Получи документы

Конспект НОД в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Татьяна Лиукконен
Конспект НОД в подготовительной группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД в подготовительной группе.

Тема: "Перелетные птицы"

"Расширить нания детей о перелётных птицах : их внешнем виде, образе

жизни; учить классифицировать птиц в зависимости от типа питания,

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах

совершенствовать умение различать и называть перелётных птиц;

-Учить устанавливать связь между формой клюва и особенностями питания

-Учить находить зависимость между строением лап и особенностями образа

-Познакомить с порядком построения птиц при перелёте в тёплые края;

- Расширить и активизировать словарь детей, формировать и закреплять

обобщающие понятия (зимующие, перелётные, насекомоядные,

растительноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой,

Упражнять детей образовании сложных прилагательных; активизировать

употребление в речи глаголов;

-Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, воспитывать

бережное отношение к природе;

- Развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание,

восприятие.

Оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», картинки с изображением

перелётных, зимующих птиц, разрезные картинки с изображением птиц, мяч,

угощение для детей.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки;

чтение стихов, рассказово птицах. Рассматривание иллюстраций с

различными видами птиц, предметных картинок с изображением зимующих

и перелётных птиц,

Ход занятия:

-Ребята, послушайте стихотворение:

Встали птицы на крыло

В небе хмуром загалдели

В край далёкий, где тепло

Стаей длинной полетели.

Наступают холода,-

Криком птицы сообщают.

Мы летим не навсегда.

Мы вернёмся, обещаем.

- До свиданья, край родной:

Улетаем! Улетаем!

За небесной пеленой В небе сером птицы тают. (А. М. Измайлов)

-Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? -Как вы догадались? -Куда же осенью птицы улетают? -Все ли птицы улетают в тёплые края? -Как называют птиц, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю? (зимующие). Каких зимующих птиц вы знаете? (ворона, синичка, снегирь, голубь, воробей) А как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места? (перелетные)

-Сегодня мы с вами будем говорить о перелётных птицах, поближе познакомимся с некоторыми из них. -Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? (Осенью птицам становится труднее добывать себе еду, они остаются без корма. Наши пернатые друзья улетают из-за недостатка еды в зимние месяцы.) -Среди птиц есть такие, которые питаются насекомыми, они называются насекомоядные. Любят полакомиться жуками, комарами да мошками стрижи и ласточки. Эти птицы внешне похожи друг на друга, большую часть жизни проводят в воздухе. Они ловят насекомых на лету. Соловей и дрозд тоже насекомоядные, но свою добычу они ищут под корой деревьев, между веточками. -Скажите, ребята, как меняется жизнь насекомых с приходом осени? ( Многие насекомые исчезают: или прячутся под корой деревьев, между корнями растениями или погибают. значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Поэтому, не дожидаясь голода, насекомоядные птицы улетают s тёплые края первыми.) -Затем улетают зерноядные (или растительноядные) птицы, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. К таким птицам относят чижа, зяблика. —Чем ещё, кроме насекомых, плодов и семян растении, питаются птицы? (Они питаются и мелкими животными (например, лягушкам и, червя юн, мышами, и рыбой.)

Физкультминутка "Осень" (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Опустел скворечник, улетели птицы - (Машут руками как крыльями)

Листьям на деревьях - (Приседают)

Целый день сегодня все летят, летят - (Встают, идут по кругу)

Видно тоже в Африку улететь хотят - (Бегут по кругу)

(дети остаются в кругу) —А сейчас предлагаю вам вспомнить, какие звуки издают птицы, поможет нам в этом в игру о как разговаривает» (с мячом)

(Дети встают в круг.) Я назову птицу и брошу кому-то из вас, ребята, мяч. Вы будете мяч ловить и говорить, как эта птица подаёт голос. А после бросать мяч обратно мне. Начинаем.

Ворона. (каркает, Кукушка. (кукует, Голубь. (воркует, Утка.. . (крякает, Курица. (квохчет, Воробей. (чирикает, Соловей.. (поёт, Ласточка. (щебечет,)журавль. (курлычет, Петух. (кукарекает). (дети садятся на места) - Птиц очень много, но у всех одинаковое строение тела, какое (как их различает человек? ( см схему: по размеру, оперенью, форме клюва, форме ног, хвоста)

-Молодцы! Продолжаем узнавать новое. Давайте посмотрим на клювы у разных птиц.

Оказывается, по их форме можно догадаться, чем питается птица.

-Если клюв острый загнутый вниз как крючок, то птица является хищником. Таким клювом удобно схватывать добычу во время охоты и разрывать её на мелкие кусочки. Каких хищных птиц вы знаете?

-Если клюв у птицы не очень длинный, широкий, тупой, значит, она питается растениями. Таким клювом легко раскалывать орешки, выклёвывать из шишек семена. Этот клюв «принадлежит» зерноядны м птицам (чиж, зяблик, клёст). -Клюв прямой, удлинённый или заострённый, нужен для того, чтобы удобно было ловить насекомых или доставать их из-под коры деревьев. Давайте вспомним, каких насекомоядных птиц вы знаете (Скворец, стриж, ласточка, соловей).

Я хочу рассказать вам ещё об одной насекомоядной птичке. Ее Зовут трясогузка. -Трясогузка — птица очень полезная и интересная. Назвали её так потому, что она постоянно трясет задней частью своего туловища в длинным хвостиком, то есть «гузом». (Раньше так называли заднюю часть часть, человека или животного.) трясогузка такими движениями пугает мелких

насекомых, заставляя их подниматься с земли и улетать. А трясогузке только этого и надо! Она начинает Ловко гоняться за комарами, мошками в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склевывает с земли и растений разных вредителей. -Весной трясогузки прилетают одними из поэтом первых, считаются р поэтому предвестниками потепления. Существует такая поговорка: «Трясогузка прилетает - хвостиком лед разбивает».

-Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной? Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Зимует на юге Азии, на севере Африки. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди - водоплавающие птицы, они собираются в путь. Почему? (Т. к. замерзают водоёмы, их жизнь неразрывно связана с водой, в ней и около неё они добывают себе пищу).

-Давайте немного отдохнём и поиграем (подвижная игра «Улетает, не улетает» - Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

_Рассмотрите картинки и сравните гуся с трясогузкой. Обратите внимание на их лапы. Какие различия вы видите? чем отличаются лапы этих птиц? -Зачем гусю, утке, лебедю и даже пеликану нужны перепонки на лапках? (Действительно, на лапах у всех водоплавающих птиц есть перепонки. Такие лапы нужны птице для того, чтобы плавать и ловить рыбу в воде. она отталкивается ими от воды как ластами и а вёслами и плывет, такими лапами легче и быстрее грести.) -Трясогузке и другим насекомоядным и растительноядным птицам перепонки на лапах не нужны, они ведь не плавают по воде. Им нужны лапки с тонкими, цепкими пальчиками, чтобы лучше держаться за ветви деревьев и кустарников. Зачем нужны мои ные лапы с длинными когтями хищным птицам? -Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи улетают? (Нам редко удается увидеть как они улетают. Потаму что они летят в основном ночью: так безопаснее.)

-А вы знаете, что во время перелета многие птицы придерживаются строгого порядка?

-У разных птиц этот порядок свой : Журавли, гуси, лебеди летят клином Цапли, аисты - шеренгой, то есть Крылом Утки чайки р м к крылу. Кулики выстраиваются в прямую линию или образуют. дугу Скворцы, дрозды и другие Маленькие енькие птицы порядка не любят : летят как попало. А крупные хищные птицы ястребы, v (орлы,ребы, грифы, соколы) компании не признают: летят в одиночку.

Игра «Четвертый лишний?»(на развитие логического мышления.)

Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? - воробей, так как он зимующая птица. Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? - голубь, так как он зимующая птица. Кукушка, лебедь, снегирь, утка. Ворона, воробей, голубь, скворец. Скворец, грач, утка, синица. Журавль, аист, снегирь, лебедь. Гусь, ворона, грач, кукушка

-Ребята, вы должны назвать лишнюю, объяснив свои ответ например, три водоплавающие, одна — нет, три зимующие, одна - перелётная, три перелётных, одна - зимующая, три насекомоядных, одна - зерноядная). Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Наше занятие заканчивается. о каких птицах мы беседовали? Как можно поделить птиц в зависимости от того, чем они питаются? Какой клюв у насекомоядных, зерноядных птиц? Кто запомнил, в каком порядке могут выстраиваться перелётные птицы для путешествий в тёплые края? В какие игры играли? Что понравилось?

Задания вне НОД

1. «Берегите птиц»

Не трогай ласточку! У Она Издалека летит Сюда! У нас д растит своих птенцов, Не разоряй её гнезда.

Будь другом птице

Пусть под окном

Поет весною соловей

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

(Муса Джангазиев)

2. Пальчиковая гимнастика «Птицы»/загибаются пальцы обеих рук

Пой-ка, подпевай-ка,

десять птичек - стайка,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко.

Эта - зяблик, Эта - стриж,

Эта - развеселый чиж.

Ну а эта - злой орлан,

Птички, птички, по домам.

/руки за спину/

3. Игра «У кого какое тело?». (образование прилагательных)

- Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка. (Длиннохвостая.)

-Ласточка любит тепло, она. (теплолюбивая).

-У ласточки острые крылья, она.. (острокрылая).

-У аиста длинные ноги, он какой.. (длинноногий).

- У аиста длинный клюв, он. .(длинноклювый).

Молоды, ребята, правильно.

4. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что. (насекомые прячутся и им нечем питаться)

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что. (он достает,жучков и насекомых из-под коры).

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что. (она не вьет себе гнезда). Все люди любят слушать соловья, потому что. (он красиво поет, заливается) и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что. (им нужно выводить птенцов).

5. Игра «Скажи одним словом»). (игра с мячом)

У аиста длинные ноги, значит он какой?. (длинноногий).

У снегиря красная грудка, он какой?. (красногрудый)

У цапли длинный клюв, он. (длинноклювая).

Ласточка любит тепло, она. (теплолюбивая).

У ласточки длинный хвост, она. (длиннохвостая).

У стрижа острые крылья, он. (острокрылый).

У соловья звонкий голос, он. (звонкоголосый) и др. Молодцы, у вас замечательно получилось!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: 1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы». 2. Развитие и обогащение словаря 3. Формирование четкости и связности высказывания.

Коллективная сюжетная аппликация «Летят перелетные птицы» по мотивам сказки М. Гаршина в подготовительной группеКоллективная сюжетная аппликация «Летят перелетные птицы» по мотивам сказки М. Гаршина в подготовительной группе Цель: формирование умения передавать несложные движения. Задачи: учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки, комбинируя изобразительные.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы»Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы» Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами. Задачи:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Программное содержание: 1 Познакомить детей с перелетными птицами. 2 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. 3 Развивать.

Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Перелетные птицы. Жаворонок» ВидеоКонспект НОД по аппликации в старшей группе «Перелетные птицы. Жаворонок» Видео Цель: Закреплять и расширять знания о птицах (особенностях их внешнего вида, условиях обитания). Задачи: Углублять интерес детей о весенних.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: - показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Задачи: - уточнить и расширить представления о перелетных птицах,.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Перелетные птицы. Грач» ВидеоКонспект НОД по рисованию в старшей группе «Перелетные птицы. Грач» Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделиться с Вами конспектом НОД по рисованию в старшей группе на тему: "Перелетные.

Конспект ООД по экологии «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группеКонспект ООД по экологии «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группе Тема: «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные»,.

Конспект занятия «Перелетные птицы» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о птицах. Задачи: способствовать обобщению представления детей о перелетных птицах, прилет, выведении птенцов,.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Перелетные птицы»
Опубликовано: 29 марта 2021 в 23:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группе «Перелетные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лиукконен (УИ 2615190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД