Наталья Мешкова
Конспект НОД в подготовительной группе «Кладовая гномов. Познавательно-исследовательская деятельность с камнем»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кладовая гномов».
Цели:
- Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о свойствах и качествах предметов неживой природы;
- Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение;
- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Учить работать по плану, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Кладовая гномов, Познавательно-исследовательская деятельность с камнем“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- Познакомить со свойствами камней (легкий -тяжелый, мягкий -твердый, гладкий -шероховатый, тонет -не тонет, имеет цвет и др.)
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;
- Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
- Воспитывать любознательность;
- Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
- Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания;
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации, шкатулка с камнями.
Практические: физминутка, исследование предметов.
Предварительная работа:
Беседа об образовании гор. Беседа о профессиях (геолог, шахтёр). Чтение (английская нар. сказка «Три поросёнка»; Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов»; х. -к. Андерсен. «Огниво»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»; Н. А. Рыжова. «О чём шептались камешки»).
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: керамзит, лаборатория, известняк, аметист, малахит, яшма, гранат, агат.
Форма проведения- познавательно - исследовательская деятельность.
Оборудование: речные камни, увеличительное стекло (лупа) прозрачный стакан с водой, ложка, цветной картон, декоративные камни для аквариума, камни из коллекции, лимон, мел.
Ход занятия:
(Вход под спокойную музыку (слайд картинка утро)
- Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я вас всех люблю!
- Ребята давайте начнё м наш день с добрых слов благодарности:
Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед.
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам, и вам, и вам.
- Ребята, посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте с ними поздороваемся, (ответы детей) улыбнёмся друг другу и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
- Учёные нам говорят,
Что много лет назад
В ужасном беспорядке
В земле возникли складки.
Хребты, отроги и утёс.
И камень, о который ты
Разбил сегодня нос.
Воспитатель: - Ребята, о чём это стихотворение (О камнях). -Где можно найти камни? (В горах или у их подножия,на берегу рек и морей).(показ слайда). - Ребята, вспомните, как называлась сказка, которую написали братья Гримм, где главные герои добывают камни в подземелье? (Белоснежка и семь гномов). - Вспомните, как их зовут. (Дог, Ворчун, Весельчак, Чихун, Тихоня, Соня, Простак). - Сегодня гномы у нас в гостях. (демонстрация слайда гномов.)
Воспитатель: - А давайте дадим гномам наши имена. Например: по дням недели. (Слайд)
- Я гном – понедельник самый мудрый гном, я забочусь о том, чтобы были инструменты у братьев в нужные моменты. (приносит и демонстрирует булыжник, булочку)
- Гном по имени Понедельник любит строить и всё знает о камнях- строителях. - Вспомните, из чего построили свои домики три брата- поросёнка (Ответы детей) и (показ слайдов)
- Давайте вместе вспомним, как и из чего строят дома люди? (Из дерева, хвороста, камня, досок и т. д.). - Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня.
- А теперь давайте поиграем. Игровое упражнение «Что лишнее?» (на столе лежат булыжник, кирпич, булочка). – Скажите пожалуйста, что лежит у меня на столе? – Вам нужно найти объект, который не похож на остальные. (По форме- булыжник, по употреблению- булочка.) - Что общего между кирпичом и булочкой? - Чем они отличаются от булыжника? (Булыжник создала природа. А кирпич и булочку сделал человек).
Воспитатель: - Какой следующий гном к нам пожалует?
- Однажды, камни наблюдая,
Мне вдруг подумалось о том
Что быть немалой пользе в том,
Чтоб из того, что мне открылось,
Хотя бы маленькая часть –
В стихах однажды воплотилась. (Приносит ящик ощущения)
- Гном по имени Вторник по натуре своей исследователь. Он предлагает нам проверить ощущения, которые проявляются при исследовании камней.
Игра «Ящик ощущений» (В ящике только камни). – Смотрите какой необычный ящик нам принёс гномик, в нём находятся камешки. - Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. - Отыщите, пожалуйста, самый маленький, круглый, гладкий камень. - Отыщите, пожалуйста овальный камень, самый лёгкий. – Отыщите, пожалуйста, самый тяжёлый, шершавый камень.
(выходит гном среда и приносит шапочки)
– Люблю я камни наблюдать,
Над ними можно размышлять,
Ценней же прочего - желанье
Законы жизни их понять.
Прочесть сокрытые в них тайны,
Что им присуще, что – случайно.
И поделиться, рассказать,
О том, что удалось узнать.
Воспитатель: - Гном по имени Среда приглашает вас в свою лабораторию для проведения научных экспериментов. Он предлагает тщательно вытереть руки салфетками и надеть колпаки: у него в лаборатории всё стерильно. – Давайте пройдем в лабораторию. (показ слайда) – Рассаживаемся по местам.
Опыт 1. – Первый опыт который мы с вами будем проводить называется «Какими бываю камни?» – Перед вами лежат разные камешки.
- Рассмотрите внимательно, найдите самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный). - Обоснуйте свой выбор.
Опыт 2. Опыт № 2 заключается в следующим. Вам надо выложить камни в ряд –от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством, - Какие вы молодцы, все справились с заданием.
Опыт 3.- Найдите и внимательно рассмотрите самый круглый камень (гальку). - Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми). - А раньше углы были? – Как вы думаете? – Возьмите несколько камешков в ладони, потрясите их и послушайте, как они стучат друг о друга. – Послушали?–А теперь вам задание. Когда вы будете на речке, послушайте, также стучат камешки, когда поднимаются волны или по другому, а потом мне расскажите. – Договорились.
Опыт 4. «Что видно на камне?». – А сейчас мы будем с вами исследователями. – Наша задача рассмотреть разные камни через лупу. – Берём лупу и рассматриваем камешки. - Что вы видите? (Кристалики, трещины, узоры).
Опыт 5.- Опыт под № 5 заключается в следующим. – У вас на столах лежат камень и пластилин. –В одну руку возьмите камешек, в другую - пластилин. - Сожмите обе ладони. - Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. - Почему (Камешек твёрдый. Твёрже пластилина.) – Хорошо. – А теперь попробуйте постучать комочком пластилина о камень, отложите пластилин и возьмите ещё один камешек и постучите двумя камнями друг о друга. В чём разница? – Молодцы.
Опыт 6: «Тонет- не тонет». - Сейчас нам с вами предстоит проверить, что произойдёт, если мы положим камень в воду (ответы детей) - Может ли он плавать?- Возьмём гальку и окатыш керамзита, сравним их по весу. – Какие они одинаковые или нет? - Затем одновременно опустите их в стаканы с водой. - Что произошло с каждым из них? Почему? Что стало с керамзитом? Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха. Поэтому он не тонет. - Какой стала галька? Чем она отличается от сухой? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? – Какие вы у меня молодцы.
Опыт 7 - Последний наш опыт заключается в следующим. - Нам нужно определить - Могут ли камни издавать звуки? - Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть?- Как вы думаете? - Давайте проверим. - Возьмем кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (Камень злиться, «Шипит»-ему не нравится лимонный сок). – Хорошо. – Наши опыты подошли к концу, давайте вытрем ручки салфеточками и пойдём на встречу с другим гномом.
(Выходит гном четверг и представляется) - Я гном серьёзный, деловитый и курьёзный. (Приносит мел,карандаш.)
Воспитатель: Гном по имени Четверг интересуется камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно писать и рисовать? (Мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. - А на бумаге вы чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита- тёмно- серого мягкого минерала.
- Давайте с вами отдохнём, мы хорошо потрудились. – Встаньте пожалуйста возле своих мест.
Физминутка (автор Н. Нищева)
Раз, два, три, четыре, пять! (Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево- вправо.)
Будем строить и играть! (Ритмично выполняют приседания.)
Дом большой, высокий строим (встают на носки и тянуться руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем (выполняют прыжки на месте).
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперёд.)
Будет жить в нём старый гном! (Приседают. (2 раза).
- Вот мы с вами отдохнули и отправляемся на встречу к гному по имени Пятница.
- Я гном – мечтатель, разных кладов добыватель.
Воспитатель: Гном по имени Пятница изучает камни. Образовавшиеся из растений и животных. Это янтарь, жемчуг, коралл (демонстрация камней).Ребята, покажите мне пожалуйста, знакомый для вас камни и расскажите чем он вам запомнился? (Дети дают ответы-как зародилась жемчужина (из песчинок, янтарь- окаменевшая смола, коралл – полипа (крошечный желеобразный морской организм)
Воспитатель: - Какие вызнаете сказки, в которых говориться о камнях (Три поросёнка, Серебряное копытце, Малахитовая шкатулка, Волшебник изумрудного города). - Какие орудия труда помогают гномам добывать камни (кирка,, кувалда, лопата). - Где можно найти камни в современной квартире (Статуэтки, стены, аквариум)
- Вернёмся к нашим друзьям гномам. – Я гном интересный, завлекательный, помпезный. Гном по имени Суббота увлекается астрологией, наукой, изучающей влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека.
Астрологи утверждают, что каждый драгоценный камень принадлежит к определённому знаку Зодиака, т. е. камень-талисман: например, у Рака это изумруд, жемчуг; у Льва- янтарь, топаз, У Девы- нефрит. Дети, кто может поделиться секретом и рассказать, у кого какой камень- талисман. (3-4 ответа).Какие вы молодцы, что знаете, так много камней. Талисман охраняет своего владельца от дурных влияний, защищает от несчастий, недугов, дурного глаза, от злых чар и т. д.
Загадочным блеском сверкают каменья,
Таят человека черты.
Камень надежды,
Камень терпенья,
Камень мечты.
Камень рассвета,
Камень заката,
Камень ночей. (Б. Дубровин).
- Я гном воскресенье - трудяга добрый, ищу клады, тут и там.
Воспитатель: Гном по имени Воскресенье всё своё время посвящает драгоценным камням. Он знает о камнях все мифы, легенды и сказания. Заботится о камнях, сторожит их. Воскресенье просит нарисовать ему помощницу- ящерку, которая будет охранять подземные кладовые сокровищ.
(Организуется рисование песком по клейстеру с использованием трафарета).
В каждой стране существовали хранители подземных богатств- сказочные герои народов мира. Мы с вами уже познакомились с ними. Но самая красивая хранительница подземного царства живёт в русских преданиях. Кто мне подскажет, как зовут самую красивую хранительницу подземных богатств? (Хозяйка медной горы). Правильно. А где жила эта чародейка? (На Урале).Верно. Сказочник Павел Бажов рассказал нам о Хозяйке Медной горы, жившей в Уральских горах- самом сердце России. Не каждому доводилось повстречать зеленоглазую красавицу. Одетую в роскошное малахитовое платье, кокошнике, украшенном драгоценными каменьями. Зелёный цвет малахита в особом почёте у Хозяйки Медной горы. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришёлся ей по нраву. Значит,добр, честен да чист душой человек. А злых, жадных да нечестных Хозяйка жестоко наказывала. Заманивая их, и дороги назад не указывая. Так вот сама Хозяйка Медной горы пожаловала к нам.
Хозяйка Медной Горы величественно выходит на сцену.
Платье мое всё в камнях самоцветных, (Хозяйка Медной Горы кружится перед зрителями.)
Весь в самоцветах мой дивный венец. (Хозяйка Медной Горы кокетливо поправляет венец на голове.)
Знаю места горных кладов заветных,
Недра земные раскрыв, как ларец. (Хозяйка Медной Горы разводит перед собою руками.)
Я перед вами то девой являюсь
С медью звенящею длинной косой, (Хозяйка Медной Горы показывает зрителям свою косу.)
То малой ящеркой ловко скрываюсь
Между камней, окропленных росой. (Хозяйка Медной Горы показывает зрителям на ладошке ящерку в короне.)
Ведомы мне все секреты ремесел,
Что из камней создают красоту, (Хозяйка Медной Горы показывает зрителям красивую бижутерию.)
Я, не считая ни зим и ни весен,
С мира рожденья с ним вместе иду. (Хозяйка Медной Горы плавной походкой идет по сцене.)
Люди меня с той далекой поры
Кличут Хозяйкою Медной Горы. (Перед словом «Хозяйкою Медной Горы» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску.)
- По нраву пришлись вы мне. И я хочу одарить вас своими сокровищами, но для этого вы должны рассказать о том, что интересного сегодня узнали о камнях, что интересного делали и чем вы можем поделить со мной.
(Дети рассказывают о свойствах камней, том, что им понравилось, что запомнилось и т. д.)
Воспитатель: Я рада, ребята. Что вам понравилось наше занятие. И хозяйка Медной горы благодарит вас за рассказ, и дарит вам свои сокровища. (Вручение конфет из малахитовой шкатулки.).А ещё давайте поблагодарим наших проводников –гномов, за очень интересное путешествие- знакомство с камнями. На этом наше занятие окончено. До новых встреч.