Анна Вавилина
Конспект НОД «Экскурсия в музей посуды» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать и пополнять знания детей о посуде.
Задачи: - рассказать о процессе изготовления некоторых видов посуды, о рабочих профессиях;
- приобщать детей к культуре родного края;
- использовать знания отдельных детей как источник получения информации;
- способствовать развитию познавательной и речевой активности;
- закреплять навыки ведения диалога, продолжать учить задавать вопросы; Познакомить с новыми словами: фарфор, гончар, стеклодув, экспонаты;
- формировать умение соблюдать правила, которые необходимы в данном виде деятельности.
Публикация «Конспект НОД „Экскурсия в музей посуды“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Предварительная работа: С помощью детей и родителей организовать в группе мини – выставку предметов посуды, сделанных из разных материалов. Заучивание стихов о профессиях. Обсуждение монологов детей, исполняющих роль экскурсоводов.
Оборудование: -посуда из разного материала (дерева, глины, стекла, коры, бересты);
- мыльные пузыри;
- иллюстрации с наборами посуды;
- иллюстрации к профессиям (гончар, стеклодув);
- указки;
- скатерти, салфетки;
- два пластилиновых вкладыша, глина или соленое тесто.
Содержание
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим экскурсию в мир посуды. Ребята, а какие правила надо соблюдать в музее?
Дети: В музее нельзя трогать экспонаты руками, не мешать смотреть и слушать другим.
Воспитатель: Что такое посуда?
Дети: посуда – это хозяйственные предметы, представленные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.
Воспитатель: В нашем музее посуда, сделанная из разных материалов, а вот из каких мы с вами и узнаем. (дети подходят к первой выставке) Это наш экскурсовод – Настя, она расскажет нам о первой экспозиции.
Экскурсовод : Посмотрите на эту красивую посуду. Как вы думаете, из чего она сделана? (ответы детей) Эта посуда сделана из глины.
Дети: Как делают посуду из глины?
Экскурсовод : Ее лепят. Лепить посуду можно по-разному. Можно постепенно придавать нужную форму комку глины, а можно сделать из глины длинный жгутик и уложить его так, чтобы получилась чашка или горшок, а потом разровнять стенки, сделать их гладкими. Цвет глины может быть белым, красным и черным. Посуда из белой глины называется фарфор.
Воспитатель: Опыт: сравнение керамической и фарфоровой кружек по весу - что легче, а что тяжелее. В нашей Свердловской области есть Багдановичский фарфоровый завод. Его мастера умеют делать такую тонкую посуду, она почти прозрачная и очень легкая. Мастер по изготовлению изделий из глины – гончар. На каждом заводе есть свое клеймо. (демонстрация иллюстрации профессии гончар)
Воспитатель: ну а мы с вами идем дальше. Следующая экспозиция – посуда из дерева. Экскурсовод – Ксюша.
Дети: Из чего сделана эта посуда?
Экскурсовод : Вся эта посуда сделана из дерева.
Дети: Как делают посуду из дерева?
Экскурсовод : Такую посуду вырезают из разных деревьев: березы, дуба, клена, липы. Лучше всего процессу обработки поддается липа – по ней легко вырезать, так как она мягкая. Первая посуда была деревянной.
Дети: Что еще можно вырезать из дерева?
Экскурсовод : еще из дерева можно вырезать шкатулки, игрушки, украшения. А вы, знаете какой недостаток у посуды?
Дети: деревянную посуду нельзя ставить на огонь – она сгорит, со временем посуда из дерева рассыхается и начинает трескаться.
Экскурсовод : Чтобы деревянная посуда была красивой - ее расписывают мастера. В разных регионах свои стили росписи: хохлома, Городецкая роспись, урало-сибирская роспись.
Воспитатель: Мы переходим с вами к следующей экспозиции и экскурсовод здесь Света.
Экскурсовод : Посмотрите и скажите, из чего сделана эта посуда?
Дети: Эта посуда сделана из стекла.
Экскурсовод : А вы, знаете откуда берется стекло? Его делают из песка, но не обычного, а из очень чистого. Если песок сильно нагреть, до высокой температуры – он расплавится и станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму, а затем остудить – и охлажденное стекло сохранит ее. Из жидкого стекла можно штамповать любые предметы. (Опыт с вкладышами)
Экскурсовод : А еще из жидкого стекла можно выдувать разные формы. (Показ на примере мыльных пузырей)
Воспитатель: Люди, которые это делают, называются стеклодувами. Они опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму. Жидкое стекло можно резать специальными ножницами, вырезать разные украшения.
Чтение стихотворения «Стеклодув» М. Лейцман. (демонстрация иллюстрации профессии стеклодув)
Воспитатель: Ребята, в нашем Красноуфимском районе, в поселке Натальинск, есть стеклозавод, где работают стеклодувы. Вот эти предметы сделаны их руками.
Экскурсовод : Как вы думаете, есть ли недостатки у стеклянной посуды?
Дети: Стеклянная посуда не прочная, хрупкая – она очень легко бьется.
Воспитатель: У вас есть вопросы к Свете?
Дети: Как получается цветное стекло?
Экскурсовод : Чтобы стекло стало цветным, в него добавляют специальные краски.
Воспитатель: Вот еще одна экспозиция, о ней нам расскажет экскурсовод Костя.
Экскурсовод : Вы знаете из чего сделана эта посуда?
Дети: Сплетена из бересты или коры.
Экскурсовод : Правильно, она сплетена из бересты, из коры или из веточек. Такая посуда очень мягкая.
Дети: А есть ли недостатки у этой посуды?
Экскурсовод : Вы сейчас сами увидите (дети замечают дырочки). Но можно сплести такие чашки и тарелки, которые совсем не пропускают воду.
Воспитатель: Как много мы сегодня с вами узнали интересного. А сейчас кто из вас может сказать, для чего нужна посуда?
Дети: Из посуды мы едим, пьем, в ней храним и готовим продукты питания.
Воспитатель: Из каких материалов делают посуду?
Дети: Посуду делают из песка, глины, дерева, бересты, коры деревьев.
Воспитатель: О каких интересных профессиях вы сегодня узнали?
Дети: Сегодня мы познакомились с профессией гончара и стеклодува.
Воспитатель: Сегодня в музей принесли новые предметы. Хотите посмотреть и выбрать из них то, что подходит к нашим экспозициям. (Дети отбирают предметы, называют и ставят в нужную экспозицию) Давайте поблагодарим наших экскурсоводов за интересную экскурсию.
Я стану стеклодувом,
Чтоб выдуть из стекла
Животных и растений
Прозрачные тела.
Волны крутую спину,
Сквозную стрекозу,
И сладкую росинку
И горькую слезу.
Пусть чудо возникает
Для вас и для меня
Из теплого дыханья,
Из жаркого огня.
Помогать готова всюду
Нам различная посуда.
На ее еду кладут
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты,
Сыр и масло, хлеб и фрукты,
В ней готовят сотни блюд –
Варят, жарят и пекут.
Благодарны мы посуде
И ее за это будем
За собою убирать
Чисто мыть и протирать.