Наталия Матюшкина
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Формировать у детей представления о том, как изменяется предмет в процессе творческой мысли, познакомить с историей часов, подвести к пониманию их назначения и функции. Дать понятие об относительности времени. Упражнять в количественном и порядковом счете, умение выделять особенности предмета (форму, размер, расширять представления о разных видах часов, их строении. Уточнять понятие о том, сколько минут в часе, половине часа, четверти часа, показывать время на часах. Дать понятие о природных часах. Развивать умение четко излагать свои мысли, уметь слушать ответы других детей, дополнять их по мере необходимости. Учить ценить труд взрослых, развивать мелкую моторику.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие в страну часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Ног нет, а хожу.
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (ответы детей)
Воспитатель: правильно, ребята, это часы. Сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие в Город часов. А отправимся мы туда на «ковре – самолете». Как только мы сядем на него, закроем глаза и услышим волшебную музыку, а когда музыка закончится, мы окажемся в Городе часов. (дети садятся на "ковер - самолет" и по окончании музыки открывают глаза)
Воспитатель: Вот мы и в Городе часов. Посмотрите сколько здесь часов, какие все разные! А вы знаете, как они называются? (ответы - песочные, механические, электронные)
А как вы думаете, вот эти самые большие часы, где могут находиться? (на башне)
Правильно, а как их называют? Правильно, башенные часы.
Посмотрите внимательно на часы, чем они друг от друга отличаются? ( ответы детей - часы отличаются по форме: есть круглые, а есть похожие на квадрат. А еще они отличаются по величине: есть большие часы, а есть маленькие.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем людям нужны часы?
(ответы детей - время нужно знать, чтобы не опоздать на поезд, на самолет, чтобы посмотреть передачу по телевизору, чтобы не опоздать на работу)
Воспитатель: Правильно вы сказали, а вот много лет назад не было поездов, самолетов, точное время людям не надо было знать, как же они определяли время? (варианты ответов)
Воспитатель: Да, ребята, раньше, люди ориентировались по солнцу. Встало солнышко - люди просыпались, зашло солнце за горизонт - спать ложились. А в деревне людей будили «живые будильники» - петухи. Люди заметили, что не только солнце движется по небу, но и тень от всех предметов передвигается. Так были созданы первые часы. Как же люди определяли время по этим часам? Рисовали на земле круг с цифрами, посредине ставили колышек. Тень от колышка падала на цифры. Передвигалось солнце по небу, двигалась и тень. Так ребята появились первые часы - самые древние. Как вы думаете, как их называли? Правильно, солнечные. Давайте посмотрим, есть ли они в городе часов? Да, вот они. (рассматривают часы) Как вы думаете, в любой день можно было пользоваться этими часами? (ответы детей). Да, такими часами пользовались только в солнечную погоду.
И люди придумали другие часы – песочные. Давайте посмотрим, есть ли они в городе часов? Да, есть такие часы. (предлагает детям рассмотреть, как они устроены). Как вы думаете, а сейчас люди пользуются песочными часами? Где такие часы можно увидеть? Правильно, в бассейнах, поликлиниках.
Есть еще часы, которыми пользовались очень давно, называются они огненные. Можете ли вы найти такие часы? Правильно ребята огненные часы - это свечка. На свечу наносили полоски, время по ней определяли по тому, сколько полосок сгорало.
Теперь понятно, почему издавна в народе говорят что «время течет как песок», «время загорает как свеча – ушло и не вернешь его».
Как вы думаете, ребята, удобно было пользоваться этими часами? (Ответы детей)
Правильно ребята, работа это было трудоемкая, неудобная. Поэтому в 17 веке Христиан Гюйгенс изобрел механические часы, в которых нужно было заводить пружинку каждый день. Такими часами пользуемся мы и сейчас. Давайте посмотрим, есть ли в городе такие часы? (находят механические часы и рассматривают их)
Но и у этих часов был небольшой недостаток. Не подскажите какой? Да, их нужно заводить каждый день, если забудешь, они остановятся.
И в двадцатом веке люди придумали другие часы. Как вы думаете, как они называются? (электронные). Чем они отличаются от механических? Какие виды электронных часов есть? (От батарейки, от сети)
Вот мы с вами познакомились с тем, как возникли первые часы и как они дальше совершенствовались. Давайте вспомним, как назывались первые часы? Какие еще часы изобрели люди? (ответы детей)
Какие по счёту были огненные часы? Электронные? Давайте поиграем в игру «Что изменилось?» ( упражнение в порядковом счете: часы стоят в ряд, воспитатель меняет их местами)
Ребята было у вас когда – нибудь такое чувство, будто время проходит очень быстро, летит, как «конь на крыльях»? Когда вы это ощущали? ( ответы детей: когда играли, когда мультики смотрели, когда было весело)
Правильно, время летит очень быстро и незаметно, когда занимаешься интересным делом.
А было у вас такое ощущение, что время тянется медленно, как черепаха? (ответы детей)
Как вы думаете, одна минута это долго или нет? Давайте проверим. А помогут нам песочные часы. Предлагаю поиграть в игру «Песочные часы».
Тик – так, тик - так
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так,
Тик-так, тик-так. (перекаты с ноги на ногу)
Стрелка часовая бежит за часом сейчас,
Не спеша, не отставая
Ведет с собою нас. (Идут по кругу)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так
Тик-так, тик-так. (наклоны в стороны)
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так (повороты в стороны)
Живет в лесной избушке
Веселая кукушка.
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах.
Ку- ку, ку – ку. (наклоны в стороны)
Вот минута закончилась. А теперь давайте сядем на кочки и посидим одну минуту в тишине.
Воспитатель: Как вам показалось, когда минута длилась дольше? (ответы)
Конечно же, когда мы сидели, ничего не делали, ждали, когда минута закончится, казалось, что минута длится дольше. Ведь недаром в народе говорится: «Скучен день до вечера, когда делать нечего» (предлагаю детям объяснить, как они понимают смысл пословицы)
А вы знаете пословицы о времени? (дети рассказывают пословицы)
«Время дороже золота»
«Делу время – потехе час»
«Время ни за какие деньги не купишь»
«Всякому овощу свое время»
«Деньги пропали – наживешь, а время пропало – не вернешь»
Давайте и мы с вами будем учиться ценить и беречь время.
Воспитатель: Ребята, я среди часов увидела коробочку, что это часы такие что ли? Сверху написано: «Для ребят детского сада 11»
(Появляется Часовой мастер)
Часовой мастер : Здравствуйте, ребята. Я хозяин Города часов - Часовой мастер. Вы нашли мою коробочку? Хотите узнать, что там? Тогда отгадайте загадку:
Две сестрички друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Так что выше - каждый час.
Часовой мастер : Кто отгадал, что это за сестрички? Правильно, стрелки часов.
Воспитатель: Часовой мастер, а мы стихотворение о стрелках часов знаем.
Дети рассказывают стихотворение:
Вслед за стрелкой часовой
Не спеша идем с тобой.
Тик - так, тик – так,
Мы идем за шагом шаг.
За стрелкой минутной
Мы быстро бежим
Мы очень торопимся, очень спешим.
Против стрелки часовой
Начинаем мы движенье.
Теперь знаем мы с тобой
Это направление.
Часовой мастер : Какие молодцы! А что еще есть у часов, кроме стре-лок? (Ответы детей - Циферблат) А время по часам вы можете определить? Тогда откройте коробочку и возьмите часы.
(Воспитатель раздает циферблаты, дети садятся на подушки)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, сколько минут в одном часе?
(в часе 60 минут)
За час минутная стрелка какое расстояние проходит? (один круг)
А за пол часа? (пол круга)
А часовая стрелка за час какое расстояние проходит?
(одно деление)
Сколько минут от одной цифры до другой? (ответ – пять минут)
-Молодцы, а теперь покажите время 1 час ровно. Давайте проверим, все ли поставили правильно? Где должны стоять стрелки? (часовая на 1, а минутная на 12)
-Прошло 60 минут. Сколько времени? (ответы - два часа)
-А сейчас поставьте половина третьего. Где стоят стрелки? ( ответы: минутная стрелка - на 6, а часовая между 2 и 3)
-Как можно сказать, сколько сейчас времени? ( ответы: половина третьего) Как можно по - другому сказать? (два часа тридцать минут, тридцать минут третьего)
Поставьте время 15 минут пятого. Сколько времени ты поставил, Ваня?
Как можно сказать по – другому, Кира? (четверть пятого)
Воспитатель: Как ты считаешь, Часовой мастер, умеют дети время по часам определять?
Часовой мастер : Молодцы ребята! А вы хотите помочь мне собрать часы? Какие детали для этого понадобятся, знаете? ( ответы детей: стрелки, гайки, винтики, циферблат)
Тогда проходите в мастерскую, выберите необходимые детали и приступайте к работе. (дети прикрепляют стрелки гайкой и винтиком к циферблату)
Воспитатель: Чтобы часы можно было поставить на стол, нужны подставки, вот какие красивые часы получились! Как называются часы, которые стоят на столе? Правильно, настольные.
Часовой мастер : Молодцы, вы настоящие мастера! Я разрешаю вам взять часы, сделанные своими руками с собой.
Воспитатель: Спасибо, Часовой мастер, мы подарим их детям старшей группы, чтобы они тоже учили время определять по часам.
А сейчас нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
До свидания, Часовой мастер.
Часовой мастер : До свидания, ребята. Я думаю, мы с вами еще встретимся.
Воспитатель: Ну, а мы садимся на «ковер-самолет» закрываем глаза и опять перенесемся в наш детский сад под волшебную музыку.
Воспитатель: Вот мы и дома. Понравилось вам путешествие? Что больше всего запомнилось? Что вам понравилось? Какие знания мы использовали в Городе часов? А сейчас предлагаю пойти в старшую группу и подарить детям циферблаты.