Татьяна Бондарева
Конспект НОД «Однажды в осеннем лесу» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе "Однажды в осеннем лесу".
Цель: систематизировать знания детей о лесе и жизни его обитателей в осенний период.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Однажды в осеннем лесу“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные: уточнять и расширять представления детей о лесе, учить видеть красоту мира природы, замечать сезонные изменения в природе, описывать поведение человека по отношению к объектам природы, совершенствовать умение составлять описательные рассказы;
Развивающие: развивать фантазию, любознательность, творческую активность, умение выслушивать товарищей;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, желание беречь и охранять ее.
Предварительная работа: чтение художественных произведений по теме, дид. игры экологического содержания, наблюдения на прогулках, отгадывание загадок об обитателях леса, проведение экскурсии в парк,рассматривание иллюстраций по темам "Осень", "Деревья","Грибы".
Оснащение: плоскостные деревья,знаки "Поведение в лесу", маски животных (заяц. лиса,медведь, белка, еж, изображения грибов, листья и капельки (по 1 на ребенка).
Ход НОД:
В: Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг,хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
-Приглашаю я вас в лес, туда, где деревья растут до небес. Только сначала я хочу проверить: знаете ли вы признаки осени.
Игра "Да или нет".
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
А птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Обуваем сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать-
Куртки, шапки надевать?
В руки зонтик будем брать?
-А теперь, друзья, назовите-ка мне признаки осени (дети называют)
В: -Осень очень красива. Золотая осень пышно убрана в лоскутья опадающей листвы, торжественная и величавая в праздничном убранстве, и грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с теплыми ясными днями, согретыми прощальными солнечными лучами, и с зорями в сверкающем инее первых заморозков.
-Нас лес осенний в гости ждет.
Ну что ж, отправимся в поход!
-Становитесь друг за другом, ведь в осенний лес мы пойдем по узкой тропинке. (музыка)
-Тропинка, тропинка, ты нас проводи.
Пойдем за тобою, а ты впереди.
Здравствуй лес! Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь,какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь- мы свои
-Сегодня лес обязательно откроет нам свои тайны. Лес осенью особенно красив! На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна- это клены протягивают на свои оранжево- желтые ладошки. От дерева к дереву протянулись серебряные нити липкой паутинки. Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю леса развесистый дуб. А над головой раскрыт необычайно синий, бездонный купол небес!
-Полюбуемся красотой осеннего леса.
-А что вы знаете о лесе (дети отвечают)
-Какие звуки можно услышать в лесу?Давайте произнесем и изобразим.
-Волк рычит- р-р-р.
Шелестит листва- ш-ш-ш.
Ветер играет ветвями- в-в-в.
Вода журчит в лесном ручейке- с-с-с.
Комар звенит над ухом туриста- з-з-з.
Игра "Скажи со словом "лесной" (лесная, лесное)".
Какая тропинка в лесу?- Тропинка лесная.
Какой ручей в лесу?
Какое дерево в лесу?
Какие травы в лесу?
Какие грибы в лесу?
Какой ландыш в лесу?
-Нравится вам в осеннем лесу? А знаете ли вы, как надо вести себя в лесу? Знаки помогут вам рассказать о правилах поведения в лесу.
Дети
-Нельзя близко подходить к гнездам птиц. По следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы- родители могут насовсем покинуть гнездо. Нельзя разорять птичьи гнезда.
-Нельзя убивать пауков и обрывать паутину.
-Нельзя сбивать грибы, даже несъедобные Ими лечатся дикие животные.
-Нельзя охапками рвать цветы, пусть красивые растения остаются в природе
-Нельзя ловить насекомых.
-Нельзя ломать, рубить ветки деревьев и кустарников.
-Нельзя разжигать костер. Огонь может погубить лес.
-Нельзя ловить и уносить домой здоровых птиц и детенышей животных. В природе о них позаботятся взрослые животные, а в неволе они погибнут.
Заяц. Берегите лес, наш дом,
Все живое в доме том:
И березки, и осинки,
И зеленые травинки.
Медведь. Лес- помощник наш и друг.
Не ломайте лесу рук, не рубите лесу ног.
Еж. Еж идет и морщится:
Что я вам -уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
Белка. Обещайте мне, ребята,
В лесу ветки не ломать,
Птичьих гнезд не разорять.
Дети: Обещаем!
Лиса. Обещайте мне, ребята,
Птиц, зверей не пугать
И костров не разжигать.
Дети: Обещаем!
-Выходите-ка, ребятки, на звериную зарядку.
Физкультминутка "Звериная зарядка".
Раз- присядка, два- прыжок,
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата- спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый
Широко расставил лапы.
С мишкой вместе,с мишкой вместе,
Мы потопаем на месте,
А кому зарядки мало-
Начинает все сначала!
-Ребята,а как вы считаете, какой природный объект самый главный в лесу?
-Назовите деревья, которые могут расти в лесу.
-Молодцы, вы назвали много разных деревьев. Давайте расскажем о тех деревьях, которые растут в нашем сказочном лесу. Послушайте загадку:
"Стоит на поляне
В белом сарафане.
Ветви, словно косы.
Жемчугами росы
На листве сверкают,
Желтые сережки
Средь ветвей мелькают"(береза)
-Кто хочет рассказать о березе (ствол, ветви, листья, особенности)
Ребенок:- Береза очень красивая. Березка стройная. У березы ствол с черными пятнышками. У березки тонкие веточки, они раскачиваются на осеннем ветру. Листья березы с зубчиками, похожи на сердечки, осенью листья желтеют и опадают. Кажется, что осень надела золотое платье.
В: -Береза достигает высоты 25м, живет 150лет. Из березы делают мебель, паркет, веники для бани. Отвар березовых почек заживляет раны. Вкусен и полезен березовый сок.
"Богатырь могучий,
Ветки выше тучи.
В три обхвата ствол,
Под ветвями стол.
Кабан бежит сюда не зря.
Как зовут богатыря?" (дуб)
-Кто расскажет о дубе?
Ребенок:- Дуб высокий,могучий, похож на богатыря. У дуба толстый ствол, покрытый кроной. В дубе дупло, в дупле живет белка. Ветки дуба тоже большие. Листья дуба жесткие, похожи на маленькое деревце. На дубе растут желуди, ими питаются дикие кабаны.
В:- Дуб достигает высоты 40-50м, ствол бывает такой толщины, что его могут обхватить только два взрослых человека. Растет дуб и живет 1000лет!.Из древесины дуба строят корабли, делают мебель и паркет. Из желудей делают кофе, а из коры дуба готовят лекарство.
"Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая,как еж,
И зимою в платье летнем". (ель)
Ребенок:- Уели тонкий ствол. Ветки ели похожи на ладошки в зеленых перчатках. Елка вся в иголках- это хвоинки. Хвоинки колючие. Ель всегда зеленая- и зимой, и летом. Кажется, будто елка стоит в зеленом платье. На елке растут шишки, ими питаются белки и птицы.
В:-Вечнозеленая пирамидальная ель живет до 500лет. Ель щедра к людям. Она дает строительный материал, из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты (скрипки).
"Протянул ко мне ладошку
Желтый, солнцем озарен.
Только выше он немножко,
Здравствуй, друг мой, добрый (клен).
Ребенок:-У клена сильный ствол. У клена есть толстые и тонкие ветви. На ветвях клена птицы вьют гнезда. Листья клена похожи на ладошки (на звездочки). Осенью листья становятся желтыми, золотыми. Кажется, что клен надел золотую корону. Осенью клен очень красив.
В:- Клен может предсказывать погоду, Клен хороший медонос. Из одного дерева можно получить 10-12л сока (целое ведро, а из сока 2-4кг сахара. Из клена тоже делают мебель и музыкальные инструменты.
-Молодцы, очень интересно рассказали о деревьях.
Физкультминутка "Ветер и листья"
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист- с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
Ветер с листьями кружил,
Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист- с осинки,
Ветер кружит над тропинкой.
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист- с осинки,
Тихо дремлет на тропинке.
-Хороший у нас лес! А вот грибов в нем не видно. Чтобы они появились, надо отгадать загадки.
"Под тоненькой осинкой
Вырос гриб на ножке длинной" (подосиновик)
"В ярко-красной шапочке
С белыми горошками
На пригорке гриб стоит
С маленькими крошками" (мухомор)
"Разбежались по опушке рыжие сестрички,
Под кустиком у кочки прячутся (лисички)".
"У грибочка этого
Длинная ножка белого цвета
И белая панамка.
Гриб этот не съедобный, а белая (поганка)".
Молодцы! А что вы знаете о грибах?
Физкультминутка "За грибами".
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки
Белочки скакали-
Рыжики срывали.
Лисичка бежала-
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил-
Мухомор раздавил.
-Ребята, вам понравилось гулять в лесу? Хорошо, только пора нам прощаться с лесом. Скажем лесу на прощанье :
(громко) -Лес. мы твои друзья!
(потише)- До новой встречи!
Мы тебя никогда не обидим!
(еще тише)- Мы будем скучать.
-Лес дремучий, до свиданья!
Ты живи на радость людям.
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
(Под музыку дети подходят к своим столам) -Друзья мои, у вас на столе есть желтый листочек и голубая капелька. Если вам было интересно, возьмите листик, если скучно- капельку дождя. (прикрепляем на доску).Я возьму себе желтый листочек, потому что мне с вами было очень интересно! Спасибо!