Ирина Борисова
Конспект НОД в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за свою страну, за принадлежность к ней, любви к своей Родине – России.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о неофициальных символах России.
Вызвать желание больше узнавать нового, интересного об истории нашей Родины.
Расширять представления о природе России.
Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Развивающие:
Развивать у детей интерес и осознанно-правильное отношение к родной стране.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Символы России. Конспекты
- Темочки
Развивать познавательную активность, любознательность.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивать чувства коллективизма и товарищества, умения работать в группе и команде.
Воспитательные :
Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину.
Воспитывать любовь к родной истории.
Методы и приемы: наглядные (наблюдение, рассматривание, показ, словесные (художественное слово, беседа, объяснение, вопросы, сравнение, пояснение, игровой (игра «Собери по цифрам», «Подбери заплатку», «Чей след», «Найди листок»)
Материалы и оборудование: демонстрационный материал (мольберты-2, круг луллия «Символы России», загадки-ассоциации, самовар, матрёшка, макет берёзы, шапка-ушанка, ящик ощущений); раздаточный материал (игра «Собери по цифрам», игра «Подбери заплатку», игра «Чей след», игра «Найди листок», игрушки животных - медведь-2, волк-2, лиса-2, заяц-2)
Словарная работа: Родина, Россия, Отечество, символы, герб, гимн, флаг, матрёшка, берёзка, самовар, шапка-ушанка.
Структура занятия
I. Вводная часть – 3 минуты.
II. Основная часть – 15 минут.
III. Заключительная часть – 2 минуты.
Ход занятия
I. Вводная часть – 3 минуты.
Дети заходят в группу
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Павловна, я сегодня хочу с вами поиграть. А начну я с приветствия.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, воспитатель читает стихотворение:
«Приветствие»
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
II. Основная часть – 15 минут.
- Как называется наша Родина? Как по-другому называют родину?
Дети. Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила хрустально чистыми водами, выучила своему языку и как мать она защищает и оберегает нас от всех врагов.
-Любовь к Родине – главное чувство для каждого человека. У каждой страны есть символы. Официальные символы России знают во всем мире. Назовите их.
Дети. Герб, флаг, гимн.
- Правильно, ребята. Но у нашей страны, есть еще и неофициальные символы, по которым все сразу узнают Россию. Предлагаю вам сегодня поиграть и найти символы России, используя вот такую интересную игру «Карусель вопросов»Дети подходят к мольберту.
- В любой игре есть правила, в нашей игре правила такие: если хотите ответить, поднимаете руку; передвигаться по группе только по указанию ведущего; быстро выполнять задания.
- Как только мы с вами выполним задания вопроса и повернём верхний круг, увидим символ России. Посмотрите какого цвета первый вопрос?
Дети. Зелёный
- Найдите в группе картинку с вопросом такого же цвета.
Дети подходят к карточке.
- Посмотрите на обратной стороне зашифрованная загадка. Что это?
(контур дерева, кора белая)
- Правильно это берёза, давайте подойдём к дереву.
Задание – найти возле дерева листья берёзы и приклеить на дерево.
Дети выполняют задание.
- Береза с давних пор олицетворяет русскую природу. Что вы знаете оберёзе?
Дети. Весной она одна из первых пробуждается в лесу: ещё лежит снег, а около неё уже проталинки, и на дереве набухли оранжевые серёжки.
А осенью берёзка в числе первых спешит надеть красивый золотой убор.
Берёза любимое дерево всех русских людей.
- А теперь посмотрим, правильно мы отгадали и выполнили задание. Дети с воспитателем подходят к мольберту и поворачивают круг.
- Вопрос под номер два какого цвета?
Дети. Жёлтый.
Берём второй вопрос. Что это?
Дети. Матрёшка.
Задание -У вас на столах лежат картинки, разрезанные на полоски, на каждой полоске написана цифра. Сложите цифры по порядку от одного до десяти, сверху вниз
Дети подходят к столам и выполняют задание.
-Давайте подойдём к нашей игре и повернём круг. Правильно мы с вами выполнили задание?
Дети. Да
Матрешка – еще один неофициальный символ нашей страны. А чем же так знаменита матрешка?
Дети. Матрёшка — это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы Матрёны. Внутри у нее находятся похожие матрешки, но только размером поменьше.
В одной матрешке может находиться от трех и более кукол. Состоят они из двух частей — верхней и нижней.
Воспитатель. А ещё матрешку любят приобретать туристы, как драгоценный сувенир - памятная кукла. Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась на свет очень давно, а выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Скажите, а какой следующий у нас вопрос?
Дети. Третий, синего цвета.
Воспитатель. Где же этот вопрос, давайте подойдём.
Дети за воспитателем подходят к длинной белой дороге из бумаги.
Воспитатель. Ребята, сегодня первый день зимы, у нас здесь на снежной тропинке много разных следов, как вы думаете, кому они принадлежат? Давайте разбираться?
Дети. Медведю,волку, лисе и зайцу.
Воспитатель. Ребята станьте парами, я раздаю вам пары животных. А вы должны поставить зверей на их след, друг напротив друга.
Дидактическая игра «чей след». Дети соединяют следы и животное.
Воспитатель. Следы чьих животных мы определили?
Дети. Волчьи, заячьи, лисьи, медвежьи.
Воспитатель : Ребята, а какой зверь считается хозяином в российскихлесах?
Дети. Медведь.
Воспитатель. Правильно, ребята. Медведь - еще один неофициальный символ России. Давайте послушаем, что нам расскажут ребята о медведе.
Дети. Это один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силен, а могуч, коварен и лют. Хоть и может показаться, что медведь неповоротлив, но он может быть исключительно быстрым и ловким. Он прекрасно плавает, ныряет, преодолевая горные реки, изумительно ловко и бесшумно лазает по труднодоступным местам, в горах и тайге, в поисках пищи.
Воспитатель. Давайте повернём наш круг и убедимся, что справились с заданиями. Дети подходят к мольберту и поворачивают круг.
Воспитатель. А мы продолжаем с вами находить вопросы. Какого он цвета и где находится?
Дети. Оранжевый. Дети находят глазами картинку и подходят к коробке. Воспитатель показывает им загадку- ассоциацию.
Следующая загадка «Дышит дымом, дышит паром,С жаром!
А зовётся… (самоваром)
Воспитатель. Что это?
Дети. Самовар.
Воспитатель. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Только на Руси пили чай из самовара.
Задание – подобрать заплатки к самоварам. Воспитатель с детьми проходит на ковёр и садятся в круг.
Дидактическая игра «Подбери заплатку к самовару»
Воспитатель. Мы с вами правильно подобрали заплатки и увидели какими расписными и красивыми могут быть самовары. Давайте узнаем, угадали мы символ?Дети подходят к кругу и проверяют.
Воспитатель. У нас остался последний вопрос. Какого он цвета и где находится?
Дети. Белый.
Дети подходят к красивой коробке.
Воспитатель. А этот символ угадать вам помогут ваши руки. (Дети по очереди ощупывают предмет, который лежит в ящике ощущений, называют шапку-ушанку).
Воспитатель. Ребята, что это за предмет?
Дети. Шапка-ушанка.
Воспитатель. Правильно. Шапка ушанка также является неофициальным символом России. А почему ее так называл русский народ?
Дети. Потому что у нее есть два уха, которые можно поднять и завязать на макушке. При сильных морозах эти уши можно опустить и завязать их внизу и они будут защищать хозяина от ветра и холода.
Воспитатель. Зимой шапка ушанка спасет от холода, а летом, чтобы без дела не лежала, придумывали ребятишки разные игры. Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Кто быстрее». (Играющие делятся на две команды. В командах они становятся по парам друг за другом. Неподалеку стоит стул, на котором лежит шапка ушанка. Игроки в парах по команде начинают добираться к шапке так, как скажет ведущий (гусиным шагом, на одной ноге, задом, подскоками). Задача игроков быстрее соперников добраться к шапке.
Воспитатель. И с этим заданием вы справились легко.
А теперь проверим правильно мы угадали символ? Поворачиваем круг.
Молодцы, ребята, вы с легкостью справились со всеми заданиями и смогли узнать много нового. Какие символы мы угадали?
Дети: самовар, медведя, березу, шапку-ушанку, матрёшку.
III. Заключительная часть – 2 минуты.
Воспитатель. Вам понравилась игра? У меня есть вот такие изображения символов, если вам понравилась игра и вы узнали много нового – то возьмите цветное изображение, а если вам было трудно и вы что то не поняли возьмите чёрно-белое и давайте на доске соберём их в круг.
Конечно же это далеко не все неофициальные символы, по которым узнают нашу страну. Я хочу пожелать вам продолжать изучать очень богатую и интересную историю нашей страны. А в завершении расскажу вам про ещё один народный символ России! Это русское гостеприимство! Ни один праздник не обходился без главного украшения стола – каравая – большого, круглого, красиво украшенного хлеба с маленькой солонкой на вершине. Угощайтесь караваем и угощайте своих гостей.