Яна Агаркова
Конспект НОД в подготовительной группе к школе «Красота орнамента в женском костюме Белгородской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе к школе «Красота орнамента в женском костюме Белгородской области».
Педагог дополнительного образования по
Изобразительной деятельности Агаркова Я В
НДОУ «Православный детский сад «Покровский»
Образовательные области : «художественно эстетическое развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе к школе „Красота орнамента в женском костюме Белгородской области“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Программные задачи:
1. Активизировать познавательную деятельность воспитанников, художественное мышление, творческое воображение на основе изучения орнамента в изобразительной деятельности.
2. Формировать умение находить отличительные особенности в конструкции костюмов, декоре, узоре (орнаменте).
3. Продолжить изучение орнамента и составление на его основе декоративной композиции для украшения рубахи.
4. Воспитывать желание сохранять и возрождать народную художественную культуру Белгородского края, чувство гармонии и красоты.
Материалы и оборудование: Народный женский костюм Белгородской области, рушники, фотографии, диск записями народных песен Белогорья, бумажные шаблоны рубашки, материалы для рисования (кисти, баночки для воды, салфетки, гуашь).
Предварительная работа
Просмотр мультфильма по рассказу К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа о современном способе выращивания и обработке льна. Экскурсия в музей народной культуры, рассматривание фотографий, рисунков с предметами костюма, элементами вышивки. Обсуждение с детьми народного костюма (ткань, узор, декор, орнамент).
Мотивационно – ориентировочный этап
Мотивом работы для воспитанников станет желание стать народным мастером и украсить орнаментом русскую рубашку. Цель: Познакомить воспитанников с традиционным народным женским костюмом города Белгорода и создать свой эскиз рубашки.
Поисковый этап
Здравствуйте ребята, сегодня на занятия я пришла к вам в необычном костюме, а почему же он не обычный я вам сейчас расскажу. Давным-давно лён выращивали и в нашей Белгородской области, из которого шили одежду. В старину шили такую одежду как рубахи, сарафаны, понёвы, порты, кушаки, передники. В Белгородской области много районов, и в каждом районе был свой праздничный костюм. На мне костюм, который носили в Белгородском районе женщины (показывает на свой костюм и рассказывает). А давайте сегодня рассмотрим поближе рубашку этого костюма (элементы вышивки - узор, цвет)
Я Белгородская красавица!
Разве Вам не нравится?
У меня на голове парчовая повязка,
Лентой сарафан расшит, кушаком подвязан.
Белая рубашечка, вышивкой украшена.
В старину рубашки вышивали не только для красоты, но и для оберега. А как вы думаете, ребята, почему вышивка могла оберегать человека? (когда женщина вышивала рубашку, то она делала это с любовью, с желанием защитить, уберечь от беды того, кто будет носить эту рубашку). Рубашка вышита геометрическим орнаментом, потому, что узором был в виде квадратов, полос и других фигур. Узор располагался, на вороте, подоле и запястье. В колорите белгородской вышивки преобладал красный цвет, традиционным было также сочетание черного и красного цветов.
Подвижно - дидактическая игра «Укрась рубашку»
Педагог подводит детей к выводу о том, что какой был колорит, где располагался орнамент на женской рубашке и предлагает поиграть в подвижно – дидактическую игру. Воспитанникам предложен набор фигур из разного цвета бумаги и различные по своему характеру (форме) (геометрические фигуры, полоски, волнистые линии, цветы, дуги, завитки, листочки и так далее). Задача игры заключается в том, чтобы каждый воспитанник подошел к доске взял правильную фигуру и расположил ее на рубашке в том месте, где располагается вышитый узор на женской рубашке (на вороте, подоле и запястье)
Практический этап
Ребята, а сейчас я вам предлагаю стать народными мастерами, и украсить рубашку вышивкой (орнаментом). Только вместо ниток и иголок мы возьмём кисточку и нарисуем красками вот такой орнамент (показать рубашку с нарисованным орнаментом готовым и показывает способы выполнения). Ребята, а теперь попробуйте так же аккуратно нарисовать узор на своих шаблонах - рубашках. Воспитанники приступают к работе. Во время рисования звучит русская народная музыка.
Рефлексивно – оценочный этап
Организуется обсуждение: Удалось ли решить поставленную задачу? Для чего в старину вышивали рубашки? Что интересного может поведать нам вышивка? Почему вышивка называлась оберегом? От чего она оберегала? Как вышивка могла оберегать человека? Какой узор, где располагался на рубашках? Педагог обращает внимание воспитанников на то, что им не только удалось решить поставленную перед ними задачу, но и с помощью новых знаний и умений выполнить замечательную творческую работу.
По окончанию работы организуется выставка - вернисаж выполненных работ. Воспитанники любуются своими рубашками с узором, обсуждают работы.
Педагог:
Ну и рубашки, просто диво
Рисовали вы красиво!
Мастера и мастерицы,
Надо всем у вас учиться.