Светлана Лукьянова
Конспект НОД «Творите добро» в группе старшего возраста
▼ Скачать
Конспект НОД "Творите добро" в группе старшего возраста
Образовательная область: социально-личностное развитие.
Интеграция образовательных областей : социально-личностное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Виды детской деятельности:
игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-эстетическая, восприятие художественной литературы.
Публикация «Конспект НОД „Творите добро“ в группе старшего возраста» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Цель: рассказать детям, что добрые дела - это не спасать мир. В самой простой и обычной жизни каждого из нас есть место для добрых дел. Важно дать понять, что делать добро - легко, приятно и полезно. Сформировать представление о том, что нужно относится ко всем одинаково внимательно и уважительно - вне зависимости от внешности и состояния человека.
Задачи:
Воспитывающие:
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать стремление совершать добрые дела.
Обучающие:
- формировать представление о том, что доброта, есть проявление души.
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать познавательную активность;
- обеспечить введение нового слова "благотворительность" в речевой обиход детей.
Развивающие:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Методы и приёмы:
Наглядные: демонстрация картинок, видеороликов.
Словесные: беседа, творческие задания.
Практические: участие в акции "Дети вместо цветов".
Формы работы:
Игровая, вариативно – информационная (презентация - иллюстрация).
Словарная работа: активизировать словарь "благотворительность".
Предварительная работа: чтение детям сказок, обсуждение мультфильмов, беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц.
Оборудование и атрибуты:
- мультимедиа;
- детские песни;
- карточки с добрыми плохими поступками;
- изображение сказочных героев.
Вводный этап
1. Приветствие.
Ребята, привет! Как у вас настроение?
Скучали на выходных по детскому саду?
Вы все сегодня сделали одно важное дело, может быть кто-то знает какое? (Слушаем варианты детей)
А как называется сегодняшний день? Сегодня "День доброты".
А что ещё вы сегодня сделали? Вы поучаствовали в одной доброй акции. А кто-то знает в какой? Да, эта акция называется «Дети вместо цветов».
Развилка вопросов, которые можно задать и обсудить с детьми :
- Как вы думаете, а зачем нам вообще нужна эта акция?
- Может кто-нибудь рассказать, как вы ее понимаете?
- Мы с вами сегодня начали день с доброго дела. А нужно ли делать добрые дела каждый день?
- Знаете ли вы что-то о наклейках на ваших папочках (в старшей группе дети каждый день приходят в садик с папками-сумками, в которых тетради для занятий? Что они означают?
- Знаете ли вы что-то о благотворительности? Может быть, кто-то когда-то помогал какому-то фонду вместе с родителями?
- Зачем вообще кому-то помогать?
- Помогал ли вам кто-то?/Делали ли для вас добрые дела? Как вы себя чувствовали после этого?
- Какие дела называются добрыми? (можно попросить привести примеры добрых дел, которые они когда-то делали)
- Добрые дела могут быть маленькими? Или это обязательно какие-то глобальные значимые поступки?
- Спрашивают ли у вас про наклейки на папочках: "Что это?" Если да — что вы отвечаете?
-Вы рассказываете другим детям, что участвуете в акции?
- Что бы вы нарисовали для своего воспитателя, чтобы подарить на "День воспитателя"? Или какую поделку вы бы могли сделать своими руками? (Вопрос нужен для того, чтобы обсудить - как ещё можно порадовать воспитателя без цветов. Очень здорово у детей получаются видеоролики — можно обсудить такой вариант подарка, который не завянет).
Примеры выхода на видео :
- Вы сегодня сделали одно вроде бы маленькое, но очень важное доброе дело - приняли участие благотворительной акции, подарив вашему воспитателю (имя) один букет от всех ребят и их родителей. Таким образом вы все, вместе с воспитателем, помогли детям. И теперь вас объединяет одна добрая история, которая без вас просто не случилась. Ведь деньги, которые вы могли потратить на букеты, теперь отправятся на помощь ребятам, которые в
этом нуждаются. Давайте посмотрим на одного из подопечных фонда "Вера".
- Делать добрые дела куда проще, чем кажется. Это не всегда должно быть что-то сложное и большое. Вы привели много примеров добрых дел - они все совершенно разные. Это может быть помощь нашим близким, животным, забота о ком-то. Даже улыбка или сказанный кому-то комплимент - это тоже доброе дело, потому что после этого у человека улучшается настроение. И очень здорово, когда таких дел, пусть и маленьких, очень много. Потому что мы с вами можем делиться добротой и получать ее в ответ, поднимать друг другу настроение и помогать. Вы сейчас тоже помогаете.
Давайте познакомимся с ребятами и узнаем, о чем они мечтают и к чему стремятся.
2. Любой ролик из "архива".
Вы можете выбрать любое видео для просмотра из просторов интернета на тему добрых меч других детей, которые нуждаются в помощи (обычно есть на сайтах благотворительных фондов).
Поблагодарите детей за то, что они внимательно смотрели ролик и спросите, что им понравилось, что их вдохновило или удивило больше всего. После того, как они ответят, можно предложить ребятам немного поразмышлять и подискутировать об увиденном.
Вопросы для примера :
Есть ли у кого-то похожие мечты, как у N (имя ребенка из ролика?
Отличается ли N чем-то от нас с вами?
Какие чувства у вас возникли после просмотра этого ролика?
Как вы думаете, здорово ли, что при помощи разных людей (а теперь и с вашей помощью) мечты таких ребят могут стать реальностью?
Надо ли вообще таким ребятам помогать?
Основная часть
1. Варианты активностей (подбирается под возраст детей, их интересы,
возможности и т. д.)
1.1 "Копилка добрых дел"
Можно предложить детям сделать "копилку добрых дел". Варианты реализации :
- можно нарисовать большую стенгазету, где каждый из них будет на протяжении всего года писать какие-то добрые дела, которые они делают (ребенок формулирует, а взрослый записывает). А изначально нанести на стенгазету первое общее доброе дело: "Дети вместо цветов";
- можно на стенгазете написать какие добрые дела дети могут сделать на протяжении года, как некая "подсказка", к которой они могут обращаться - эти дела могут быть и в детском саду, и за его пределами, большие и маленькие;
- можно, чтобы они все написали варианты добрых дел на листочках, которые потом положат в банку/коробку, а перед длинным летним отпуском, например, каждый вытянет листочек с добрым делом, которое может сделать в этот период;
- можно сделать банку/коробку, которая будет называться "копилка добрых дел" (или что-то вроде, а дети вырежут и раскрасят различные "жетоны”" - цветочки, звездочки, сердечки и прочее. И во время утренних бесед, например, можно уделить время тому, кто какие добрые дела сделал. И за каждое сделанное ребятами доброе дело класть в копилку этот жетон. А в конце года посмотреть, сколько таких добрых дел удалось собрать. (Можно будет даже ради интереса записывать и потом считать - в том году мы сделали 30 добрых
дел, в этом 43, давайте в следующем еще больше)
1.2 "Доброе дело для соседа"
Можно показать детям короткий мультик "Мультик про ежика".
Вопросы для обсуждения мультика:
Как вы думаете, почему ёжик грустил?
О чем этот мультик?
Что на самом деле подарили другие звери ежику? (Они подарили ему объятия и возможность играть с ними)
Какое доброе дело происходит в мультике?
Или посмотреть "Мультик про собачку".
Вопросы для обсуждения мультика:
Почему собачка решила поделиться с цаплей червячками?
О чем этот мультик?
Что в ответ сделала цапля?
Какое доброе дело происходит в мультике? Почему его можно назвать добрым?
Посмотреть мультик о добрых делах.
Вопросы для обсуждения мультика:
Как вы думаете, почему главный герой начал делать добрые дела?
Зачем в конце он притворился слепым?
О чем этот мультик?
Какой герой в начале мультика и каким он становится в конце?
Дальше можно предложить детям пообниматься друг с другом, сказать друг другу несколько комплиментов/добрых слов или нарисовать друг для друга/для воспитателя/для кого угодно добрые открытки.
1.3 "Цветик-семицветик"
Можно спросить у детей: "Если бы у тебя был цветик- семицветик, исполняющий желания, какие бы ты загадал? Всего 7 лепестков - 7 желаний. Если дети не слышали об этой сказке, можно в двух словах её рассказать. А в конце сказать : "Для того, чтобы помогать - не нужны волшебные цветики- семицветики. Потому что настоящее волшебство - это доброта и неравнодушие каждого из вас".
(Можно сделать из бумаги цветик-семицветик или просто виртуально представить, что он есть. Но с бумажным будет интереснее - будет момент отрывания лепестка, что здорово).
2. Про фонд
Можно начать разговор с вопроса:
Ребята, а вы знаете что такое благотворительность? Слышали когда-нибудь такое слово?
Благотворительность - это благое дело, которое изначально заключалось в оказании помощи нуждающимся (буквально "творить благо"). И существуют благотворительные фонды, которые помогают делать эти добрые дела. Например, фонд может собирать деньги на лечение, на какое-то оборудование, если оно нужно детям, которые болеют.
Фонд может купить коляску ребенку, который не может передвигаться без нее, но очень хочет выйти на улицу, погулять и поиграть во что-то с другими детьми.
Благотворительные фонды стараются сделать все для того, чтобы ребята, которые тяжело болеют, чувствовали себя более свободно, могли учиться, гулять и развлекаться, заводить друзей и быть с ними на равных. Именно для этого и проводится акция "Дети вместо цветов" - чтобы помочь как можно большему числу детей.
Далее можно рассказать о подопечных фонда Вера и "Дома с маяком" - что их жизнь не останавливается из-за болезни. Благодаря помощи благотворителей они могут ходить на балы, ездить на экскурсии и даже летать на вертоле тах. Все это и есть качество жизни. Она ведь состоит из множества разных событий: из встреч с друзьями, походов в кино, подарков на праздники и маленьких радостей. И для нас очень важно, чтобы у каждого человека (даже если он сильно болеет) была возможность жить так, как он хочет, делать то, что он любит. Поэтому и девиз по жизни должен быть - "Жизнь на всю оставшуюся жизнь".
3. Как можно помочь?
Вы сейчас помогаете тем, что участвуете в благотворительной акции "Дети вместо цветов".
Можно продолжать помогать, сделав участие в этой акции вашей доброй ежегодной традицией. Но давайте подумаем, как еще можно помогать другим людям? (слушаем варианты детей).
Если у вас есть личный опыт помощи какому-то фонду, то расскажите о нем. Как вы помогали и кому? Личный пример всегда вызывает больше эмоций и отклика. Ведь у вас будут детали, подробности.
Вы правы, это отличные варианты помощи.
Не думайте, что помощь бывает бесполезная или незначительная. Представьте, если каждый житель нашего города скинулся бы всего лишь по 1 рублю, то это было бы сразу больше (тут будет число жителей конкретного города). А если бы мы скидывались по рублю каждый день, то для каждого из нас это было бы всего 30 рублей в месяц. 30 рублей - это очень мало, согласны? Но это было бы больше (кол-во людей города) каждый день. Именно поэтому не стоит недооценивать даже незначительную помощь,
особенно когда она регулярная.
Есть даже одно замечательное стихотворение про добрые дела (можно прочитать его детям вслух)
"Добрые дела" (Л. Гусельникова)
Есть мудрость, что как мир стара
И числится в «бывалых»:
На свете – много дел добра
Совсем простых и малых.
Насыщен ими белый свет,
Не ступишь и полшага.
Уборку, стирку и обед
Творим с уменьем мага.
Подчас в расчёт их не берём –
Привычная работа,
Но есть дела, что назовём
Делами «для кого-то».
Незапланированных их,
Случайных – много очень.
Кому-то приготовишь стих,
Час прихватив у ночи.
Уступишь место старику,
Воды подашь больному,
Подскажешь адрес чудаку
Иль улыбнёшься злому.
Поднять коляску с малышом
Поможешь в транспорт маме,
Кого-то подбодрив притом
Хорошими словами.
Без мелочей таких не жить –
Вы убедились сами.
Мир опоясан должен быть
Лишь добрыми делами.
Вариантов помощи очень много и многие из них достаточно простые и понятные каждому. И здорово, когда таких историй помощи много. Вот, например (придумать вместе с детьми варианты как можно помогать).
Заключительный этап
Подведение итогов.
Благодарим детей за внимание, подводим итоги.
Спасибо вам большое за то, что не остались равнодушными и мы с вами сегодня встретились по такому прекрасному поводу.
Остались ли у кого-то какие-то вопросы?
Появилось ли у кого-то желание помогать?
Какая история вам запомнилась больше всего?
Какое доброе дело вам откликнулось? Может, кто-то из вас уже в ближайшие дни собирается сделать какой-то добрый поступок?
Надеюсь, вы дальше пронесете в своем сердце кусочек доброты, только увеличивая его с годами.
ВАЖНО! По возможности не ставьте беседу-занятие на вторую половину дня. По опыту, если дети уже устали, больше проблем с
дисциплиной, внимания и понимания будет намного меньше.
Лучше всего проводить занятие в районе 9-10 часов утра.