Наталья Агапчева
Конспект НОД в подготовительной группе коррекционной направленности на тему «Земля на зёрнышке стоит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание в детях уважение к хлебу и труду людей, обогащение словарного запаса по теме
Задачи:
1. Развивать связную речь;
2. Совершенствовать умение вступать в диалог;
3. Согласовывать существительные с числительным.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультфильма «Слово о хлебе»;
2. Чтение книги «Земля на зёрнышке стоит» А. В. Владимирова.
Словарная работа: зерновые растения, злаковые культуры, всходы, сортировка, снегозадержание, метёлка, колосок.
Методические приёмы:
1. Сюрпризный момент;
2. Рассказ логопеда;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе коррекционной направленности на тему „Земля на зёрнышке стоит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
3. Дидактические игры: «Достань и назови», «А что потом?»;
4. Рассматривание и сравнение;
5. Отгадывание загадок;
6. Практические действия: сортировка зёрен пшеницы;
7. Пальчиковая гимнастика;
8. Показ иллюстраций;
9. Вопросы к детям;
10. Подведение итогов деятельности.
Ход занятия
Логопед: Ребята, к нам в гости прилетел Воробушек.
Он откроет секрет о зерновых растениях, об особенностях их выращивания. Вы прекрасно знаете, что зёрнышки – это одно из любимых птичьих лакомств. Но, оказывается, что зёрнышки любят не только птицы, но и люди. Мы с вами каждый день едим зёрнышки, но часто об этом даже не догадываемся. Много тысячелетий живут вместе хлеб и человек.
Человек растит зерно, зерно кормит человека:
Вот он хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло,
- Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле.
В нём — земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки! Вырастай богатырём!
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!
Логопед: Ребята, а давайте вспомним, что вы ели сегодня утром на завтрак? (ответы детей: манная каша, булка с маслом и сыром, какао). А вчера? (макароны с котлетой, салат с помидорами, хлеб подовый, компот). А что вы ели на обед? (суп с фрикадельками, картошка с тефтелей, салат из свёклы, компот, батон)
Логопед: Да, наше меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин?
Дети: Каждый день в любой прием пищи у нас есть на столе хлеб.
Логопед: Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт в нашем рационе. А вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Ответы детей)
Логопед: Чтобы Вы хотели узнать интересного о хлебе и может быть Вы что-то уже знаете?
(Ответы детей)
Логопед: В конце занятия мы с вами подытожим что нового Вы узнали и что для Вас было наиболее интересным.
Логопед: Дети, у меня для вас сюрприз (Поднос с хлебом, накрытый салфеткой). Как вы думаете, что у меня там? (Ответы детей) А как одним словом мы можем назвать эти изделия? (Ответы детей)
Логопед: Правильно! Всё вместе это можно назвать хлебобулочные изделия, давайте повторим все вместе. (Дети повторяют за логопедом)
Логопед: Назовите хлебобулочные изделия, которые вы видите на подносе (Ответы детей: батон, баранка, буханка, каравай, булочка, пирожок, лаваш, сухари)
Логопед: Ребята, а как к ним нужно относиться?
Дети: К хлебу нужно относиться бережно.
Логопед: А как Вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Логопед: Да, к хлебу нужно относиться бережно, потому что это продукт тяжёлого труда. Чтобы хлеб попал к нам на стол, он проходит длинный путь от зерна, посеянного в землю, до жаркой печи, в которой его выпекают.
Давайте выучим несколько правил бережного отношения к хлебу:
1 Хлеб нужно обязательно доедать;
2 Хлеб нельзя бросать на землю;
3 Не стоит брать больше хлеба, чем можно съесть;
4 Не нужно крошить хлеб за столом;
5 Не стоит сорить хлебом.
Логопед: Также хлеб — это практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности и остаётся полезным, даже если не используется в пищу сразу. Если хлеб зачерствеет, он всё равно пригоден для употребления. Зачерствевший хлеб можно использовать для приготовления различных закусок и блюд, например, сухариков, тостов, горячих бутербродов, панировки, запеканок. Однако если хлеб имеет неприятный запах, вкус, внешний вид или на нём растёт плесень, его следует выбросить.
Логопед: Ребята, а хлебобулочные изделия одинаковой формы? (Ответы детей)
Логопед: Я, предлагаю вам подойти по одному к столу, взять любое хлебобулочное изделие: назвать его и сказать какой оно формы. (Например: хлеб прямоугольной формы и т. д.).
Логопед: А теперь, я предлагаю вам встать в круг.
Дидактическая игра: «Наш хлеб он какой?». (Подбор определений к существительному)
Логопед: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).
(дети становятся в круг и передают хлеб, при этом называют какой он)
Логопед: Молодцы, садитесь. Да, конечно, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Ребята, а кто знает, как к нам на стол попадает хлеб? (Ответы детей)
Логопед: А теперь поиграем с вами в игру «Посчитай». У Вас на столах есть эта игра, и, чтобы было легче считать, указывайте пальчиками на цифры.
Пальчиковая гимнастика «Мельница»
За работу жернова, зерна перетрем сперва (делают вращательные движения: руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз)
Чтобы сделать каравай, жернова быстрей вращай (вращательные движения кулачками перед грудью)
Крепче трём зерну бока, получается — мука! (скользящие движения ладонь о ладонь, перед собой).
Логопед: Послушайте, я узнала секрет от нашего воробушка: рожь, пшеница, овес, ячмень, просо, кукуруза и рис относятся к злаковым культурам.
И сейчас мы с Вами поиграем в игру «Путаница» (Хлопните в ладоши, когда услышите названия злаковых культур, которые растут в нашем крае: «Липа, пион, рожь, пшеница, виноград, овёс, чеснок, ячмень, ромашка, просо, кукуруза, яблоня, рис»).
Логопед: Я сейчас Вам расскажу, что Вы допустили одну ошибку. В нашем регионе рис не сможет вырасти, потому что это растение любит много влаги и тепла.
Логопед: Ребята, а как Вы думаете где растут все зерновые растения?
Дети: Они растут в поле
Логопед: А что будет, если поле засеять некачественными семенами?
Дети: Урожай получится плохим
Логопед: Да, правильно, об этом нам говорит пословица «От плохого семени, не жди хорошего племени». То есть если засеять поле некачественными семенами, то не стоит ждать хороших всходов. Перед посевом семена нужно перебрать, то есть сортировать. Давайте с Вами немного побудем хлеборобами и выберем лучшие зерна пшеницы. Какие семена будем выбирать лучше всего?
Дети: Пузатые, круглые, красивые и не испорченные.
Дети сортируют зерна пшеницы
Логопед: А сейчас Вы посмотрите картинки расскажете, что на них изображено.
Картинка № 1 «Пашут землю»
Логопед: Что мы Видим на этой картинке?
Дети: Землю пашут.
Логопед: Да, об урожае надо заботиться с осени. Перед зимой землю вспахивают, чтобы под подушкой из снега она осталось мягкой. Зимой уже удобряют полезными веществами поле. Как Вы думаете для чего проводится такая работа?
Дети: Чтобы растения получили хорошую землю, от которой они смогут напитаться и вырасти большими и здоровыми.
Логопед: Хорошо. А как Вы думаете есть ли еще какая задача зимой в поле?
Дети: Нет, вся работа уже сделана.
Логопед: А вот и нет! Есть у хлеборобов свой секрет, как задержать влагу в земле – трактора с помощью снегопахов делают глубокие борозды в земле сквозь снег, чтобы задержать его в земле как можно больше, тем самым удержать влагу на большое количество времени, а чем больше влаги получает земля, тем лучше у нас будет урожай. А что же будет потом?
Картинка № 2 «Сеет зерно»
Логопед: Посмотрите внимательно, что мы видим на второй картинке?
Дети: На второй картинке мы видим как сеют зерно в землю весной.
Логопед: Правильно, здесь мы видим весну и посев зёрен. А что будет потом?
Дети: Ответы детей (ухаживают за ростками, борются с сорняками и вредителями, убирают урожай, сортируют и сушат зерно, перевозят зерно на элеватор где оно сохнет и хранится, затем зерно перевозят на мукомольный завод, где из него изготавливают муку, и уже мука поступает в магазины и хлебозаводы, где из неё пекут хлеб)
Логопед: Вот и на нашем столе хлеб. Теперь вы знаете какой сложный путь он проходит от земли до полки в магазине. Для этого сотни тысяч людей трудятся, вкладывая свои знания и свою любовь с своему делу. Никогда не забывайте об этом. А наш друг воробушек напоминает Вам, что птичкам необходимо помогать в холодные времена. Что же мы можем для этого сделать?
Дети: Мы можем сделать/купить кормушку и кормить птичек.
Логопед: Отличная идея, давайте повесим кормушку к нашему окну и будем наблюдать за ними и кормить их.
Спасибо Вам дети за проделанную работу. Теперь вы больше узнали про труд и уважение труда, про то, какой путь проходит наш хлеб и про то, что птичкам важна наша помощь, ведь зернышки – это их еда.
Дети: Спасибо за знания о хлебе, а главное за кормушку и возможность наблюдать за разными птичками!