Наталья Бажеева
Конспект НОД в подготовительной группе по аппликации «Бурятский народный орнамент»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по аппликации
«Бурятский народный орнамент»
Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа через бурятский орнамент.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по аппликации „Бурятский народный орнамент“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Орнамент и узоры
- Орнамент, узоры. Аппликации
- Подготовительная группа
- Республика Бурятия
- Темочки
Образовательные: продолжать знакомить детей с бурятским народным орнаментом; учить детей аппликации с использованием мятой бумаги (салфеток); закреплять приёмы работы с бумагой (сминать, скатывать, а также способу прикрепления бумажных комочков к основе;
Развивающие: развивать творческие способности детей, художественный вкус;
Воспитывающие: воспитывать любовь к народному искусству, к обычаям и традициям бурятского народа; воспитывать самостоятельность, усидчивость, навыки коллективной работы.
Предварительная работа: рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание картинок и иллюстраций, чтение бурятской народной сказки «Минии гэр булэ»»; рисование через трафарет, национальная игра «Бэлэй», скатывание салфеток.
Оборудование и материалы: сундучок, шаблоны орнамента (по одному на группу детей, музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой, образцы элементов бурятского орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании, клей, нарезанные салфетки, бурятский национальный костюм с элементами бурятского национального орнамента
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день, ребята!
Улыбнитесь друг другу.
Пусть от этой улыбки вам всем станет
радостно и тепло на душе.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: Ребята, в какой республике мы живем?
Дети: Бурятия.
Воспитатель: Правильно, где много солнца, недаром её называют солнечной Бурятией.
Раздается стук в дверь. Приходит гостья в женском бурятском костюме.
Гостья: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на меня, я хочу вам показать свою одежду, а вы попробуйте догадаться, какому народу она принадлежит.
-Как вы догадались, что эта одежда принадлежит бурятскому народу?
Дети: по узорам, завиткам, волнам, рогам.
Воспитатель: где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные национальные костюмы?
Дети: В музеях, на концертах народных танцев и песен, на встрече Сагаалгана- нового года по лунному календарю.
Дефиле бурятского национального костюма.
Воспитатель: Сейчас перед вами гостья в женском народном костюме. Посмотрите, женская одежда состояла из рубахи на бурятском языке (самса) и штанов на бурятском языке (умдэ) поверх которых носили халат (дэгэл). Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.
Дополняющая наряд безрукавка (уужа) — обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра. Подобно халату она делалась на подкладке. Эта деталь костюма играла важную роль в быту женщины, она не должна была показываться мужчинам, не надев безрукавки, а также она должна была всегда носить на голове шапку.
Гостья: Давайте с вами поиграем!
Проводится бурятская игра «Я знаю все».
В центр круга выходит двое ребят, по команде «один, два, три!» ребенок догоняет второго, у кого шапка- малгай надета. Если того, у кого шапка-малгай на голове поймали, то он передает шапку-малгай другому ребенку. А те, которые стоят в кругу они «домик». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут участия в игре.
По окончанию игры, предложить детям сесть на рабочие места.
Дети присаживаются за столы. Отдельно стоит большой сундучок. Для чего он, и какую тайну скрывает. Поступает предложение от детей заглянуть в него.
Воспитатель: Сундучок волшебный наш, помоги нам в трудный час! Один, два, три - посмотри! Открывается сундучок (в сундучке шаблоны орнамента- Улзы, карты-схемы с изображением уже известных детям («бараний рог», «дорога жизни», «волны») и нового (круг) элементов бурятского орнамента, шаблоны орнамента -Улзы на четыре подгруппы детей).
Раздается стук в дверь. Воспитатель: выходит за дверь и вносит большой конверт, оставленный кем – то. В конверте ноутбук. Воспитатель включает ноутбук и открывает нужную папку. На экране презентация.
Показ иллюстраций с бурятским орнаментом.
Давайте еще раз с вами рассмотрим, какие они красивые и разные. Чем они украшены? Как расположены узоры? (рассматривают)
Узор, ребята, по-бурятски звучит так «угалза».
Бурятский народный орнамент делят на четыре вида:
• геометрический; точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные, круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр. ;
• растительный (лиственные; цветочные; лотосовые);
• зооморфный стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т. д., его можно увидеть в дацанах;
• религиозный (солнце, полумесяц, огонь).
В бурятском орнаменте используются цвета - красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, черный.
Физкультминутка.
Если б всё на свете было
Одинакового цвета, (покрутишь головой)
Вас бы это рассердило,
Или радовало это? (покачать головой)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным, (наклоны)
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным! (прыжки на одной ноге)
Воспитатель: Ребята, а на выставку я хочу вам предложить сделать коллективную работу, элемент бурятского орнамента.
Мы будем изготавливать красивый ковер, состоящий из цветных салфеток. Давайте приступим к работе.
Самостоятельная работа детей.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.
В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами скатывания салфетки, правильным использованием материалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.
Итог: Ребята, давайте полюбуемся на наш ковер!
Понравилось вам работать? Сложно было составлять орнамент? Как он называется? Почему? Молодцы, сегодня вы были настоящими народными умельцами.