Екатерина Смирнова
Конспект НОД «Роспись каргопольской игрушки» в подготовительной группе
Цель: Познакомить детей с особенностями каргопольской росписи.
Задачи:
Познакомить детей и дать общее представление о каргопольской игрушке;
Учить видеть и выделять характерные элементы росписи, такие как «знаки солнца»;
Познакомить с цветовой гаммой каргопольской игрушки;
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Публикация «Конспект НОД „Роспись каргопольской игрушки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Каргопольская игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, клеенки, кассета с записями народных мелодий, образцы каргопольской игрушки, фигурки птицы для росписи, вязаные гнёзда, презентация о г. Каргополь.
Ход занятия
Под музыку «Светит месяц» заходит воспитатель
Посмотри, как хороша,
Эта девица – душа,
Щечки алые горят
Удивительный наряд!
Чародейка, мастерица
Как волшебница, жар – птица!
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга – мастерица. А приехала я к вам из древнего города Каргополь.
Много сказочных лет у России
Городов у России не счесть,
Может где-то бывает красивей,
Но не будет красивей, чем здесь!
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор!
- Эти слова о славном городе Каргополь. В этот город я вас и приглашаю в путешествие.
Хотите ли там побывать и узнать, чем он знаменит?
Тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда, вы должны закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три, повернись, в Каргополе очутись!»
- Вот мы и в Каргополе. Посмотрите, на экран. Есть в Архангельской области тихий городок Каргополь. Находится он далеко от больших дорог, среди хвойных лесов, зимы здесь суровые. Вот в таких простых деревянных избах, мастера в старину лепили свои чудесные игрушки. Лепили игрушку с любовью руками как пирожок, сушили, обжигали в русской печи, раскрашивали не мудреными красками. За зиму столько замечательных, веселых игрушек накапливалось, что пора и на ярмарку!
- Посмотрите на стол, какие игрушки лепили в Каргополе! (животные, фигурки человека, птицы).
- А так же ребята, мастера для детворы изготавливали свистульки и игрушки на которых можно исполнить какую-нибудь мелодию, (показ).
- Возьмите каждый по игрушке, рассмотрите, потрогайте, скажите из какого материала изготовлены каргопольские игрушки? (из глины).
- Какие цвета преобладают в росписи игрушек?
- Старая каргопольская игрушка была не яркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу – настоящих красок тогда не знали. Даже сейчас расписывают мастера игрушки в неяркие цвета. В росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.
- Назовите какие знакомые элементы росписи вы видите на этих игрушках? Например, я вижу здесь черные точки, а вы?
- А знаете ли вы, что все эти элементы называются «знаки солнца»?
- Каждый элемент узора имеет смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Земли, пашни;
На севере холодно, всегда ждут прихода весны, солнца, тепла. Ждут, когда снова можно будет сеять и растить хлеб.
- Какое настроение вызывает у вас эти игрушки?
- Обратите внимание, какая замечательная необыкновенная птица у меня в руках.
Бог греет и питает,
Чудно в перьях одевает,
Высоко они летают
Даже ангелов видали
-Люди поклонялись птицам и держали в доме их изображения- чтобы охраняли покой, берегли от ненастий.
- И знаете ребята, таких птиц я слепила очень много, а вот украсить их не успела. Не смогли бы вы стать моими помощниками – подмастерьями и помочь раскрасить этих птиц?
А как это делается, я вам покажу.
А сначала мы поиграем:
Физкультминутка
Работа за столом
- А сейчас мы с вами ребята, попробуем приблизить весну и Солнце – на время станем народными мастерами и распишем птицу.
Показ игрушки и её роспись
- Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно!
Роспись птиц детьми.
Итог:
- Ребята, с какой игрушкой вы знакомились?
- А кто запомнил, как называются элементы росписи, которыми мы расписывали игрушки?
- Как у каждого человека
Как у каждого животного
Так и у птицы должен быть свой домик. (дарю гнезда)
Я предлагаю полюбоваться, какая у нас получилась замечательная каргопольская игрушка. Сегодня вечером каждый из вас может забрать свою птицу домой и пусть она оберегает ваш дом и приносит счастье.