Тамара Дичева
Конспект НОД. Тема: «В стране Насекомии».
▼ Скачать + Заказать документы
Материал подготовил
педагог-психолог
МКДОУ №3
Детский сад «Белоснежка»
г. Мирный,
Архангельской области
Дичева Тамара Александровна.
Конспект НОД.
ТЕМА : «В стране Насекомии».
Возраст детей: дети 5-6 лет, старшая группа.
Место проведения: музыкальный зал
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность».
Задачи:
Образовательная область «Познание»
Публикация «Конспект НОД, Тема: „В стране Насекомии“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
1. Обобщить представления детей о многообразии насекомых.
2. Обобщить знания детей о пользе насекомых.
3. Развивать творческое воображение детей путём изображения сказочных насекомых в рисунке.
4. Развивать ориентировку в пространстве.
5. Развивать психические процессы.
Образовательная область «Коммуникация».
1. Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы.
2. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок.
Образовательная область «Социализация».
1. Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо проблемной ситуации.
2. Воспитывать сопереживание, желание помочь.
Образовательная область «Безопасность».
1. Воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу.
Методы и приё мы:
- практические (дидактическая игра, физкультурная минутка, создание художественного продукта,
-наглядные (рассматривание картинок, слайдов);
-словесные (беседа, вопросы, разгадывание загадок, работа со схемой).
Организация развивающей среды:
Картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу и у водоёма.
- мультимедийные технологии и слайды;
- Бумага для оригами по количеству детей;
- грамзаписи: отрывки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - полёт шмеля, комара, мухи, песня «В траве сидел кузнечик», звуки природы, звучание голосов насекомых;
- коробочка – сюрприз (карточки с изображением разных насекомых).
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстрации о насекомых;
- дидактические игры про насекомых и о местах их обитания;
- чтение рассказов В. Бианки «Муравьишка», Ю. Дмитриева «Таинственные превращения»;
- наблюдение в природе;
- разгадывание загадок, чтение стихов и заучивание;
- инсценировка во время театрализации.
- просмотр мультфильма «Лунтик» и другие;
Дети стоят в круге.
Вводная часть.
П: Послушайте волшебные звуки и определите, что вы слышите?.
Что это, как вы думаете?).
П: Сегодня мы с Вами отправимся в волшебный лес (звучит музыка, дети «отправляются» в лес, мультимедийный показ леса.)
П: Давайте полюбуемся красотой, которая нас окружает.
Релаксация.
На экране летают бабочки, жуки и другие насекомые.
П: Ребята что за звуки разносятся по «лесу»?) Кто плачет в лесу? Смотрите, на берёзовом листе написаны цифры? Это будет нашей подсказкой. Берите волшебные карандаши. Будем расшифровывать запись.
(дети пишут графический диктант)
Графический диктант. Изображение бабочки.
В зал заходит плачущая бабочка. В руках у нее красивая блестящая коробка.
Бабочка: Здра-а-а-вствуууйтее! (плачет)
П: Что случилось? Почему ты плачешь?
Бабочка: Когда-то я была куколкой, а теперь я вылупилась из кокона и не знаю, кто я. Я даже не знаю из какой я страны, как зовут моих друзей-соседей?
П: Успокойся, милое дитя, мы тебе поможем, правда! Ребята, кто это? Давайте напомним бабочке, кем она была раньше.)
Слайд. Схема формирования бабочки.
П: А что у тебя за коробка?
Бабочка: Это всё, что у меня осталось на память о соседях, с которыми я раньше жила на одном дереве. Это их фотографии.
П: А можно и мы посмотрим?
Бабочка: Да (отдаёт коробку).
П: Дети, садитесь в кружок и посмотрим, что в коробке (дети садятся на заранее подготовленные стулья-пеньки вокруг стола.)
П: (открывает коробочку) О! Здесь всё перепутано! Чтобы назвать соседей нашей гостьи нужно собрать пазлы -картинки.
Дети собирают картинки.
П: Я буду читать загадки, а вы у кого собрана картинка - отгадка называйте соседей бабочки.
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. - (бабочка) – выставляем карточку
2. Посмотри на молодцов:
Веселы и бойки
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Без работы, хоть убей,
Жить не может (муравей) – выставляем карточку
3. Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык.
С крыльями, а не птица - (жук)
4. С ветки - на тропинку,
С травки - на былинку.
Прыгает пружинка,
Зелёная спинка. - (кузнечик)
5. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком - (пчела)
6. Наткёт, наплетет,
Сядет и добычи ждет. - (паук)
7. Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит – кричит
Сядет – молчит - (комар)
8. Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. - (божья коровка.)
9. Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на ветке сижу
И звук «ж» всё твержу. - (майский жук.)
10. Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет - тогда перестанет. - (муха.)
(по мере того как отгадывают, дети находят «портрет» этого насекомого и помещают на доске в ряд).
Ориентировка на листе.
П: А сейчас внимательно рассмотрите, скажите, кто находится в правом верхнем углу, в левом нижнем, в центре и т. д.
На слайде, на полянке изображены насекомые, которых ребята собирали на картинках - пазлах.
П: Как одним словом можно назвать всех этих существ? (насекомые) А фантастическую волшебную страну, где живёт наша гостья? (Насекомия)
П: Дети, давайте, и мы поможем Бабочке вернуться домой и встретится со своими соседями, с жителями Насекомии. Только, чтобы попасть в эту страну, мы должны превратиться в насекомых. Начинаем волшебство: 10, 9 (обратный отсчёт). В кого превратился Саша, Антон). Что чувствует в образе насекомого).
Слышен шум леса, пение птиц, кваканье лягушек, треск кузнечика и т. д. Педагог - психолог и дети располагаются на ковре-поляне.
Основная часть.
П: Вот мы и перенеслись в страну Насекомию. Где же жители? Их не видно, может мы их услышим?
Слушание отрывков из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - полёт шмеля, комара, мухи
П: Узнали кого-нибудь? (ответы)
Игра «Кто, где живёт».
Берутся 2 вида карточек вперемешку. (Надо выбрать карточку насекомого и наложить на ту карточку, которая соответствует привычному месту обитания данного насекомого)
Стрекоза - вода
Паук - паутина
Кузнечик - зелёная трава
Бабочка - цветочек
Пчела - улей
Колорадский жук - картофель в цвету.
Муравей – муравейник.
ФИЗМИНУТКА
"Стрекоза"
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз -росой она умылась
Два -изящно покружилась
Три нагнулась и присела
На четыре- полетела,
У реки остановилась
Над водою закружилась.
П: Насекомые очень воспитаны, с уважением относятся друг к другу, не ругаются, не толкаются.
Прямо, как мы с Вами. Давайте поиграем в игру «Назови ласково»
Игра в круге «Назови ласково»
Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.
Игра «Поможем муравьишке»
П: Смотрите, нам повстречался трудолюбивый муравей, он спешил домой и нёс веточки для своего домика. Вы доброжелательные ребята, которые спешат на помощь. Помогите ему!
Блоки ДЬЕНЕША
П: Насекомых на нашей планете гораздо больше, чем птиц, животных и даже людей. Внимательно рассмотрите полянку и постарайтесь найти и сосчитать как можно больше насекомых.
ИГРА «Сосчитай насекомых»
П: Послушайте мой рассказ и найдите в нём неточности.
Игра «Небылица»
П: Жили - были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были - вместе скакали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, а подружка решила принести ей муху, чтобы она подкрепилась ею и выздоровела. Дети так бывает? Чего не бывает, в чем ошибка?
1. бабочки не скачут (летают)
2. не летают под дождем (почему)
3. Не все улетают на юг (как они зимуют)
4. Не едят мух (а что едят)
П: Мы поиграем в игру. Я буду называть слова, и бросать вам мяч. Вы должны ответить летает предмет или нет, и вернуть мяч обратно.
Игра «Летает – не летает».
Цель: способствовать развитию логического мышления, способствовать развитию внимания.
Педагог называет следующие слова: облако; яблоко; врач; грач; ворона; макароны; пулемет; вертолет; самолет; самовар; палка; галка; бочка; бабочка; чайник; чайка; стрекоза; коза; воздушный шарик; собака Шарик.
П: Молодцы, с заданием справились! Вас ждёт следующее испытание.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Муха разносит … (болезни).
Пчела собирает … (мед).
Комар кусает … (человека).
Бабочка летает … (цветком).
Жук грызет … (кору).
Божья коровка поедает … (тлю). –
П: Работаем дальше!
Дидактическая игра «Что лишнее».
Бабочка, стрекоза, божья коровка, самолет;
Комар, воробей, пчела, муха.
Жук, таракан, бегемот, муравей.
Кузнечик, поезд, муравей, гусеница.
П: Наша бабочка совсем освоилась в стране Насекомии и мы спокойно можем её покинуть.
Рефлексия.
П: Ребята, давайте на память насекомым сделаем цветы и украсим ими полянку. Ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов.
Продуктивная деятельность. Оригами «Цветы»
Самоанализ.
П: Кто чувствовал себя комфортно в стране Насекомии, уверенно - возьмите зелёные цветочки.
Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема, ошибался, но ошибки свои понял и исправил - синие цветочки.
У кого была тревога во время путешествия, затруднения при выполнении заданий - красные цветочки.
(дети прикрепляют цветы на доску).
П: Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!
III. Заключительная часть.
П: Наше путешествие по стране Насекомии подошла к завершению. Мы прощаемся с лесом и отправляемся домой!
Слайд. Лес.)
П: Чтобы обратно из насекомых превратиться в ребят, произведём обратный отсчёт 1-10.
Дети попадают в детский сад.
Анализ. Итог.
Литература:
1. Гризик Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2004.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2000.
3. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. - М., ЦГЛ, 2005.
4. Ремезова Л. А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. - М. : Школьная пресса, 2004.