Антонина Долкан
Конспект НОД в подготовительной группе «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе.
по теме: «Составление рассказа о весне
с опорой на мнемотаблицу».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
2. совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);
3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
5. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
Развивающие задачи:
1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
4. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
2. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
- словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.
- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
- наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
- игровой: дидактические игры, речевые игры, игровые упражнения
- практический: составление коллажа (коллективная работа).
Оборудование: мнемотаблицы «Весна» письмо в конверте, мяч, карандаши, клей, большой лист бумаги, аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года» (весна).
Предварительная работа:
• экскурсии и наблюдения в природе;
• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;
• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,
• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;
• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;
• рисование по теме «Весна»;
• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
• разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает…», стихотворений о месяцах весны.
• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход проведения:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
— Доброе утро! Солнцу и птицам!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
1. Вступительная часть.
Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад, то увидела на крыльце конверт. Предлагаю вам его прочитать? – Кто желает это сделать?
«Дорогие ребята! Пишет вам медвежонок Умка. Мы жители Севера никогда не видели настоящую весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста.
Проблемная ситуация.
- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь ему?
- Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней Умке. И отправить ему ответное письмо.
- Ребята, а где живёт Умка? (живёт он в Антарктиде). Молодцы, правильно!
- А как вы думаете, почему белые медведи и другие обитатели Севера не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).
- Для того чтобы интересно рассказать, подготовим наши язычки к работе, повторяйте все за мной
На -на-на наконец пришла весна,
да-да-да- кругом вода,
ка-ка-ка- разлилась наша река,
ель-ель-ель-с крыши капает капель.
ей-ей-ей- бежит ручей.
2. Основная часть.
Итак, давайте поговорим о весне. (За столами. На доске картина «Весна»)
- Что же такое «весна»? (Это время года).
- После, какого времени года приходит весна?
- Какие времена года вы ещё знаете?
- Какие приметы весны вы знаете? (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, дни стали длиннее, закапали сосульки с крыш домов, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).
– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).
- Как называется явление природы, когда с крыши тают и капают сосульки?- Это явление природы называется капель.
- Ребята, я вам предлагаю, посмотреть небольшой видео ряд о весне, чтобы вспомнить, какая она весна. (Презентация на тему «Весна»)
- А теперь предлагаю поиграть. (Садятся на ковер. С мячом)
• Игра «Какая, какое?» Мы с вами попробуем подобрать слова. Например:
*Весна (какая) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…
* Что делает весна? (спешит, идет, греет, радует, наряжает)
*Солнышко (какое) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное, жаркое.
*Что делает солнышко?
*Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…
*Что облака делают?
*Небо (какое) - голубое, облачное, серое…
*Что делает небо?
Хорошо, молодцы! Мы вспомнили с вами весенние глаголы и прилагательные.
• Перерыв: (массаж мячиками под музыку сидя на ковре)
- А хотите послушать музыку о весне?
Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года». Чтобы вы немного отдохнули, я вам раздам мячики для массажа.
- Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку? (Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т. д.)».
• Составление слов. (За столами, по парам)
- Ребята, у меня здесь в корзинке перемешались буквы. Предлагаю вам разделиться по парам и составить из этих букв слова. У каждой пары должно получиться одно слово.
Когда слова собраны, я показываю карточку с каждым из слов и спрашиваю, есть ли у кого-нибудь данное слово? Каждой паре свое задание к слову:
- назвать сколько слогов в слове;
- назвать первый звук в слове;
- назвать последний звук в слове;
- придумать предложение со своим словом.
• Физминутка – хоровод
- Ребята, наступления весны люди ждали во все времена. Зазывать весну начинали уже с первых чисел марта. Давайте встанем в хоровод и тоже споем закличку.
"Веснянка. " (под минусовку «Гори, гори ясно)
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(Машут руками.)
А сугробы тают, тают,
(Приседают.)
А цветочки подрастают.
(Поднимают руки вверх.)
- Хорошо, ребята, молодцы! Мы с вами многое вспомнили о весне, но так как же мы передадим наши знания Умке? (Ответы детей).
- А я предлагаю вам сначала составить рассказ о весне, а потом сделать большую открытку - коллаж, чтобы Умка посмотрел на неё и рассказал о весне своим друзьям в Антарктиде.
- В этом нам поможет мнемо-таблица. (На доске мнемо-таблица «Весна») Каждый из вас, по очереди, будет подходить к доске и составлять по одному предложению. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая ячейка это новое предложение. Оно должно быть полное и интересное.
- А кто хочет повторить весь наш рассказ? (2 чел).
- ЗдОрово, молодцы ребята!
• Практическая часть (Коллективная аппликация с подготовленными деталями)
- А теперь, предлагаю всем вместе сделать для Умки большую открытку
• Заключительная часть
- Посмотрите, что у нас получилось. Какая красивая открытка! Что мы на неё изобразили? Как думаете, Умке понравится? А он захочет приехать к нам в гости? Я обязательно сегодня отправлю ему наше письмо по обратному адресу.
- Спасибо ребята, вы хорошо потрудились! Мне очень понравилось как сегодня поработали … Что для вас было трудным, а что понравилось больше всего?