Наталья Башкова
Конспект НОД в подготовительной группе «История лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «История лампочки»
Цель: создание условий для заинтересованности детей в развитии осветительных приборов.
Программное содержание (задачи):
1. Образовательные:
- познакомить детей с историческими вехами развития осветительных приборов;
- познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их строением.
- формировать интерес детей к истории осветительных приборов; интерес к сборке электронных схем; стремление узнавать новое.
2. Развивающая:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „История лампочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электрическая лампочка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- развивать исследовательскую деятельность детей.
3. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, желание помочь окружающим;
- поощрение проявления активности и творчества.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа, настольная электронная игра «Знаток», заготовки для рисования на закрепление темы. Ход занятия:
Дети входят в группу, где выключен свет.
В: Ребята, что делают люди, войдя в тёмную комнату?
Д: Включают свет
В: Правильно, сделать это проще простого. Достаточно просто щелкнуть выключателем – и загорается свет. Ребята, а что именно загорается?
Д: Лампочка
В: Верно, электрическая лампочка. Но что же делать, как быть, если нет у нас электрической лампочки?
Д: варианты ответов.
В: Ребята, а вам интересно было бы узнать, как раньше люди обходились без электричества?
Д: да (слайд 1)
В: Сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое, узнаем как жили древние люди. Итак….путешествие начинается…
В: Ребята, а где жили древние люди?
Д: В пещере (слайд 2)
В: Правильно, в пещере (выключается свет, дети рассаживаются вокруг). Мы с вами попали в пещеру древнего человека. Как вы думаете, чем освещалось такое жилище?
Д: Огнём, костром.
В: Молодцы, но как вы думаете, как древние люди разжигали огонь?
Д: варианты ответов (трением камней, палок)
В: Верно, нашим предкам нелегко приходилось. (слайд 3)
Физкульминутка
Чтобы нам разжечь огонь
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И огонь наш загорится.
Разгорелся наш огонь,
Ты рукой его не тронь!
В: Почему нельзя трогать огонь руками, как вы думаете?
Д: (варианты ответов)
В: Ребята, а что огонь давал людям, кроме света?
Д: тепло; можно на огне готовить пищу.
В: Правильно, а вспомните, кто находился еще в лесу около людей
Д: дикие животные
В: боятся ли животные огня?
Д: да
В: значит для чего еще служил огонь?
Д: чтоб отпугивать животных.
В: Всё верно. Но огонь горел и освещал лишь небольшую часть пещеры. Стал человек думать, как осветить и ту часть, куда не доходит свет костра. Давайте и мы с вами подумаем
Д: палками, факелами
В: правильно, сначала люди переносили огонь на палках, факелах, но долго ли мог гореть такой огонь? (слайд 4)
Д: нет
В: Для факела брали толстую палку, дубину, наматывали на один конец жгуты, пропитанные смолой деревьев. С факелами ходили по улице и прикрепляли их к стенам – так они освещали пещеры.
В: Время шло, люди научились строить для себя жилище. Дальше наше путешествие приводит нас в крестьянскую избу. Чем здесь освещалось жилище? (слайд 5)
Д: варианты ответов
В: правильно, остались костры, которые люди разжигали в печи. Кроме того, люди стали использовать лучину. Как вы думаете, на какое слово похоже слово «лучина»? (слайд 6)
Д: варианты ответов
В: Лучина – это тонкая деревянная щепка. Лучину делали из берёзы, потому что она горит лучше других деревьев. Один конец лучины закрепляли в специальное приспособление, которое называется светцы, другой конец зажигали. Но как вы думаете, не опасно ли было оставлять горящую лучину. Что могло произойти? Из чего были сделаны избы?
Д: варианты ответов
В: чтобы не случился пожар, под лучину ставили корыто с водой, угольки падали в это корыто и затухали. Как вы думаете, хорошо ли освещала лучина дом? Что может испортится у человека от такого освещения?
Д: варианты ответов
В: лучина быстро сгорала, удобно ли было такое освещение?
Д: нет
В: прошло ещё много времени и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Вы знаете из чего делали первые свечи? (слайд 7)
Д: варианты ответов
В: оказывается, первые свечи делали из камыша, его обмакивали в растопленное баранье сало. Сало остывало, становилось твердым и когда зажигали свечку – она постепенно плавилась. Ребята, а из чего делают свечи сейчас?
Д: из воска
В: давайте рассмотрим свечу – внутри нее есть фитиль, сделанный из скрученных ниток. Снаружи свеча обволочена воском. Можно свечи делать самим и придавать им разные формы. Как вы думаете, удобно ли освещать помещение свечкой?
Д: можно обжечься, уронить, устроить пожар, свеча дает мало света.
В: свечи ставят в подсвечники по одной или сразу несколько. А давайте мы зажжём свои свечки.
Физминутка
1. Упражнение «ОГОНЕК» - руки сомкнуть в ладонях, поднять вверх, плавно шевелить, имитируя огонь.
2. Упражнение «СВЕЧА ГОРИТ» - медленно опускаем части тела вниз, начиная с поднятых рук и приседаем, имитируем таяние свечи.
3. Упражнение «ЗАДУВАЕМ СВЕЧУ» - дуем на огоньки, друг на друга, имитируем задувание свечи.
В: Молодцы! Вот какие свечи мы с вами зажгли!
Слушаем, что было дальше… люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились делать из нефти керосин (горючая жидкость) и придумали керосиновые лампы. Внутри такой лампы был тоже фитиль, как и у свечи, но закрыто стеклом. Керосиновая лампа горела ярче свечи, но удобна ли была такая лампа? (слайд 8, 9)
Д: могли уронить, обжечься, мог случиться пожар.
В: Прошло много лет… и вот появилось электричество. Русский изобретатель Александр Лодыгин создал совершенно новый удобный способ освещения жилья, а какой способ, отгадайте сами:
Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся
Ярким пламенем зажжется.
Д: лампочка (слайд 10)
В: Правильно, молодцы, ребята. А что освещает электрическая лампочка, давайте вспомним, где мы можем её увидеть?
Д: квартиры, садик, улицы, больницы, холодильник, микроволновка, духовка, игрушки и т. п.
В: ярко ли светит лампочка? Безопасна ли работает лампочка?
Д: варианты ответов
В: какие вы знаете способы включения лампочки?
Д: от выключателя, от хлопка, от движения
В: Какие правила надо соблюдать при включении или при включенной лампочке?
Д: нельзя трогать лампочку мокрыми руками, брызгать её водой, кидать предметы вверх (в люстру, выкручивать включенную лампочку, и т. п.
В: давайте рассмотрим как устроена лампочка: (слайд 11)
- стеклянный баллончик
- металлический цоколь
- тоненькая вольфрамовая нить в виде спиральки. Когда лампочка включается, спиралька нагревается и ярко светит. Теперь в наших домах много разных светильников, какие вы еще знаете? Давайте рассмотрим слайды. (слайд12, 13, 14, 15, 16)
Д: варианты ответов
В: А теперь я вам предлагаю самим сделать схему включения лампочки с помощью электронной игры «ЗНАТОК»
(дети с помощью воспитателя собирают схему лампочки)
Итог: __
В: Что было интересно? Как вы считаете, для чего мы должны знать историю лампочки? Молодцы!