Ольга Позднякова
Конспект НОД в подготовительной группе «Беседа об осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и птиц.
2. Развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли.
3. Учить эмоционально окрашивать свои действия, отношение к поступкам.
4. Развивать умение и желание быть вежливыми.
Материал:
1. Иллюстрации с изображением осени, иллюстрации с изображением диких животных, игрушка котенок, ковролин, гербарий осенних листьев, листы акварельной бумаги, клей, кисти, клеенки.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Беседа об осени“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы, разучивание стихов об осени.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Игровые занятия.
4. Дидактические игры «Времена года», «Что растет в поле, в огороде» и др.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об удивительном и прекрасном времени года.
(Появляется игровой персонаж котенок).
- Мяу, а что это вы тут делаете?
В-ль: - Ну, во-первых, здравствуйте!
- Ребята, что мы делаем? (Занимаемся.)
- Занимаетесь, ой, как интересно, я еще маленький, не знаю, что это занимаемся. Можно, я тоже буду заниматься? (Можно).
- Мы сегодня, котенок, будем говорить об одном из времен года. О нем написано много красивых стихов. Вот, например, совсем недавно, мы выучили стихотворение А. С. Пушкина, послушай:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь у двора.
- Дети, какое это стихотворение?
(Это красивое, грустное, лирическое стихотворение).
- А почему оно грустное?
(Солнце реже светит, день становится короче, листья с деревьев падают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).
- Да, действительно, стихотворение грустное. О каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени).
Котенок:
- Об осени! Я такого времени года не знаю. Ой, и значки у вас тут какие-то…
Как интересно…
- Какой ты, действительно, маленький и глупенький. Устраивайся по удобнее и внимательно слушай ребят, они расскажут тебе об осени.
(Дети вместе с воспитателем читают мнемотаблицу).
- Все это бывает осенью.
- Давайте вспомним, сколько месяцев в году? (12).
- Все они живут дружно и приходят к нам в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
- Первый осенний месяц? (Сентябрь).
- Это бархатный месяц, румянец осени. Как еще в народе называют сентябрь?
(Рябинник, златоцвет, птичья стая).
- Почему? (Ответы детей).
- Я предлагаю поиграть, хотите? (Да).
- Давайте все вместе закроем глаза и скажем: 1 ,2 ,3 всех нас в лесных жителей преврати!
- Жители леса! Осень пришла, вы к ее приходу готовы? (Да).
- Вот мы сейчас проверим.
(Дети рассказывают как лесные звери приготовились к зиме).
(Заяц - меняет шубку с летней на зимнюю, серую на белую. Мех у зимней шубки густой, пушистый, цвет подходит к зимней природе. Запасов заяц не делает и норок не строит.
Белка – меняет шубку с рыжей на серую. Дупло утепляет, собирает и сушит ягоды, грибы, орехи.
Лиса и волк – запасов на зиму не делают, не спят зимой. Беззаботно гуляют, пока морозы их не заставят искать не только пропитание, но и жилище. У лисы – нора, у волка – логово.
Медведь – по лесу бродит ест ягоды, орехи, желуди – нагуливает жирок. Ложится в спячку в берлогу.
Барсуки и ежи – собирают коренья и грибы, засыпают в норе.
Мыши-полевки – собирают колоски и желуди.
- Молодцы! К зиме - готовы! 1 ,2 ,3 нас в детей преврати!
- Скажите, ребята, какие работы у людей в сентябре в поле и огороде?
( С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу. Когда урожай с полей собран, поле вспахивают. В сентябре сеют озимые хлеба – рожь и пшеницу).
Физкультминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал (руки перед грудью)
Зайка корм себе искал. (прыжки на двух ногах)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки (руками изображают ушки)
Шорох тихий раздается,
Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядывается)
Зайка путает следы, убегает от беды. (прыгает)
Прыгнул в бок и обернулся, (большой прыжок в сторону)
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок, чтоб найти никто не смог.
(свернуться в клубок).
- Ушел месяц сентябрь, вслед за ним пришел… (Октябрь)
- Как его называют? (Листопадом)
- Еще как говорят про октябрь? (В октябре семь погод на дворе)
- Почему?
(Октябрь очень капризный месяц, за день погода может поменяться несколько раз: то солнце ярко светит, то дождик надоедливый моросит, то запорхают первые снежинки).
- Все приметы осени, были когда-то подмечены народом. Давайте вспомним некоторые из них.
(Поздний листопад - к суровой продолжительной зиме.
Гром в сентябре – предвещает теплую погоду.
Паутина стелется по растениям – к теплу.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме).
- Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать.
- Какие птицы улетают первыми?
(Ласточки и стрижи).
- Почему?
(Они питаются только насекомыми, а с приходом холодов насекомых становится все меньше и меньше).
- А куда же они деваются?
(Они забираются в кору, в пни, в щели, в коряги и засыпают там до весны).
- Какие птицы улетают позже? (Грачи, журавли, кукушки).
- Почему? ( Они охотно могут заменить корм: насекомых на ягоды, плоды, зерна).
- Какие птицы улетают последними?
(Гуси, утки, лебеди – водоплавающие. Пока водоемы не замерзли корма им хватает).
- Птицы, которые улетают, как называются? (Перелетными).
- А те, которые, остаются? (Зимующими).
- В народе их называют зимовщики.
- И мы должны заботится о них. Как? (Делать кормушки, подкармливать).
- Чем занимаются люди в октябре?
(Грибники ходят по лесу, в надежде найти последний грибок. Собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Хозяйки рубят и квасят капусту).
- Не зря, в народе говорят:
(«Сентябрь пропах яблоками, а октябрь - капустой».)
Котенок:
- Мяу, а можно я загадку загадаю:
Отхлестал по щекам, настегал по рукам,
Шапку с головы сорвал и удрал. Что это? (Ветер)
- Что умеет делать ветер?
(Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать).
- А что ветер делал вчера?
(Дул, выл, завывал, гудел, бушевал).
- Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный. Он соединяет позднюю осень с зимой. Как в народе называют ноябрь.
(предзимник, ворота зимы).
- Чем занимаются лесные звери в ноябре?
(Они спрятались в своих домах и кушают запасы, а зайка дрожит от страха, т. к шубку он поменял на белую, а снег еще не выпал).
- Какие работы у людей в ноябре?
(Работы в огороде и на поле уже закончились, люди собираются на посиделки, пьют чай, женщины вяжут теплые носки, а бабушки рассказывают сказки).
- Почему позднюю осень можно назвать «серебряной»?
(В ноябре звонко хрустит молодой ледок на лужах, звенят на ветру ветки деревьев, все как будто в серебре).
Когда родимый край покинут гуси.
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню-Зиму…
Котенок:
- Мяу, какое красивое стихотворение. Сколько я интересного узнал, можно я у вас поживу немножко, уму-разуму поучусь. (Да, оставайся).
- Мы сегодня с вами поговорили о прекрасном времени года, об осени.
- Вам нравится осень? (Да).
- Поговорили о том, какие явления природы характерны для осени. А ветер-шалун напроказничал, сорвал все листья с венка осеннего. Давайте-ка, соберем листья в венок, и будем ждать осень к нам в гости.
(Дети делают аппликацию «Венок для осени»).