Вера Волкова
Конспект НОД «Уроки бережливости» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Возраст воспитанников: старший возраст (5-6 лет)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, физическая.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: формирование бережливого мышления и бережливого сознания воспитанников.
Задачи:
Образовательные:
-формировать у дошкольников представления о бережливости;
Темочки:
-расширять представление у детей о здоровом образе жизни.
Развивающие:
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
-создавать условия для освоения детьми бережливых технологий;
-развивать мыслительную активность;
-обогащать речь детей.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и окружающим предметам.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Форма проведения: ситуация – игра.
Методы и методические приемы:
-словесный, наглядный, игровой;
-организационный момент, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.
Материал и оборудование:
- картинки к частям суток,
- набор картинок «Полезные и вредные продукты»,
-пластиковые стаканчики, трубочки,
- фонарик,
-картинки «Алгоритм одевания. Зима»,
-контейнеры, бросовый материал (пластик, бумага, стекло,
- мяч,
-смайлики «Берегуша» и «Растеряша».
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа о природе, обыгрывание различных ситуаций, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседы про бытовую технику, тепло, воду, свет; чтение сказок, пословиц;
Актуальность. Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии.
Элементы формирования бережливого сознания могут быть приняты и использованы в собственной профессиональной деятельности человеком, если он уже с дошкольного возраста находится в атмосфере внедрения принципов бережливого сознания, приобщается к его культуре. Тогда успешнее формируется бережливое сознание, стиль мышления, образ жизни, привычка быть аккуратным, ответственным, рачительно относиться ко времени и предметному миру. Дети, умеющие организовывать свое рабочее пространство, действовать самостоятельно и по алгоритмам, планировать свое время, успешней адаптируются в школе и взрослой жизни.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, народная мудрость гласит: «Что сегодня сбережёшь - завтра приумножится». А как вы думаете, что мы должны беречь?
Дети: здоровье, маму, папу, природу…
Воспитатель. Зачем, например, беречь природу? Зачем беречь здоровье?
(ответы детей).
Воспитатель. Смотрите, кто к нам пришел? Это наши друзья: Берегуша и Растеряша. Они принесли нам письмо (воспитатель достает солнышко без лучиков, очень грустное).
Воспитатель. Ребята, посмотрите. Что это такое? Что случилось? Как быть? (Дети высказывают свои предположения)
-Я думаю, Солнышко просит о помощи, оно потеряло лучики и не может светить и греть.
Воспитатель. Ребята, как вы считаете, мы сможем помочь солнышку найти лучики? (Да) В письмо вложены еще и карточки разного цвета (Кружки трех цветов, в соответствии с цветом на столе, где лежат задания - голубой, синий, белый). Выберите себе любую карточку. (Дети выбирают)
Воспитатель. Хорошо. Вы выбрали себе по кружочку, осмотритесь и
разойдитесь за столы, сверив цвет своего кружка с цветом символа на столе. У вас на столе по два задания. Первым задания выполняет первый стол с эмблемой «Снежинка» (дети выполняют задание, остальные стоят вокруг стола и проверяют правильность выполнения).
1 стол.
1 задание. Задание от Берегуши «Бережём здоровье»
Воспитатель. Все мы знаем, что день делится на четыре части. Какие это части? Дети: утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель. У вас на столе лежат картинки с определенной частью суток. Вам необходимо подобрать картинки с изображением того, что вы делаете в это время суток. (Команда подбирает картинки, остальные проверяют выполнение задания).
Что мы делаем утром-(ответы детей, днем., вечером., ночью. У всех так проходит день?
Вывод. Чтобы быть здоровым, бодрым и веселым надо соблюдать режим дня. За это вы получаете лучик.
2 задание. «Правильное питание». Разложить на две тарелочки полезные и вредные продукты. (Остальные дети проверяют правильность выполнения).
Дети получают второй лучик для солнышка.
Вывод: чтобы быть здоровым нужно соблюдать правила гигиены, правильно питаться и заниматься спортом.
Воспитатель. Молодцы. Немного отдохнем.
Физминутка. Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
2 стол. Воспитатель. Дети с голубыми кружками «Капелька» приступают вторыми к заданию, остальные дети проверяют, правильно – ли они выполняют задание. Но прежде, чем приступить к заданию вы должны вспомнить правила поведения при опытах: трубочками и стаканчиками с водой пользоваться аккуратно, воду на стол не проливать.
1 задание. Вам задание от Берегуши. Возьмите в руки трубочку и посмотрите в неё. Что-нибудь вы видите?
Дети: нет.
Воспитатель. А теперь подуйте в неё, что-нибудь происходит? (Нет)
А теперь поставьте трубочку в стаканчик с водой и подуйте. 1, 2, 3, невидимки из трубочки беги… Ребята, у вас появились пузырьки в стаканчиках. А как вы думаете, что это?
Дети: воздух.
Воспитатель. Правильно, это воздух. А зачем нам воздух? А любым ли воздухом можно дышать?
Дети: мы им дышим, но воздух должен быть чистый.
Воспитатель. А теперь ответьте на вопрос Берегуши «Как можно беречь воздух?»
Дети: не загрязнять его дымом, выхлопными газами, сигаретным дымом, заводская труба и т. д.
Воспитатель. Если бы вы были взрослыми, чтобы вы сделали для того, чтобы воздух был чистым?
Дети: придумали бы разные фильтры, машины на воде или на солнечных батареях.
Воспитатель. Молодцы, вот появился еще один лучик.
Воспитатель. А что еще необходимо беречь? (Воду, электроэнергию)А как можно беречь воду?
Дети: не загрязнять реки и озера, закрывать кран…
Воспитатель. Молодцы, вот появился еще один лучик.
2 задание. В. А как беречь электроэнергию, свет?
Дети: выключать свет, не включать везде свет и т. д.
Воспитатель. Смотрите, у вас на столе лежит фонарик. Что с ним делать? Можем поиграть, а он не светит. Как вы думаете, почему?
Дети: нет батарейки
Воспитатель. Давайте вставим батарейку. Что за сила скрывается в батарейках? (Предположения детей)
Воспитатель. Когда мы вставили батарейку, пошел электрический ток и фонарик загорелся.
А представьте, что электроприборы исчезли.
Игра в кругу «Что было, что есть»
( дети встают в круг и называют пару: пылесос-веник, электролампочка -свеча, микроволновка - костер, холодильник - погреб, газовая плита-печка.
Вывод: нам просто необходимо беречь воду и воздух от загрязнений, экономить электричество.
Вот появляется еще лучик, и наше солнышко начинает улыбаться от ваших правильных рассуждений.
Воспитатель. А мы отдохнем немного.
Физминутка. Ток бежит по проводам (бег на месте)
Свет несет в квартиру к нам (руки фонариком)
Чтоб работали приборы (моторчики)
Холодильник, мониторы
Кофемолки, пылесос (хлопки)
Ток энергию принес (взялись за руки)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель. Теперь мы переходим к третьему заданию, команда «Тучка» (синий цвет)
3 стол.
1 задание. «Сортировщик».
( на столе три контейнера: пластик, бумага, стекло)
Воспитатель. Посмотрите на стол, что тут раскидано?
Дети: мусор.
Воспитатель. Верно. А что нужно сделать с этим мусором?
Дети: его надо сортировать по контейнерам: бумагу в один, пластмассовые предметы в другой, стеклянные в третий. (Дети выполняют задание).
Воспитатель. А для чего надо сортировать мусор.
Дети: чтобы быстрее его можно было переработать и сделать другие нужные предметы.
Воспитатель. А вы знаете, что бросовому материалу можно дать вторую жизнь. (Показать примеры - картинки).
Соблюдать порядок – это значит поддерживать заведенный порядок где?
Дети: дома, в группе, на природе, на рабочем месте.
Воспитатель. Правильно, ребята. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой дом, улицу, то вокруг нас будут чистые города, поселки, деревни. А природа будет снова дарить нам свои дары.
Молодцы, хорошо справились с заданием и получаете лучик.
2 задание «Алгоритм одевания»
Воспитатель. Мы с вами должны беречь время и быстро одеваться на прогулку. Вот вам задание: используя карточки и схему, составить алгоритм одевания на прогулку в зимнее время года, а остальные дети проверяют. (Дети выполняют)
Вывод: этот алгоритм поможет быстро одеться на прогулку и сэкономить время. За это вы получаете лучик.
Воспитатель. «Ой спасибо вам, ребята»- говорят Берегуша и Растеряша. - «Вы такие молодцы, дали хорошие советы и помогли солнышку вернуть лучики».
-Мы сегодня с вами узнали много нового о бережном отношении к своему здоровью, как сберечь чистым воздух и воду, экономить электричество, поддерживать порядок во всем, и солнышко нам заулыбалось, играя своими лучами.
Воспитатель. - Как вы думаете, ребята, получилось у нас помочь солнышку найти свои лучики? А как нам это удалось? Что большего всего запомнилось? Что было трудно сегодня осуществить? А при выполнении заданий возникали сложности? Почему? Я горжусь вами, ребята. Спасибо вам!