Елена Калинкина
Организованная образовательная деятельность детей подготовительной группы «Путешествие в прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
детей подготовительной к школе группы.
«Путешествие в прошлое часов».
Цели:
1. Организовать деятельность детей по усвоению знаний о том, как изменяется предмет в процессе деятельности человека.
Публикация «Организованная образовательная деятельность детей подготовительной группы „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
2. Способствовать формированию интереса в профессии -«часовщик»
3. Создавать условия для активизации словаря детей : часовщик, солнечные, песочные, восковые, механические, электронные.
Предварительная работа: наблюдение за предметной тенью на прогулке в разное время дня, экскурсия в часовую мастерскую с родителями.
Средства реализации: подборка предметных картинок с изображением разных видов часов, презентация «Часы- прошлое и настоящее»; интерактивная доска, документ- камера, часы – песочные, механические, электронные, свеча, конверт с изображением «фиксиков», раскраски.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня, придя в группу, я увидела на столе письмо. Как вы думаете, кто принёс его сюда?
Правильно, письма приносит почтальон, но кто его написал? Как узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте прочтём письмо, которое прислал нам Нолик.
«Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день, и ночь -
Стучим, стучим».
О чём эта загадка?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, здесь нарисована отгадка.
Вероятно, Нолик предлагает поговорить нам сегодня о часах.
А чтобы вы хотели узнать о часах?
Ответы детей :
Рассказ воспитателя: Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и узнать, как люди определяли время раньше, когда часов ещё не было. Давайте посмотрим на интерактивную доску. (презентация)
1. Давным – давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.
Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.
Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему? (По И. Мельникову.)
2. Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку – ка – ре – ку!”.
Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло.
Скоро утро! Довольно спать!
Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца и звезды не светят в пасмурную погоду? И придумал человек часы более надежные: они и с жердочки не свалятся и лиса их не унесет.
3. В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
Водяные часы тоже оказались неудобными (почему, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд.
4. После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1 минуту. Как вы думаете, что можно успеть сделать за одну минуту? Пользуются ли теперь песочными часами? Кто? (Врачи и медсестры в поликлиниках, больные по этим часам получают процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.)
(По М. Ильину, Е. Сегал.)
Динамическая пауза.
Утром встал петух на лапки. Потянулись, руки вверх - вдох-выдох.
Приготовился к зарядке. Рывки рук перед грудью.
Повернулся влево - вправо, Повороты влево - вправо.
Приседанье сделал справно. Приседания.
Клювиком почистил клюв. Наклоны головы влево - вправо.
Поскорее в воду плюх! Присели.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так. (Наклоняют голову то к одному,
то к другому плечу).
Смотри скорей, который час?
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачиваются, как маятники).
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Опытно-эксперементальная работа.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что у меня в руках? (свеча) Для чего она нужна?
Ответы детей :
Воспитатель: А вы знаете, что восковая свеча – это тоже часы. Свеча с верху до низу разрисовывалась как зебра, чёрно-белыми полосками. Воск от нагретого фитилька таял и вместе с ним таяли полоски. Сколько полосок исчезло – столько минут или часов прошло. Сейчас мы проведё м с вами опыт: узнаем сколько времени продёт до конца нашего путешествия. Я заготовила свечу, каждое деление которой равно одной минуте. На свече сейчас отмечено 20 делений. Сколько делений сгорит – столько минут и пройдёт.
Скажите, почему я ставлю свечу в прозрачный сосуд, на дне которого налита вода и приготовила крышку для сосуда?
Ответы детей : (соблюдение пожарной безопасности.)
Воспитатель: Свеча горит, а мы продолжаем.
Прошло много времени с тех пор, как человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. (показ на примере будильника) Их необходимо заводить каждый день. А если забыл завести?
Ответы детей :
Воспитатель:
Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. (показ)
Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках. (показ)
Вот видите какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал человек. Как называется профессия человека, связанного с часами? Чем он занимается?
Ответы детей.
Итог:
Воспитатель:
Я приготовила для вас, на память о путешествии, раскраски с разными часами. Вы можете выбрать любые, только скажите, как они называются.
Дети выбирают рисунки, называя виды часов.
Воспитатель:
Подошло к концу наше путешествие, осталось только подвести итог нашего опыта. (дети под руководством воспитатель считают «сгоревшие» минуты)
Воспитатель: Калинкина Е. И.
МБДОУ»Спасский детский сад №1»
г. Спасск- Рязанский
2014г.