Анна Сородина
Конспект НОД в дошкольной группе 5–6 лет «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Оргмомент.
- Ребята, послушайте загадку.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
Игра «Какой? Какая?»
Зима какая? (холодная, морозная, снежная и т. д.).
Снег какой? (белый, пушистый, легкий и т. д.).
Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый).
Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый).
Публикация «Конспект НОД в дошкольной группе 5–6 лет „Зима“» размещена в разделах
Игра «Скажи ласково»
Санки – саночки.
Сосулька – сосулечка.
Горка – горочка.
Льдина – льдинка.
Зима – зимушка.
Снег – снежок.
Снежинка – снежиночка.
Отличается зима
От весны и лета.
Очень снежная она,
Вся в снега одета.
Реки скованы все льдом,
И в узорах стекла,
Иней на ветвях висит,
Вьюга дует в окна:
Небо серое с утра,
Падают снежинки,
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки.
Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи.
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен.
Слепят вмиг снеговика —
И кататься с горки.
Шуба, шапка и штаны —
Все в ледовой корке!
Лишь зимою Новый год
С елкою приходит.
Новогодний хоровод
Весело заводит.
- Ребята, какие признаки зимы вы знаете?
Дети: небо серое, солнце светит мало. Если светит, то не греет.
- Все вокруг покрыто белым покрывалом – снегом. Люди надевают теплую одежду – на улице стало холодно. Животные сменили свои шубки. Залегли в спячку (еж, медведь). Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.
- Скажите, как называют кучи снега на земле?
Дети: сугробы.
- Как называется ветер со снегом?
Дети: метель.
- Метель – это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что вокруг ничего не видно.
Иней бывает тогда, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания. Он образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели.
-Ребята, а что происходит с реками?
Дети: они покрываются льдом.
Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи.
Педагог: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!
- Как называется явление, когда зимой падает снег?
Дети: снегопад.
- Какой бывает снег?
Дети: Белый, пушистый, холодный- Из чего состоит снег?
Дети: снег состоит из снежинок
Игра «Закончи предложение»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Зимой бывает снегопад, а осенью…. (листопад).
Зимой снег падает, а весной….(тает).
Зимой катаются на санках, а летом….(на велосипеде).
Зимой бывает холодно, а летом… (тепло).
Зимой деревья белые, а осенью (желтые).
Зимой растут сугробы, а летом растут (деревья).
Давайте и мы создадим метель и наметем сугробы
(Дыхательное упражнение с ватой, правая рука)
А теперь подумайте и вспомните, какие изменения приносит зима в жизнь людей?
Как мы одеваемся?
Какие развлечения ждут нас зимой?
Отгадайте загадки:
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят. (санки)
Мчусь как пуля я вперёд,
лишь поскрипывает лёд,
да мелькают огоньки!
Кто несёт меня …
(коньки)
Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками.
Веселится весь народ!
Что за праздник?
(Новый год)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг.
И растает.
(снеговик)
Попробуем слепить комочки? Для этого возьмем массажные мячики
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.
Педагог: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?
(Дети высказывают свое мнение)
Педагог: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.
Педагог: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц?
(Ответы детей)
Педагог: Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года.
Усядьтесь поудобнее и послушайте отрывок рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»
«Разозлилась старуха—зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом.»
Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.
Педагог: Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?
(ответы детей)
Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.
Итак, ребята, настало время отдохнуть
Сейчас мы поиграем со снежинкой. Очень важно чтобы вы следили глазками за движением снежинки, а не поворачивали голову вслед за ней
Гимнастика для снятия напряжения глаз «Снежинка»
Мы снежинку увидали (вытягиваем руку со снежинкой перед собой)
Со снежинкою играли
Снежинки вправо полетели (отвести снежинку вправо, проследить глазами)
Все мы вправо посмотрели
Вот снежинки полетели (отвести снежинку влево, проследить глазами)
Все мы влево посмотрели
Ветер снег вверх поднимал (поднять снежинку вверх, проследить глазами)
И на землю опускал (опустить снежинку вниз, проследить глазами)
Снежинки покружились (покружиться)
И на землю опустились (положить снежинку, присесть)
Глазки закрываем, глазки отдыхают (закрыть ладонями глаза)