Симагина Анастасия
Конспект НОД «Украсим горшок мордовским орнаментом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД : «Украсим горшок мордовским узором»
Воспитатели: Симагина Анастасия Петровна
Мулюхина Наталья Николаевна
Цель : Приобщать к миру прекрасного с помощью музейных экспонатов.
Программное содержание:
- Развивать творческие способности: чувства цвета, умение составлять декоративный узор.
- Развивать мелкую моторику, речь детей.
- Помочь детям погрузиться в историческое прошлое родного города; обогащать представления детей о самобытности мордовского народа.
Публикация «Конспект НОД „Украсим горшок мордовским орнаментом“» размещена в разделах
-Учить рисовать элементы мордовского узора.
- Приучать к культуре поведения в музее.
- Воспитывать самостоятельность и аккуратность, желание заниматься изодеятельностью.
- Воспитывать патриотические чувства.
Материалы и оборудование: форма кувшина, вырезанная из альбомного листа, краски (красный и черный, кисть, стаканчики с водой, салфетки (мокрая и сухая, подставки для кистей, старинная глиняная посуда, глина; полотенца, вышитые мордовским узором; магнитофон, «волшебная палочка».
Методические приемы
1. Рассказ воспитателя, показ приемов рисования
2. Беседа
3. Демонстрация музейных предметов
4. Обыгрывание предметов
5. Пальчиковая гимнастика
6. Продуктивная деятельность (роспись горшка)
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
-Ребята, кто из вас был в музее?
-Что там видели?
-Как надо вести себя в музее?
Дети отвечают на вопросы, воспитатель обобщает и дополняет ответы.
-Музей – это место, где собирают, хранят и изучают культурные ценности. В музее шуметь нельзя, в сторону от группы уходить тоже нельзя, нужно внимательно слушать, можно задавать вопросы.
-Хотите попасть в музей? (ответы детей)
-У меня есть волшебная палочка, я буду каждого касаться палочкой, а вы должны покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова: «Покружусь, покружусь и в музее окажусь»
-Готовы? Тогда закрывайте глаза и повторяйте.
(Дети выполняют задание. Воспитатель подводит детей к столу, где выставлены музейные экспонаты.)
-А вот мы и в музее. Все запомнили, как нужно вести себя в музее?
Воспитатель беседует с детьми:
-Что вы видите здесь?
-Из чего они сделаны?
-Кто сделал эту посуду?
-Как пользовались люди этой посудой?
(Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы и дополняет.
-Вся эта посуда сделана из глины (показывает глину). Наша республика Мордовия богата глиной и песком. Поэтому, раньше, когда не было еще магазинов, люди сами делали себе посуду из глины: горшки, миски. Из такой посуды они кушали, хранили молоко, сметану, масло, носили и наливали в них воду. А людей, кто делал такую посуду, называли – гончары. Давайте скажем вместе- гончары. Повтори, Даша. Повтори, Артем.
Они берут глину, растворяют в воде, мешают, и глина становится мягкой, как пластилин. Вот смотрите (воспитатель демонстрирует, затем гончары лепят посуду, сушат ее на воздухе 2-3 дня, а потом сажают в печь, где очень высокая температура, и обжигают. Затем вытаскивают из печи, дают посуде остыть и раскрашивают. Рассмотрите рисунки.
Д/и «Веселый горшочек»
Дети встают в круг. Под музыку передают горшок из рук в руки. На ком останавливается музыка, тот выполняет танцевальные движения.
-Понравился вам горшочек?
-А хотите украсить его?
(Ответы детей)
-Тогда давайте вернемся в группу.
(Повторяются волшебные слова)
-Садимся за столы.
(Воспитатель обращает внимание на осанку)
-Я предлагаю вам украсить горшок мордовским узором и подарить его музею.
-Кто помнит, какие краски нам понадобятся?
(Ответы детей)
-А для того, чтобы наши узоры получились красивые, давайте разбудим наши пальчики, чтобы они все проснулись и дружно вместе поработали.
Пальчиковая гимнастика.
(Пальцы сжаты в кулак)
Наш мизинец утром встал,
Безымянного поднял,
Средний пальчик подтянулся,
Указательный проснулся.
(Пальцы по очереди выпрямляются)
Должен и большой вставать,
Братьев в садик провожать.
(Большой палец по очереди касается подушечек всех остальных пальцев)
-А теперь внимательно смотрите и слушайте, я показываю, как нужно рисовать элементы мордовского узора : полоску и крестик (показ и объяснение воспитателя на доске).
Работа детей сопровождается тихой спокойной музыкой мордовских композиторов.
Воспитатель подходит к детям в случае необходимости, показывает еще раз индивидуально, поправляет, подсказывает, подбадривает детей.
В конце занятия рассматривают вместе рисунки, отмечают разнообразие узоров.
Воспитатель хвалит детей за выполненную работу.
Литература:
1. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. М, Педагогическое общество России, 2007
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2006
3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты. М. : Владос, 2008.
4. Валдоня (Светлячок) Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / М-во образования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001.