Получи документы

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Речевое развитие с использованием приёма «Кластер»

Татьяна Каргина
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Речевое развитие с использованием приёма «Кластер»

Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень».

Задачи: Способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций.

Поощрять высказывания детьми собственных суждений.

Закрепить знания детей о характерных признаках осени, об изменениях осенью в природе, жизни людей.

Продолжать развивать психические процессы : память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей : не рвать, не ломать, не ловить

ХОД:

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР „Речевое развитие с использованием приёма „Кластер“» размещена в разделах

Восп. : О чём мы будем сегодня говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения Фё дора Тютчева:

- Пустеет воздух, Птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Восп. : Красавица Осень приглашает нас в гости в своё Королевство! Давайте её порадуем и покажем ей свои знания об Осени. Чтобы все эти знания улеглись у нас в голове, мы изобразим их на этом большом листе.

Восп. : Итак, в центре расположен портрет Осени.

Восп. : Осень – это кто? Это что?

Дети: Время года.

Восп. : А как мы узнаём, что наступила Осень?

Дети: желтеют листья, погода становится холоднее, чаще идут холодные, затяжные дожди, день становится короче, а ночь длиннее, птицы улетают в тёплые края, на улице часто облачно, пасмурно…

Восп. : Правильно. А всё, что вы сейчас перечислили, это?

Дети: Осенние признаки.

Восп. : Записываем в нашу схему знаний: ОСЕННИЕ ПРИЗНАКИ.

1 команда найдёт картинки с Осенними признаками и принесёт их мне.

Восп. : Вы сказали, что на улице часто облачно и пасмурно. А это не одно и то же? Чем отличаются эти понятия?

Дети: Облака могут уплыть, и появится солнце. А в пасмурную погоду солнце не появляется.

Восп. : Посмотрите на этот знак: З. Как вы думаете, это цифра или буква? Какое отношение он имеет к Осени? (располагаю на листе).

Дети: Это цифра 3. Мы знаем 3 осенних месяца.

Восп. : Назовите их.

Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Восп. : Молодцы! Вносим на наш макет знаний об осени.

По-другому сказать: у Осени есть 3 периода. Как они называются? В сентябре Осень - какая? В октябре -? В ноябре -?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя.

Восп. : А какой цвет соответствует каждому периоду Осени?

Дети: Ранний период-Зелёно-жёлтый, Золотой-Жёлто-оранжевый, Поздний-Коричневый.

Восп. : Всё отметили на Макете.

Восп. : А признаки Осени мы с вами можем только увидеть или её приход можем почувствовать и другими органами чувств?

Давайте вспомним стихотворение М. Садовского:

-Осень одевается пёстро-пёстро,

Осень пахнет остро-остро,

Осень стелет мягко-мягко,

Осень кормит сладко-сладко!

Восп. : Какие Органы чувств нам помогают почувствовать Осень?

Дети: Глаза, Нос, Руки, Язык.

Восп. : Все ли органы чувств мы назвали? Внимание! (Звучит шум дождя, шорох листьев).

Дети: Орган слуха -Ухо!

Восп. : Заносим всё на наш Макет.

Восп. : Скажите, а чем занимаются люди осенью?

Дети: Сажают деревья, Перекапывают землю, Убирают листья, Собирают Урожай, Делают запасы на зиму.

Люди собирают урожай на полях, в садах, огородах. Всё нужно не только убрать, но и сохранить: делают запасы на зиму. Кто еще делает запасы?

Дети: Люди и Животные.

Восп. : Урожай чего собирают люди?

Дети: Зерно, Овощи, Фрукты.

Восп. : Где это всё собирают?

Дети: В полях, Огородах, Садах.

Восп. : А ещё можно собрать дары леса, которыми так богата наша русская земля.

Какие дары леса мы собираем?

Дети: Грибы, Орехи, Лекарственные травы.

Восп. : А для поделок что набираем?

Дети: Листья. Жёлуди, Шишки. Каштаны.

Восп. : Отметили.

Скажите, а каким трудом мы занимаемся в самом начале Осени и нам ещё помогают дворники?

Дети: собираем листья. Подумайте, а надо ли убирать опавшую листву на зиму? В природе так всё правильно создано: деревья сбрасывают листья, т. к. по ним не течёт сок, листья укрывают корни деревьев, чтобы они не замёрзли зимой. Опавшие листья – это и удобрение для земли. А можно ли сжигать листья?

Дети: нет. Можно устроить пожар. Дым отравляет воздух, сжигает нужный нам кислород. А ещё в листьях на зиму прячутся насекомые.

Восп. : А сейчас к нам в гости пришла сама Королева Осень. Она проведёт с вами физминутку.

ОСЕНЬ: А сейчас мы отдохнём, физминутку проведём. МУЗЫКА.

Листья на ветках всё лето висели (руки поняты вверх и раскачиваются вправо-влево)

Сентябрь наступил, и они полетели (руки наверху, повороты кистей «шарики-фонарики»)

Октябрь с собою принёс листопад (плавно опускаем вниз руки)

Листья слетают и в танце кружат (вращение вокруг себя в одну и другую сторону)

Ноябрь пришёл, и весь лист облетел (присели)

И под ногами у нас зашумел (трём ладонь о ладонь, имитируя шуршание листьев)

Восп. : Скажите, а можно ли приход Осени считать законом природы?

А может ли Осень поменяться местами с другими Временами года?

В природе всё закономерно: и не бывать Осени позже Зимы или раньше Лета… В какой сказке произошли такие нарушения? (12 месяцев)

Восп. : Мы сегодня много говорили об Осени. Вам нравится Осень? Конечно. Никто не может быть равнодушен к этому прекрасному Времени года.

Обозначим новый блок наших познаний: ИСКУССТВО.

Поэты воспевают Осень в своих стихах.

Писатели – в своих рассказах.

Композиторы – выражают своё отношение к Осени – в музыке. Художники- пишут прекрасные картины.

Мы сейчас объединим произведения искусства в единое целое. Дети будут читать стихи под музыку. А все мы будем любоваться работами великих художников. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

СТИХИ:

Осень-швея. Т. Гусарова

Чтоб крошка Земля без хлопот зимовала

Ей осень лоскутное шьёт одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор- любой пригодится.

Вот рядом с багровым лиловый ложится,

Хоть очень по вкусу швее золотистый,

Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.

Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

Ёжик-ворчун. Татьяна Казарина

Осень разыгралась, ветерком кружа.

Осыпала листьями серого ежа.

Ёжик не доволен, фыркает, ворчит:

- Спрятался грибочек, под листвой молчит.

Как найти дорожку? Как найти грибок?

Прилипают листья на колючий бок.

- Не ворчи, колючий! – я ему сказала

И тропу к грибочку точно указала.

А. Плещеев

Лес задумчивый овеян голубою дымкою,

Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.

Листья клёнов пёстрой стайкой

Тихо-тихо падают,

От реки притихшей веет Лёгкою прохладою.

Молчаливые тропинки в даль уходят синюю,

Над лесами пролетают стаи журавлиные!

Восп. : Вам понравилось наше Путешествие в Королевство Осени?

-Что понравилось больше всего?

-Что надо делать для сохранности нашей природы? (любить, охранять, сажать, беречь, ухаживать).

-Что нельзя делать с природой? (ломать, пилить, жечь)

-Мы хорошо, плодотворно сегодня поработали. Заполнили огромный лист нашими знаниями об Осени.

Мы в любое время можем подойти и освежить свои знания. А еще добавить то, что сегодня не успели.

Природа дарит Жизнь, Воздух, Здоровье!

Восп. : А сейчас оцените свою работу на занятии.

Выберите листочек и прикрепите на дерево: ДЕРЕВО, ЛИСТЬЯ

- Жёлтый цвет – старались на занятии изо всех сил.

- Красный - старались, но не всё получилось.

- Оранжевый - могли бы постараться побольше.

-Коричневый - совсем не старались.

Восп. : А Осень тоже оценила ваши старания и дарит вам свои медальки с оценкой ваших стараний.

Восп. : Мне бы хотелось завершить нашу встречу отрывком из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи» :

«В лесу шуршали листья, и, казалось, что будто кто-то ходит по клёнам и берёзам, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу Зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям».

Восп. : Мы прощаемся с этим замечательным временем года и говорим Осени: До свидания!

Публикации по теме:

«Игры с Тимом и Томом». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе Цель: Продолжать формировать знания по разделу подготовка к обучению грамоте Задачи: Образовательные: Совершенствовать фонематический.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Письмо Деду Морозу» Цель: формировать у детей умение «писать» письма. Задачи: 1. Образовательная область: речевое развитие Формирование связной речи: совершенствовать.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе с использованием ИКТ «Ранняя весна» Тема «Ранняя весна» Цель: Обогащать активный словарный запас детей. Задачи: 1. Образовательные: Вырабатывать умение составлять описательный.

Конспект НОД «В поисках Золотой рыбки» по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группеКонспект НОД «В поисках Золотой рыбки» по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Задачи: Обучающие: формировать умение называть животное,.

Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Я и моя семья»Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Я и моя семья» Тема: «Я и моя семья». Цель: формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по рисованию «Заколдованные сказки», с использованием приёма моделирования с детьми подготовительной группыКонспект занятия по рисованию «Заколдованные сказки», с использованием приёма моделирования с детьми подготовительной группы Цель: создание условий для развития творческих способностей в рисовании. Задачи: - учить детей передавать в рисунке сюжет знакомой сказки;.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе 1. Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи: - связная речь: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Речевое развитие с использованием приёма «Кластер»
Опубликовано: 13 августа 2022 в 14:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Речевое развитие с использованием приёма «Кластер»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Каргина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД