МААМ-картинки

Конспект НОД в подготовительной группе для открытого занятия учителям по рассказу Н. Носова «Огурцы»

Наталья Шишкина
Конспект НОД в подготовительной группе для открытого занятия учителям по рассказу Н. Носова «Огурцы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД в подготовительной группе для открытого занятия учителям по рассказу Н. Носова "Огурцы"

Цель: закрепление навыков звукового и слогового анализа слов и математических знаний.

Демонстрационный материал: портрет Н. Н. Носова; картинки к произведениям Носова (шляпа, штаны с заплаткой, ледяная горка, эскалатор метро, Незнайка, огурцы); картинки с изображением овощей (капуста, кабачок, баклажан, репа, тыква, чеснок, лук); грядки с цифрами 1, 2, 3; звуковая схема к слову «репа»; набор для составления предложения; числовой ряд от 1 до 20; математические знаки «<» и «=»; карточки с примерами на сложение, вычитание.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе для открытого занятия учителям по рассказу Н, Носова „Огурцы“» размещена в разделах

Раздаточный материал: набор для звукового разбора слов; набор для составления схемы предложения; числа от 1 до 10 и математические знаки «<» и «=»; линейка; лист бумаги в клетку; простой карандаш; «веселый» (зеленый) и «грустный» (красный) смайлики.

Предварительная работа: ознакомление с творчеством Н. Н. Носова, чтение рассказа «Огурцы»; решение примеров на сложение и вычитание; работа с линейкой; построение отрезков заданной длины.

Ход НОД:

1. Дети входят, каждый ребенок приветствует гостей.

Воспитатель: Ребята, через некоторое время вы с портфелями, букетами цветов и огромным желанием учиться пойдете в первый раз в первый класс! В какое время года это произойдет? (Мы пойдем в школу осенью) А какое время года сейчас? (Сейчас зима) Какое время года сменит зиму? (Зиму сменит весна) Что наступит после весны? (После весны наступит лето) Когда придет осень? (Осень придет после лета)

Встречать вас в школе будут ваши первые учителя, которые и пришли сегодня к нам в гости. Они хотят убедиться, что вы уже готовы стать учениками – умеете слушать и слышать, умеете отвечать на вопросы, умеете правильно вести себя. Так давайте не ударим в грязь лицом и покажем нашим гостям, что мы с вами умеем и знаем!

Для начала проведём игру – разминку для ума «Доскажи словечко».

Дети встают вокруг воспитателя. Воспитатель бросает каждому ребенку мяч, задает вопрос. Ребенок отвечает на него и бросает мяч обратно воспитателю.

- Какой день недели сегодня/будет завтра/был вчера?

- Сколько рабочих дней в неделе?

- Назови выходные дни недели.

- Среда – какой по счету день недели?

- Если вчера была пятница, то сегодня…

- Назови части суток.

- Сколько в году месяцев?

- Назови летние/зимние/осенние/весенние месяцы.

- Сколько в месяце может быть дней?

- Как называется первый месяц в году?

- Назови второй/пятый/девятый месяц в году.

- Между летом и зимой какое время года?

- Какое время года идет перед осенью?

Воспитатель: Молодцы, все правильно ответили! Теперь тихонько садимся на свои места. Ребята, вспоминаем, как нужно правильно сидеть и держать осанку:

Ножки стоят,

Ручки лежат,

Локти у края,

А спина прямая!

Воспитатель выставляет на доске картинки, на которых изображены шляпа, штаны с заплаткой, ледяная горка, эскалатор метро, огурцы, Незнайка: Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти картинки?

Дети: Это названия рассказов Николая Носова – «Живая шляпа», «Заплатка», «На горке», «Метро», «Приключения Незнайки и его друзей», «Огурцы».

Воспитатель: Правильно, автора этих рассказов зовут Николай Николаевич Носов. (выставить портрет писателя). Он написал много веселых, интересных и поучительных рассказов для детей.

- Напомните, о чем рассказ «Живая шляпа»? (Этот рассказ о том, как на котенка Ваську упала с комода шляпа, а мальчики Вовка и Вадик испугались и пытались шляпу кочергой и лыжной палкой зацепить, кидали в нее картошкой.)

- Кто герой рассказа «Заплатка»? (Мальчик Бобка зацепился штанами за гвоздь и просил маму зашить дырку. Мама отказалась, и пришлось мальчику самому научиться пришивать заплатку. Потом он очень гордился тем, что сам пришил заплатку)

- Что случилось в рассказе «Метро»? (Два брата приехали в гости в Москву и решили без взрослых покататься в метро, заблудились и долго не могли встретиться с мамой и тетей, катались на эскалаторе.)

- Какой рассказ мы читали самым последним? О чём этот рассказ? (Мы читали рассказ «Огурцы». В нем рассказывается о двух мальчиках, Павлике и Котьке, которые нарвали на чужом огороде огурцы).

Воспитатель: Скажите, что кроме огурцов можно вырастить в огороде? Дети перечисляют названия овощей.

Воспитатель: Как назвать одним словом всё, что вы перечислили? (Овощи) Молодцы, ребята, вы назвали очень много овощей! Давайте их посадим в необычные грядки! На первой грядке будут расти овощи, название которых состоит из одного слога (на доске прикрепить цифру 1). На второй грядке будут расти овощи, название которых состоит из двух слогов (прикрепить цифру 2). Как вы думаете, какие овощи будут расти на третьей грядке? (Название которых состоит из трех слогов) Правильно! (прикрепить цифру 3).

- Как мы можем узнать, сколько слогов в слове? (Можно прохлопать слово, можно подставить кулак под подбородок и произносить слово)

Воспитатель показывает картинки (капуста, кабачок, баклажан, репа, тыква, чеснок, лук, дети произносят название овоща по слогам и называют номер грядки.

Воспитатель: Какой овощ известен на Руси с самых древних времен и пришел к нам из сказки, которую знают все малыши? (Это репа из сказки «Репка»). Сейчас вы самостоятельно составите звуковую схему слова «репа». Но сначала давайте вспомним:

- Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим)

- На какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные) Как мы их различаем? (Гласные поются, тянутся, нам ничего не мешает их произносить. Согласные звуки пропеть нельзя, когда мы их произносим, нам мешают зубы, язык, губы).

- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударными и безударными).

- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, а еще звонкими и глухими). Как мы можем определить звонкий звук или глухой? (Кладем руку на горло и слушаем, звенит оно или нет)

Воспитатель: Молодцы, ребята, всё правильно вспомнили! Теперь составьте схему слова «репа».

Дети самостоятельно проводят звуковой разбор. Одного ребенка вызвать работать на доске.

Воспитатель: Ответьте мне на вопросы:

- Сколько звуков в слове «репа»? (4 звука)

- Сколько гласных звуков? Сколько согласных?

- Произнесите первый звук в этом слове? (Р’) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)

- Назовите третий звук. (П) Какой он? (согласный, твердый, глухой)

- Назовите безударный гласный звук. (А) Какой он по счету? (последний)

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Оно показалось вам трудным? (ответы детей) Вспомните поговорку про несложное дело, которое для нас выполнить «пара пустяков». В этой поговорке используется слово, которое мы только что разбирали. (Проще пареной репы) Интересно, почему так говорят именно про репу, а не про огурцы?

Ребенок: Репа – самый древний овощ на Руси. Её выращивали и ели повсюду. Особенно любили репу пареную. Готовилась она просто, проще не бывает: в закрытом глиняном горшке репу ставили в русскую печь, и там она парилась в собственном соку. Не нужно ни помешивать блюдо во время приготовления, ни следить за ним.

Воспитатель: Вот мы и выяснили, как появилось это выражение. А сейчас, я думаю, вам будет «проще пареной репы» придумать предложение из 4 слов, используя слово «репа». ( Варианты: На грядке растет репа. В огороде выросла репа). Что можно сказать про первое слово в предложении? (Оно короткое, пишется с большой//заглавной буквы) Составьте схему этого предложения. Давайте произнесем это предложение радостно, с восклицанием. А теперь произнесите его вопросительно.

Воспитатель: Пора вам немного отдохнуть и размяться.

Физминутка «Сделай столько раз…»

Сколько баклажанов в круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько огурцов зелёных,

Столько сделаем наклонов.

Сколько помидоров спелых

Столько поворотов сделать.

Сколько луковок у нас,

Приседаем столько раз.

Сколько тыкв больших у нас,

Столько мы прогнёмся раз.

Сколько видим кабачков,

Столько сделаем прыжков.

Во время проведения физминутки убрать со столов раздаточный материал по обучению грамоте и приготовить раздаточный материал для математики.

Воспитатель: Физкультурная минутка у нас была математическая, поэтому предлагаю теперь поиграть с числами. Выложите перед собой числовой ряд от 1 до 10. (Напомнить, что выкладываем слева направо)

- Покажите соседей числа 8/9/ 5.

- Покажите число, которое меньше/больше 9.

- Посчитай обратным счетом от 10 до 5.

- Покажите карточку с числом, которое меньше 10/4 на единицу.

- Покажите карточку с числом, которое меньше чем 9, но больше чем 7.

- Положите перед собой числа 9 и 10/6 и 4/5 и 3. Составьте неравенство. Прочитайте «запись».

- А теперь в парах составьте равенство. Прочитайте «запись».

Воспитатель (показывает карточки с примерами) : А теперь у меня к вам просьба. У дедушки-сторожа из рассказа «Огурцы» уродился богатый урожай овощей. И он никак не может из сосчитать, забыл уже как это делается. Давайте ему поможем. Я буду показывать примеры, а вы - карточки с нужными числами.

- Восемь помидоров прибавить два помидора получится… 10 помидоров.

- Следующий пример прочитайте сами: «К 2 тыквам прибавить 3 тыквы получится 5 тыкв».

- От 9 кабачков отнять 1 кабачок (его съела мышка) получится 8 кабачков.

- На одной грядке росло 5 огурцов и на другой грядке росло 5 огурцов. Прочитайте пример. К пяти прибавить пять получится десять // равно десяти.

- Из 6 кочанов капусты 2 оказались испорчены гусеницами и их пришлось выбросить. От шести отнять 2 получится 4.

Воспитатель: Вспомните, как заканчивается рассказ «Огурцы»? (Котька пожалел сторожа, стал переживать, что дедушку накажут и вернул ему огурцы). Чтобы у сторожа больше таких неприятностей не случилось, давайте опять ему поможем - построим вокруг огорода забор. У вас есть листочки в клетку. На какую фигуру похож листок? (Прямоугольник) Как можно по-другому назвать прямоугольник? (Четырехугольник). Какие еще четырехугольники вы знаете? (Квадрат, ромб, трапеция) На листочках вы видите точку. Положите листочки таким образом, чтобы точка оказалась в верхнем левом углу. С помощью линейки вам надо начертить прямоугольник со сторонами 15 см и 8 см. Какое из этих чисел больше? (15 больше). У прямоугольника больше длина или ширина? По какой стороне листочка надо начертить отрезок длиной 15 см – по длинной или короткой? (По длинной). А по короткой стороне отрезок какой длины надо начертить? (8 см). Это и будет забор. Дети самостоятельно выполняют задание. По мере необходимости напомнить детям алгоритм построения прямоугольника (Прикладываем «ноль» на линейке к точке, отмеряем вправо 15 см, чертим отрезок. От этой точки вниз отмеряем 8 см, чертим отрезок. Достраиваем прямоугольник. Противоположные стороны у прямоугольника равны.)

Воспитатель: Очень хорошие получились заборы. В следующий раз мы нарисуем внутри этих заборов грядки с огурцами. А сейчас приготовьте «смайлики» для игры «Что такое хорошо и что такое плохо?» Я буду читать предложения из рассказа, а вы оценивать поступки героев.

Воспитатель называет поступки героев рассказа Н. Н. Носова «Огурцы», дети оценивают их, поднимая и опуская соответствующие «смайлики».

- Павлик взял с собой Котьку ловить рыбу.

- Мальчики забрались в колхозный огород.

- Павлик подумал, что ему достанется от мамы и отдал огурцы Котьке.

- Котька рассказал маме, где взял огурцы.

- Котька решил, что бросит огурцы в канаву, а скажет, что отнёс.

- Котька подумал: «Нет! Отнесу, а то дедушке из-за меня попадёт!»

- Котька сказал: «Павлик брал, и я взял».

- Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

Воспитатель: Ребята, в народе говорят: «Чужое добро впрок не пойдет». Как вы понимаете эту пословицу? (Нельзя брать чужого, от этого будет только плохо). Кому из героев рассказа нужно так сказать? (Павлику и Котьке)

Воспитатель: А кому мы сегодня помогали? (Мы помогли дедушке – посчитали овощи и построили забор вокруг огорода)

Воспитатель: Оцените, пожалуйста, с помощью «смайликов» вашу работу. Кто справился со всеми заданиями, поднимите веселый «смайлик». А кто очень старался, но допустил ошибки или у кого возникли трудности с выполнением заданий, поднимите грустный «смайлик». Не переживайте, мы потом сделаем задание вместе и все у вас обязательно получится!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Иллюстрации к рассказу Н. Носова «Коротышки из цветочного города»Фотоотчет «Иллюстрации к рассказу Н. Носова «Коротышки из цветочного города» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом "Иллюстрации к рассказу Н. Носова.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?» Фототчет открытого занятия в подготовительной группе на тему «Что такое дружба?».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,.

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группеКонспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе Цель. Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей через физкультурное занятие. Задачи. Повторить ходьбу с выполнением заданий; упражнять.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Художник»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Художник» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему: «Художник» ЦЕЛЬ: закрепление актуальных знаний детей по Образовательной.

Конспект занятия по аппликации «Огурцы и помидоры в банке» в старшей группеКонспект занятия по аппликации «Огурцы и помидоры в банке» в старшей группе Цель: Закрепить знания детей о помидоре и огурце. Задачи: Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к созданию композиции из овощей.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». Программное содержание. Продолжать отрабатывать умение детей вырезывать предметы круглой и овальной.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» Программное содержание: Закрепить умения различать овощи; продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из.

Конспект занятия по развитию речи «Весёлые рассказы Н. Носова» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Весёлые рассказы Н. Носова». В подготовительной группе. Цели: Познакомить детей с творчеством.

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группеКонспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе Открытое занятие по физической культуре (подготовительная группа). Программное содержание : -совершенствовать различные виды ходьбы и бега.

Фотоотчет занятия во второй младшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа»Фотоотчет занятия во второй младшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа» 27 июля мы с ребятами второй младшей группы «Ягодка» познакомились с удивительно интересным рассказом писателя Николая Носова «Живая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе для открытого занятия учителям по рассказу Н. Носова «Огурцы»
Опубликовано: 17 января 2024 в 22:22
+141Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группе для открытого занятия учителям по рассказу Н. Носова «Огурцы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шишкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД