Кучерук Татьяна Николаевна
Конспект НОД «В гостях у Муравьишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с муравьями, как представителями насекомых.
Программные задачи:
1. Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределение обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника.
2. Развивать речевую активность детей: монологическую и диалогическую речь.
3. Развивать познавательный интерес к насекомым.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
5. Развивать координацию речи с движением, общую моторику, дыхание, внимание, память через игры и упражнения.
Предварительная работа:
1. Работа с иллюстративным материалом по теме «Насекомые».
2. Знакомство с литературными произведениями К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Хвосты»; И. А, Крылова «Стрекоза и муравей» и др.
3. Загадывание загадок о насекомых.
4. Наблюдение за насекомыми на прогулке.
Материалы и оборудование:
1. Игрушка-муравей.
2. Экран, проектор, ноутбук, презентация «Муравьи».
3. Цветные иллюстрации для дидактической игры «Найди насекомое».
4. Муляжи: муравейника, гнезда ласточки и воробья, улей, скворечника, паутина, раковина улитки, аквариум.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Я иду гулять сейчас
И зову с собою вас!
Согласны пойти со мной на прогулку?
- А как вы думаете, кого мы можем встретить в лесу? (Ответы детей.)
Физкультминутка «Лес».
Ждут нас на лесной опушке (широко разводим руки в стороны)
Птички, бабочки, зверюшки, (повороты вправо – влево)
Паучок на паутинке, (сжаться в комок)
И кузнечик на травинке! (пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз)
Мышка, мышка, (мягкий пружинистый шаг)
Серое пальтишко (спинка слегка прогнута вперед)
Мышка тихо идет,
В норку зернышко несет. (лапки перед грудью)
А за мышкой шел медведь, (руки полусогнуты в локтях)
Да как начал он реветь: (ноги на ширине плеч)
«У-у-у! Я вразвалочку иду!» (переступание из стороны в сторону)
В воздухе над лужицей (бег чередуется с остановкой)
Стрекозы быстро кружатся.
Взлетают и садятся, (во время остановок присесть)
На солнышке резвятся.
Вот ползет сороконожка (дети двигаются друг за другом)
По тропинке на дорожку.
Спинка изгибается,
Ползет – переливается.
Нес однажды муравей (пружинистый шаг)
Две травинки для дверей. (руки сложены «топориком» на плече)
На полянке, под кустом,
Муравьишка строит дом. (соединить руки над головой)
Воспитатель: ребята, а вот и муравьишка, который строит дом. Посмотрите, какое тяжелое бревнышко он несет. А как вы думаете, муравей сильный? (Ответы детей.)
- Самый сильный на земле – это муравей. Ведь он может перенести на себе груз в 10 раз тяжелее собственного веса. Если представить, что Егор - муравей… Как вы думаете, сможет ли он унести 10 детей? А муравей сможет. Он хоть и маленький, а настоящий силач.
- Ребята, а вы хотели бы узнать больше о муравьях? Давайте попросим муравьишку рассказать о своей жизни.
Муравей : Кто мы такие? Птицы? Животные? А может быть мы рыбки?
Дети: Муравьи – это насекомые.
Муравей : Ребята, а как вы думаете, почему насекомых называют насекомыми? (Ответы детей.) Насекомые – животные с насечками. Насечки разделяют тело на три части.
Воспитатель: Муравей, встань по удобнее, мы на тебе посмотрим. На какие части насечки разделяют муравья? (Голова, брюшко, грудь.) Что на голове у муравья? (Глаза, усики.)
- Усиками муравьи разговаривают, чувствуют запахи. Если муравью убрать усики, он погибнет. Кто скажет сколько лапок у него? У муравья, как и у всех насекомых, шесть лапок.
Дидактическая игра «Узнай насекомое».
На столе разложены иллюстрации: муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, лягушка, змея, лошадь, водомерка, муха, оса и др. Дети из предложенных иллюстраций должны выбрать насекомых, объяснить свой выбор.
Воспитатель: Муравей, расскажи нам подробнее о жизни муравьев.
Презентация «Муравьи».
Муравей : Мы – муравьи, живем семьей. Мы очень дружные, все заняты делом. У каждого муравья есть своя профессия.
Муравьи – няньки. (Как вы думаете, что они делают)
Муравьи – строители.
Муравьи – уборщики.
Муравьи – солдаты.
Муравьи – рабочие. Они добывают пищу. Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Ответы детей.) Они очень любят сладкое. А еще они - хищники, питаются другими насекомыми, в основном вредными – гусеницами, которые объедают листву; пилильщиками и короедами- жуками, которые портят деревья.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как называют лесных муравьев? Это санитары леса. Почему их так называют? (Ответы детей.) Они защищают деревья леса от насекомых-вредителей.
- Муравьишка, может быть еще как-то вы помогаете лесу?
Муравей : А еще мы рыхлим почву, перемешиваем землю с перегнившими листочками, травинками. Поэтому растения около муравейника растут очень быстро.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем с муравьишкой.
Динамическая пауза «Муравей».
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалил на спинку, он домой ее несет…
Ай-ай-ай, ай-ай-ай - от друзей муравьишка отстал (ладошки к щечкам, качаем головой)
Ой-ой-ой, ой-ой-ой – ножку тонкую он поломал (наклон, руки положить на ноги)
Травкой быстро ее обмотал (обхватить колени руками)
В муравейник скорей побежал (бег на месте)
Ну, а солнце за лес уж зашло (поднять руки вверх и медленно опустить через стороны)
Стало сразу так страшно, темно (присесть на корточки, закрыть лицо ладонями)
Хорошо, что друзья помогли (взяться за руки, сделать круг)
Муравьишку домой довели (ритмичные хлопки).
Воспитатель: Интересно, а в каком доме живут муравьи?
Дидактическая игра «Где чей домик?»
Перед детьми расставлены муляжи некоторых домиков. Воспитатель показывает на домик, дети называют его и кто в нем живет. Последним воспитатель показывает муравейник.
- Муравьишка, расскажи нам, как устроен муравейник.
Муравей : Мы живем в большом многокомнатном доме. У нас в доме есть:
«Солярий» - комната, нагреваемая лучами солнца. Весной мы забегаем сюда погреться.
«Зимовальная комната» - собираемся здесь, чтобы пережить холод.
«Царская комната» - здесь живет матка, она откладывает яйца.
«Детская комната» - находятся наши личинки и куколки.
«Хлебный амбар» - здесь мы храним зерно.
«Мясная кладовая» - сюда мы приносим гусениц и другую добычу.
Воспитатель: Ребята, наше время пребывания в лесу заканчивается, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с нашим муравьишкой и поблагодарим его за интересный рассказ. И давайте не будем забывать, что муравьи хоть и маленькие, но очень нужны природе. Давайте все вместе, дружно скажем, что обижать их нельзя.
Звучит песня «Не обижайте муравья».