка любит тепло, она. (теплолюбивая).
-У ласточки острые крылья, она.. (острокрылая).
-У аиста длинные ноги, он какой.. (длинноногий).
- У аиста длинный клюв, он. .(длинноклювый).
Молоды, ребята, правильно.
4. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что. (насекомые прячутся и им нечем питаться)
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что. (он достает,жучков и насекомых из-под коры).
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что. (она не вьет себе гнезда). Все люди любят слушать соловья, потому что. (он красиво поет, заливается) и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что. (им нужно выводить птенцов).
5. Игра «Скажи одним словом»). (игра с мячом)
У аиста длинные ноги, значит он какой?. (длинноногий).
У снегиря красная грудка, он какой?. (красногрудый)
У цапли длинный клюв, он. (длинноклювая).
Ласточка любит тепло, она. (теплолюбивая).
У ласточки длинный хвост, она. (длиннохвостая).
У стрижа острые крылья, он. (острокрылый).
У соловья звонкий голос, он. (звонкоголосый) и др. Молодцы, у вас замечательно получилось!