Шмер Марина
Конспект НОД по ФЭМП «В гости к Мухе-Цокотухе» у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт НОД
1. Группа: средняя
2. Место проведения: МБОУ «Озеркинская СОШ» дошкольные группы д. Озерки
3. Продолжительность занятия: 20 минут
4. Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие : формирование элементарных математических представлений;
Речевое развитие: развитие речи
5. Тема: «День рождения Мухи-Цокотухи»
6. Тип занятия, форма проведения: интегрированное, на закрепление
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „В гости к Мухе-Цокотухе“ у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
7. Цель: Закрепить представления детей об предметном окружении в процессе игры- путешествия «В гости к Мухе –Цокотухе, путем сравнения по величине, форме, количеству, ориентируясь в их месте положения.
8. Задачи :
8.1. Образовательные:
-закрепить умение определять и называть местоположение предмета (слева, справа, передо мной, сзади на полке) используя в речи наиболее употребляемые прилагательные.
-закрепить знания величины (устанавливать равномерные отношения между 5 предметами употребляя существительные с обобщающим значением (посуда)
- закрепить: счет в пределах 5 на основе наглядности ; фонематический слух.
- закрепить знания о форме употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
8.2. Развивающие:
- развивать умение рассуждать, сравнивать предметы по двум признакам.
- развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами и умение использовать в речи наиболее употребляемые прилагательные.
- развивать логическое мышление, внимание, воображение;
8.3. Воспитательные:
- воспитывать любознательность, активность;
- воспитывать навыки взаимодействия в учебной и игровой деятельности;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
9. Основной дидактический метод: практический –простые, индивидуальные, коллективные, комбинированные игровые упражнения, дидактические игры
10. Частные методы и приемы:
-наглядный: демонстрация, показ образца.
- игровые : дидактические игры, упражнения, появление шарика и Мухи- Цокотухи,
-словесные :отгадывание загадки, объяснение проблемной ситуации, вопросы к детям, указания, пояснения, объяснения, пед. оценка.
11. Планируемый результат:
Дети умеют определять и называть местоположение предмета (слева, справа, передо мной, сзади на полке) используя в речи наиболее употребляемые прилагательные. Устанавливают равномерные отношения между 5 предметами употребляя существительные с обобщающим значением. Считают в пределах 5 на основе наглядности параллельно развивая фонематический слух. Имеют представления о форме и употребляют в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Рассуждают умело сравнивая предметы по двум признакам. Соотносят форму предметов с известными детям геометрическими фигурами используя в речи наиболее употребляемые прилагательные. Оказывают друг другу помощь в учебной и игровой деятельности;
12 Ресурс НОД:
12. 1 Педагогическая литература: Людмила Сергеевна Метлина «Математика в детском саду ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯДЕТСКОГО САДА Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 1984. — 256 с., ил.
12.2. Методическая литература:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения
до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Всильевой
- 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА 2016. -368
12.3 Интернет-источники – не предусмотрены
12.4. Дидактические средства
12.4.1. Демонстрационный материал: Картинка с изображением :мухи, пяти мух; зонтик с заплаткой, 4 цветка сзаданиями разного цвета, 2 дорожки: первая красная -широкая и широкая, вторая синяя - узкая и длинная, мягкие игрушки животных: заяц, лиса, ежик, медведь, чайная посуда : Чайник, чашка с блюдцем – зшт. разной высоты и размера, чайная ложка, сахарница, конфетница,
12.4.2. Раздаточный материал: геометрические фигуры, карточки с цифрами от 1 до 5 на каждого ребёнка.
12. 5 Технические средства: мольберт.
12.6. Оборудование : мяч
12.7. Электронная наглядность не предусмотренна
12.8. Консультация со старшим воспитателем Поживетеровой Э. Н.
12.9. Способ размещения детей :
План НОД
(с распределением времени на каждом этапе)
1. Начало занятия( 2-3 минуты)
1.1. Организация детей и приветствие.
1.2. Сюрпризный момент «Появление шарика»
1.3. Мотивация (проблемная ситуация) «Помогите мне»
2. Ход занятия:( 14 минут)
2.1. Постановка целей: «Что нам нужно сделать, чтобы найти домик Мухи – Цокотухе»
2.2. Самостоятельная деятельность детей при выполнение задания
2.2.1 Задание «Пройди по нужной дорожке»
работа по ориентировке в пространстве, величине, счету и формированию словаря.
2.2.2. Задание 2 «Угадайка» работа по звуковой культуре речи и счету в передах 5 (на основе наглядности)
1. Отгадывание загадки про муху.
2. Какой первый звук в слове муха? Назовите насекомых название которых начинается со звука «М».
3. Посмотрите на картинку (показываю картинку на которой 5 мух) и посчитайте про себя сколько на картинке изображено мух и найдите на столе цифру соответствующую количеству мух на картинке.
2.3.3. Задание 3 «Подбери заплатку к зонтику» работа над формой и грамматическим строем речи.
2.2.4. Задание 3 «Назови правильно животное» работа с количеством и грамматическим строем речи.
2.2.5. Задание 5 «Назови посуду» работа по формированию словаря, величины и счету до 5 (на основе наглядности).
3. Окончание занятия( 2-3 минуты)
3.1. Рефлексия:
- содержания: Ребята мы нашли дорогу к домику Мухи- Цокотухи»? Нас можно назвать умными и сообразительными? Чем как порадовали Муху- Цокотуху?
-деятельности: Что мы сегодня делали? Вам понравилось вместе выполнять задания? Мы справились со всеми заданиями?
-настроения и эмоционального состояния: Если у вас хорошее настроение похлопайте в ладоши, если грустное потопайте ногами, а если радостное попрыгайте на месте.
3.2. Оценка деятельности детей.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. НАЧАЛО ЗАНЯТИЯ (2-3 минуты)
1.1. Организация детей
(Дети входят в группу и встают в круг).
- Я очень хочу с вами поздороваться, но не как всегда, а вот так:
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ!
Добрый день ребятки
Все у вас в порядке?
- Да!
1.2. Сюрпризный момент
-Ну, вот мы поздоровались с вами, а теперь у меня для вас сюрприз! К нам сегодня прилетел шарик, а к нему прикреплено письмо. Хотите узнать то кого оно?
- Да (открываю и читаю)
Я, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо, я сегодня именинница!
Я ходила на базар, я купила самовар.
Угощу друзей чайком, приходите вечерком.
У меня для гостей много вкусных сластей.
Приглашаю всех гостей ко мне в гости поскорей!»
- Я очень хочу попасть на День рождения Мухи- Цокотухи, а вы?
- Да
- Ребята, а ведь на день рождения принято дарить подарки. Скажите, что можно подарить Мухе- цокотухе?
- Игрушки, цветы и т. д.
- Да можно подарить цветы! Мы их сорвем по дороге, по которой пойдем к Мухе –Цокотухе и сложим в карзину!
Еше она пишет: «Чтобы найти дорогу к ее домику вы должны мне помочь нужно выполнить разные задания. В конверте лежат подсказки, они помогут нам выполнить заданиями правильно и оказаться в гостях у М. Ц. Ребята, раз мы отправляемся в сказку то и транспорт должен быть сказочный, предлагаю отправиться на ковре- самолете. Садитесь на свои стульчик и пристегните ремни безопасности, Чтобы взлететь нам нужно сосчитать до пяти. Начали:
- Один, два,три, четыре, пять!
- Полетели!
2.1. Постановка целей:
- Ребята, а зачем мы отправились к Мухе- Цокотухе?
- Мы хотим ее поздравить с днем рождения и подарить ей подарок.
-А что нам нужно сделать чтобы, оказаться у неё в гостях?
- Правильно выполнить все задания.
- Вы все правильно сказали, молодцы!
2.2. Самостоятельная деятельность детей при выполнение задания
2.2.1. Задание 1 «Пройди по нужной дорожке» работа по ориентировке в пространстве, величине, счету и формированию словаря.
- Мы прилетели на полянку. На ней растут необычные цветы.
Я Достаю из конверта первую подсказку: «Ищите цветок с заданием., он растет перед вами!
- Кирилл найди нужный цветок и скажи какого он цвета?
- Почему ты сорвал его?
-Цветок рос перед нами. Он синего цвета.
-Правильно! Клади его в корзинку.
-На цветке задание: «Пройдите по самой длинной и узкой дорожке»
(разкладываю перед детьми 2 полосок разной величины (первая синяя - длинее и уже, вторая красная -короче и шире красной)
-Какого цвета нужная нам полоска?
- Синяя
- Какая она по счету? Считайте слева направо.
-Первая
- Почему вы решили, что эта нужная полоска?
- Синяя полоска длиннее и уже.
- Да, верно! Пройдите по ней и сядьте на свое место.
Я достаю из конверта вторую подсказку: «Ищите,цветок с заданием, он находится справа от вас». Саша найди и сорви НУЖНЫЙ ЦВЕТОК и скажи какого он цвета?
.Почему ты сорвал его?
- Он рос справа от нас.
- Правильно! Молодец!
2.2.2. Задание 2 «Угадайка» работа по звуковой культуре речи и счету в передах 5 (на основе наглядности)
- Нам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно!
Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась (муха)
- Муха
- Верно (показываю картинку с изображением мухи)
- Ребята, а какой первый звук в слове муха?
- М
- Назовите насекомых название которых начинается со звука «М»
-Муравей, мотылек.
- Кто они?
-Это насекомые.
-Правильно! А сейчас посмотрите на картинку (показываю картинку на которой 5 мух, что изображено на ней?
- Мухи.
- А сейчас посчитайте про себя, сколько на картинке изображено мух и найдите на цифру, которая соответствует количеству мух.
- Какую цифру вы выбрали?
-Пять
- Диана, почему ты выбрала цифру пять?
- Потому, что на картинке нарисовано 5 мух.
- Ребята, проверим правильно ли посчитала мух Диана. Давайте вместе, дружно посчитаем мух на картинке.
- Вы посчитали верно! У кого в руках оказалась цифра пять выполнили задание правильно! Молодцы!
2.3.3. Задание 3 «Подбери заплатку к зонтику» работа над формой и грамматическим строем речи
(Звук грома и молнии)
Ой! Ребята, мне кажется скоро пойдет дождь! Нужно достать следующую третью подсказку: «Ишите цветок он растет сзади вас». Настя найди и принеси нужный цветок.
- Расскажи о нем
- Он рос сзади на полке
А какого он цвета?
-Желтого.
- Ты сказала все правильно, молодец! Пока мы выполняли разные задания Мухи- Цокотухи пошел дождик (звук дождя) Что же делать? Как нам не промокнуть!
- Нам нужен зонт. Вот он. (находят в группе на столе зонт).
- Но он дырявый. Что же делать?
- Надо подобрать заплатку к дырке на зонтике.
-Правильно! На полу лежат много заплаток, нужно подобрать заплатку нужной формы (правильно прямоугольной) (предлагаю заплатки в форме геометрических фигур). Ребята, покажите ваши заплатки. А сейчас посмотрите на зонтик и скажите дырка на нем какой формы?
- Прямоугольной.
- У кого в руках заплатка прямоугольной формы подойдите ко мне и покажите свои заплаткт ребятам оставшимся сидеть на стульчиках, Слава обьясни, почему ты выбрал эту заплатку?
- На зонтике дырка прямоугольная и заплатка прямоугольная.
- Ребята слава все правильно обьянил?
- Да!
-Коля, а почему ты выбрал эту заплатку?
- Потому что дырка и заплатка одинаковые, прямоугольные.
- Молодцы! Садитесь. Вот и дождик прошел!
2.2.5. Задание 3 «Навови правильно животное» работа с количеством и грамматическим строем речи.
- В конверте осталась четвертая последняя подсказка, значит мы скоро встретимся с Мухой- Цокотухой. «Ищите цветок. он растет слева от вас. Маша найди и сорви его.
-Маша, почему ты сорвала именно этот цветок?
- Он рас слево от нас.
- а какого он цвета?
- Красного.
- Все верно, молодец! На нем вот какое задание : «На полянке собрались лесные звери. Рассмотрите и назовите их (показ мягких игрушек- животных)
-Это кто? (показываю медведя)
- Медведь
- Сколько медведей?
- Один
А как правильно сказать много кого?
-Медведей ( аналогично : белка, зайчик, лисичка)
- Вы всех правильно назвали! Молодцы!
- Вот мы и добрались до домика мухи. (Выходит Муха-Цокотуха)
- Проходите, гости, самовар кипит, просим чаю пить!
- Вот вам в подарок цветы! Ребята давайте дружно поздравим Муху – Цокотуху с Днем Рождения!
- Поздравляем Вас Муха- Цокотуха с днем рождения!
- Спасибо! Спасибо! Букет красивый, очаровательный, замечательный. Прошу за стол садиться, чайку напиться! Милые гости мойте руки и прошу за стол.
2.2.4. Физкультминутка «Гости к мухе собирались»
-Ребята становитесь в круг, начинаем умываться:
Гости к мухе собирались,
Руки вымыли, старались,
Ушки протирали,
Щечки намывали,
И про носик не забыли,
Его дружно покрутили,
Ручек ласково коснулись
И конечно улыбнулись!
- Прошу за стол!
2.2.6. Задание 5 : «Назови посуду» работа по формированию словаря, величины и счет до 5 (на основе наглядности).
- Посмотрите, гости, что у меня стоит на столе?
-Посуда
-Верно, а какая это посуда?
- Чайная
-Давайте вспомним, для чего нам нужен каждый из этих предметов (показываю блюдце) Что это?
- Это блюдце. На него ставят чашку.
- А для чего нам чашка?
- Чтобы в нее наливать чай
- А из чего мы будем в чашку наливать чай?
- Из чайника.
- Что это?
- Сахарница. Нужна для хранения сахара (по аналогии канфетница)
- А каким предметом мы положим сахар в чай.
- Чайной ложкой.
- Молодцы! Ребята посмотрите на стол на блюдцах стоят чашки. Они одинаковые?
-Нет
- Почему вы так решили?
- Они разного цвета и разной величины.
- Саша поставь чашки так, чтобы сначала стояла самая высокая чашка, за ней пониже, следующая еще ниже, еще ниже и наконец самая низкая.
- Объясни, какая чашка первая и почему?
- Эта синяя - самая высокая
- Эта красная - ниже
-Эта желтая еще ниже
-Это зеленая еще ниже
-А эта белая самая низкая.
-Ты все правильно расставил! Молодец!
- Ребята посчитайте сколько всего чашек?
-Одна, две, три, четыре, пять- всего пять чашек.
- Вы все правильно назвали и дорогу к моему домику нашли, молодцы! Я для вас приготовила подарок –конфеты. Угоститесь имив садике.
- Нам пора возвращаться в детский сад! Давайте прощаться. И поблагодарим за угощения.
- До свидания! Спасибо за угощение!
- нам пора улетать, начать отсчет до пяти!
- Один, два…
3. Окончание занятия( 2-3 минуты)
3.1. Рефлексия:
- содержания:
- Вот мы и вернулись в нам детский сад!
-Мы побывали в гостях у Мухи- Цокотухи?
-Нас можно назвать умными и сообразительными?
- О чем вы расскажите сегодня дома?
-деятельности:
-Что мы сегодня делали?
-Вам понравилось выполнять задания Мухи - Цокотухи?
-Мы справились со всеми заданиями?
-Что было трудно сделать?
-настроения и эмоционального состояния:
Если у вас хорошее настроение похлопайте в ладоши.
А если радостное попрыгайте на месте.
3.2. Оценка деятельности детей.
Мне сегодня понравилась, как вы выполняли задания. Вы были дружными, терпеливыми, внимательны и поэтому у вас все получилось и вы попали на День рождение Мухи- Цокатухи. Вы нашли нужные цветы, прошли по правильной дорожке. она было узкая и длинная. Правильно отгадали : загадку, и первый звук в слове муха. Правильно посчитали мух и обозначили их нужной цифрой. Подобрали нужную заплатку к зонтику, Правильными словами назвали одного животного и много. Перечислили чайную посуду и правильно сравнили чашки по величине и поставили их последовательно. Вы молодцы!
Самоанализ занятия
Занятие проводилась с детьми средней группы, возраст от 4 до 5 лет. В количестве 6 детей. Длительность 20 минут.
Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая все это, я определила: цель, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Занятие состояло из трех частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
Вводная часть: организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, становлению дружеских взаимоотношений между мной и детьми. Детям было предложено отправиться в гости к Мухе –Цокотухе освободить ее выполнив задания Паука- Старика и поздравить с днем рождения.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Занятие динамичное, перемещения по группе в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
В заключительной части закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей:
• Познавательное развитие: закрепила знания о геометрические фигуры; счет в пределах 5, порядковый счет; размерные отношения между тремя предметами разной высоты;
• Речевое развитие: дети участвовали в общей беседе, вели диалог. Активизировала словарь детей за счет слов названий геометрических фигур, упражняла в счете, отгадывали загадки.
В работе применяла следующие методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решения проблем, помогала активизировать самостоятельность, поддерживала положительный эмоциональный настрой, активизировала мыслительную и речевую деятельность детей. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.
В связи с тем, что было много хоровых ответов особое внимание надо уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться четкого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь.
Но несмотря на это, я считаю, что все поставленные мной программные задачи в течение занятия были решены.