лилия хамидуллина
Конспект НОД в подготовительной группе. «Моя республика — Татарстан».
▼ Скачать +Заказ
Занятие в подготовительной к школе группе на тему : "Моя республика-Татарстан ".
Воспитатель по обучению детей татарскому языку :Хамидуллина Лилия Шавкатовна.
МБДОУ детский сад №8 г. Чистополь республики Татарстан
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе, „Моя республика — Татарстан“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Республика Татарстан
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель:Расширить и систематизировать знания детей о Республике Татарстан, традициях и культуре татарского народа. Познакомить с историей возникновения республики, ее символикой.
Материал и оборудование:женский национальный татарский костюм и обувь (платье, ичиги, камзул, калфак, украшения. Музыкальный инструмент кубыз. Карты России и Татарстана. Иллюстрации с изображением герба и флага Татарстана.
Предварительная работа:Чтение народных сказок, рассказов и стихотворений татарских писателей и поэтов. Заучивание пословиц, загадок. Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов по теме. Прослушивание народных песен. Экскурссии в уездный музей и по городу. позновательные занятия: «Герб и флаг РТ», «Мой любимый город Чистополь».
Ход занятия:
Входит девочка в татарской национальной одежде.
Девочка: «Исэнмесез!».Здравствуйте ребята, меня зовут Айгуль. Очень люблю свой родной край –Татарстан. Изучаю и в садике и дома жизнь коренных народов нашей республики, их обычаи, праздники, песни и танцы. (Обращает внимание детей на свою одежду) .Я одета в татарский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Сначала платье. Какого оно цвета? Чем украшено (ответы деитей на татарском языке) .Да, это светло-зеленое атласное платье, широкое, по краю подола оборки. На платье одета бархатная безрукавка, которая называется камзол. Камзол расшит национальным орнаментом-узором состоящим из цветков и листочков. А какой на мне головной убор (калфак) .Да, татарские девушки надевали на голову калфак, расшитый бисером или жемчугом, а иногда по особому повязывали платок. Вспомните, как называется татарская обувь (ичиги-читеклэр) .Верно. Ичиги очень легкая, удобная, мягкая обувь из кожи, расшитые узорами из цветной кожи.
Татарские девушки и женщины очень любят украшения-серьги, бусы, браслеты. Посмотрите, какие на мне украшения. Из чего они сделаны (воротниковые подвески-яка чылбыры, перевязь-хаситэ, которая надевается через плечо, нагрудное украшение на тканевой основе-изю, серьги, бусы-из серебра, золота, металлических пластин, разноцветные камни) .
А это накосники (чулпы) .Их носили с детских лет и до проклонного возраста. Они вплетались отдельно в обе косы, распологаясь, как правило, намного ниже талии. Так наряжаются на праздники.
Какие национальные праздники вы знаете( «Гусиное перо»-«Каз омэсе», «Навруз»-«Нэуруз», «Грачиная каша»-«Карга боткасы», «Сабантуй»-«Сабантуе») .
Что вы знаете о празднике «Сабантуй»? (ответы детей) .Когда его отмечают? (Сабантуй проводят после завершения полевых работ) .Какие соревнования устраивают во время праздника (национальная борьба, скачки, бег в мешках) .Какие народные игры проводятся (перетяни канат, кислое молоко, тышаулы атлар) . На празднике весело:люди побт, танцуют. А какой танец исполняют на сабантуе (танец с коромыслами) .Давайте мы тоже станцуем.
«Танец с коромыслами».
Девочка:Я не случайно пришла в гости к вам. Мне рассказывали, что вы многое знаете о Татарстане.
Воспитатель:Да. И сейчас ты в этом убедишься. Ребята, предлагаю ответить на вопрос викторины «Знай и люби свой край».
1. В какой республике мы живем (в республике Татарстан) .
2. Кто призидент нашей республике (Рустам Минниханов) .
3. Как называется столица нашей республики (г. Казань) .
4. Назовите крупные города республики Татарстан (Набережные Челны, Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск, Чистополь, Бугульма, Елабуга, Лениногорск)
5. Каким полезным ископаемом богат Татарстан (нефть) .
6. Назовите самую большую реку Татарстана (Волга) .
7. Какими искусными мастерами славится татарский народ (резчики по камню и дереву, мастера кожной мозаики, ювелиры, мастера керамики, ковроделия, узорного ткачества, вышивки тамбуром и золотое платье) .
8. Назовите предмет бытового назначения и кем он производился (сундук, мастер –медник «бакырчы») .Что в нем хранили (одежду) .
Теперь предлагаю разгадать кроссворд. Если правильно отгадаете слова написанные в клетках по горизонтали, то в синих клетках по вертикали вы прочитаете слово, обозначающее татарский музыкальный инструмент.
с у н д у к
ч у л п ы
б р а с
л е т
х а с и т э
й о з е к
1. Предмет бытового назначения для хранения одежды (сундук) .
2. Как называется на татарском языке «накосник» (Чулпы) .
3. Ювелирное украшение (браслет) .
4. Украшение перевязь, которая надевалась через плесо (хаситэ) .
5. Назови перстень на татарском языке (йозек) .
Какое слово получилось? .Это музыкальный инструмент татарского народа.
Девочка:Сейчас я расскажу немного об этом инструменте и сыграю на нем. Курай-это древний татарский музыкальный инструмент. Его длина 20-30 см, в виде узкой трубочки. курай зажимают между губами. Звучание курая нежное.
Воспитатель:татарский народ сложил мудрые пословицы, поговорки, сказки. Со многими вы уже знакомы. Вспомните их (ответы детей) .
Какие татарские сказки вы знаете( «Гороховое войско», «Камыр батыр», «Гульчечек», «Три дочери», «Хитрость против хитрости») .
Каких писателей, поэтов вы знаете (А. Алиш, Г. Тукай, М. Джалиль, Ш. Галеев) .
Ребенок рассказывает стихотворение.
Казань, Казань-начало всех дорог,
Дом детства, юности нашей пора,
Слагаю песни поэты тебе,
Мой город древний и молодой.
Воспитатель6ребята, встречая гостей в Татарстане подносят чак-чак (показывает детям чак-чак) .Это угощение приготовленное в меду, как бы хлеб-соль по-татарски. Татарский народ радушны и гостеприимны. Давайте мы тоже угостим нашу гостью чак-чак.
В конце девочка благодарит детей за хорошие знания татарской национальной культуры и за угощение.