Светлана Николаевна Титова
Конспект НОД «Доброта вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа: беседы о дружбе, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, разучивание стихотворений о добре; просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка».
Материалы: сердечко; портреты злого и доброго человека; картинки с героями сказок: три поросенка, волк, заяц, петух, лиса, крокодил Гена, Чебурашка, Шапокляк; цветные восковые мелки; ноутбук, магнитофон.
Ход НОД:
Дети заходят в группу под музыку.
Воспитатель:
Публикация «Конспект НОД „Доброта вокруг нас“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному.
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Небу ясному.
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Люди взрослые и малыши.
Дети:
Вам привет от всей души!
Воспитатель:
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Мы будем передавать друг другу сердечко и называть друг друга ласково по имени.
Дети передают друг другу сердечко: «Это тебе Лизонька, это тебе Кирюшенька» и т. д.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?
Ответы детей.
Воспитатель:
Добрый человек, значит он какой?
Дети:
Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
Воспитатель:
А если человек недобрый, он какой?
Дети:
Злой, грубый, жадный.
Воспитатель:
Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Ребята доброту можно увидеть в поступках, чувствах человека.
Воспитатель:
Давайте с вами отправимся в страну Доброты. Сейчас я каждого из вас коснусь волшебной варежкой, и мы окажемся в стране Доброты.
Воспитатель: Посмотрите, какие портреты висят на стене.
(воспитатель показывает детям портреты двух человек - злого, доброго). Ребята, а что выражают эти лица? Назовите их (дети называют).
Правильно, а теперь послушайте знакомое стихотворение.
УРОНИЛИ МИШКУ НА ПОЛ, ОТОРВАЛИ МИШКЕ ЛАПУ.
ВСЁ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ, ПОТОМУ ЧТО ОН ХОРОШИЙ.
Кто из этих человечков мог бы бросить мишку, оторвать лапу? Почему вы так думаете?
А кто из них поднимет мишку, пришьёт ему лапу? Злой? Добрый? Почему?
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру «Мы с тобой одна семья».
Игра «Мы с тобой одна семья»
Дети встают в круг, парами повернулись друг к другу, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.
Мы с тобой одна семья:
ты и я.
Потрогай нос соседа
Мы с тобой - друзья!
Мы с тобой одна семья:
ты и я.
Обними соседа
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
ты и я.
Теперь идём дальше и у нас на пути Большая книга сказок, где хранятся сказки о добре и зле.
А я попрошу вас прочесть стихотворения о Доброте, о добрых поступках.
Дети рассказывают:
Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров,
И правду говорю.
Не жадничаю никогда,
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Дети рассказывают:
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Воспитатель:
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Игра «Кто спрятался?» (с использованием ИКТ)
Воспитатель: А теперь давайте подойдем к этому волшебному экрану. Здесь изображены герои сказок, которые являются добрыми персонажами, но одну картинку вам предлагается отгадать (три поросенка, волк, Чебурашка, крокодил Гена, Шапокляк, заяц, петух, лиса).
Молодцы, ребята. Теперь я точно уверена, что вы умеете отличить добрых и злых героев.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, куда это мы попали? (на ковре лежат ромашки из картона, звучит музыка «Звуки природы»).
Дети: Луг, поляна.
Воспитатель: Правильно, на полянку. Но, посмотрите, какие сорняки выросли на полянке (на ковре лежат черные цветы).
Они украшают нашу полянку? Давайте мы вырвем сорняки и посадим красивые цветы.
Присаживайтесь за столы. У каждого из вас есть шаблоны цветов, которые вы должны раскрасить в яркие цвета и украсить ими полянку. Но сначала мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Ребята, покажите мне свою правую руку, а теперь – левую ручку. Давайте вместе подружим наши пальчики.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять!
Начинаем счет опять.
Один, два, три, четыре, пять!
Вот и кончили считать!
Воспитатель: Вот какая яркая и красивая получилась у нас полянка.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться. Сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной варежкой, и мы окажемся в детском саду.
Воспитатель: Ну, что вам понравилось путешествие по стране Доброты? Ребята, давайте будем добрыми, внимательными, отзывчивыми друг к другу и ко всему окружающему, все мы за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть Добро навеки побеждает зло!
КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ
«ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА»
Автор: Кузнецова О. Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 45, Адмиралтейского района, Санкт-Петербург
Цель: формирование у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках; формировать доброжелательные отношения между детьми в группе.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать воспитанию вежливого отношения друг к другу;
- формировать потребность в совершении добрых дел;
- формировать представление о добре и зле;
- обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность;
- умение дарить тепло и доброту;
- воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы;
умение дорожить близкими людьми.
Развивающие:
- развивать внимание, речь, память, мышление, творческое воображение;
- способствовать умению мыслить и рассуждать;
- учить координировать речь с движением.
Предварительная работа: чтение пословиц и поговорок о добре и зле; разучивание танца «Что такое доброта» (Барбарики, фонограмма песен "Песня про доброту" из м/ф "Приключения поросенка Фунтика", "Если добрый ты" из м/ф "День рождения кота Леопольда", чтение рассказов В. Осеевой «Просто старушка», «Синие листья», «Волшебное слово».
Ход НОД: Дети сидят на ковре вокруг воспитателя. Воспитатель вносит игрушку-волка. Ребята, у Волчонка случилась беда, он ждал в гости своего друга Мишутку, приготовил угощение, а Мишутка сказал, что ни с кем больше дружить не хочет, что у него плохое настроение. Скажите, разве так поступают с друзьями? Давайте поможем им помириться?
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и читает детям стихотворение, игрушки (Волчонок и Медвежонок «сидят» на стульчиках рядом с детьми).
«Доброе утро!» –
Скажешь кому-то
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.
В: Ребята, вам понравилось это стихотворение?
- О чем это стихотворение?
- Как вы думаете, что такое доброта?
В: Ребята, сегодня у нас необычный разговор о доброте и вежливости. Доброта - вещь удивительная, она сближает, как ничто другое на свете. Доброта – тот язык, на котором с вами захочет всякий разговаривать, на котором мы можем понять друг друга…
-Как вы думаете, кого называют вежливым человеком?
Ответы детей.
В: Правильно, чтобы стать вежливым человеком, нужно научиться пользоваться «волшебными словами», от которых становиться теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение.
-Какие слова вы говорите, когда обращаетесь к кому-то с просьбой? (пожалуйста)
-Как благодарите, какими словами? (спасибо, благодарю)
-Как извиняетесь? (простите, извините, пожалуйста.)
Ответы детей: (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, добрый день)
-Как вы думаете, кто первым должен поздороваться со взрослым?
Ответы детей.
В: Какие вы молодцы! Ведь всегда приятно, когда с тобой разговаривают вежливо, уважительно. Даже есть такая пословицы «Ласковое слово и кошке приятно»
В: А еще говорят «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь». Как вы понимаете эту пословицу? Ответы детей: можно обидеть человека
Ответы детей: можно обидеть человека
В: Конечно, важно выбирать слова, чтобы не обидеть кого-то. Слово может огорчить, но оно же может и утешить, развеселить. На этот случай так в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит» Вы согласны? А если вы поссорились с другом, обидели кого-то, предложите поиграть в игру «Поссоримся-помиримся». Давайте покажем нашим друзьям.
Динамическая пауза «Поссоримся-помиримся»
В: Ребята, посмотрите, а Мишутка с Волчонком тоже с нами играли. Давайте расскажем им стихи про вежливые слова, чтобы они больше не обижались друг на друга.
Дети читают:
1 ребенок: «Здравствуйте!» -
Ты скажешь человеку.
«Здравствуй», - улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым, будем много лет!
2 ребенок: Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь,
Тоже к доброму чему-нибудь.
3 ребенок: Слово «пожалуйста»
Повторяем мы поминутно.
Но, пожалуй, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
4 ребенок: Будьте добры-
Это я говорю по секрету.
Будьте добры-
И не ждите за это конфету.
В: Ребята, скажите, а какие добрые дела могут совершать люди? Кому мы можем еще помогать, согревать своим теплом?
Ответы детей. ( Дети перечисляют: животные, птицы, растения).
В: Как мы с вами можем помочь птицам (особенно зимой?
Ответы детей.
В: Как нужно обращаться с животными? Как нужно обращаться с растениями?
Ответы детей (Чтобы не навредить).
Воспитатель напоминает правила поведения в лесу, бережное отношение ко всему живому.
В: Посмотрите, ребята, а Мишутка с Волчонком уже помирились, вот как понравилось им у нас в гостях. Давайте, на время, дадим им нашу картину «Добрый кот», которую мы сделали с большой любовью и добротой и споем для них нашу любимую песню.
Динамический танец-песня «Что такое доброта?»
В: Посмотрите, сколько зверят хотят поиграть с Мишуткой и Волчонком. Воспитатель предлагает детям игрушки для самостоятельной игры дальше.
НОД в старшей группе. Тема: "Семья"
Хазова Наталья Дмитриевна
Воспитатель, БДОУ города Омска "Детский сад компенсирующего вида №400", г. Омск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008) :
Хазова Н. Д. НОД в старшей группе. Тема: "Семья" // Совушка. 2017. N2(8). URL : https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ ( дата обращения: 19.09.2018).
Заказ № 27764
___
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.
Цели: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.
Задачи:
1. закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;
2. учить проявлять любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
3. вызывать интерес к истории своей семьи и Родины.
Планируемые результаты: имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривании фотографий своей семьи.
Материал: солнышки и тучки, генеалогические древа семей, мяч, фотокартина «Моя семья».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.
Покажите свои ладошки.
Потрите их друг о дружку.
Прижмите свои ладони к сердцу.
Что вы чувствуете? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем за столы.
(дети вместе с воспитателем, держась за руки, проходят в группу) .
Воспитатель: А чтоб узнать тему нашего занятия, нужно отгадать загадку (на доске ребус «7я»).
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре семь добавлю Я –
Что получится? - Семья!
Воспитатель: Молодцы, догадались. Сегодня мы будем говорить о семье. А что такое семья, кто скажет. (Ответы детей).
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Воспитатель: А как еще можно назвать маму, папу, наших бабушек, дедушек?
Дети: Родственники, родные, близкие.
Психогимнастика «Семья»
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него, спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
Воспитатель: вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом?
Воспитатель: С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Совместное проговаривание хором «Генеалогическое древо»).
Воспитатель: Я знаю, что вы дома с родителями составляли свои генеалогические дерева. Мне и нашим гостям было бы очень интересно сегодня в чудесном саду послушать рассказы о ваших семьях.
(Рассказы 2- 3 детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Нам всем очень понравились ваши рассказы. А остальные могут рассказать нам о своих генеалогических древах на следующем занятии.
Физминутка
Воспитатель: А теперь мы попробуем вырастить свои деревья. Хотите стать волшебниками? Я попрошу вас встать всех со своих стульчиков.
Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).
С весенним теплом солнышко начинает пригревать,
и семечко начинает расти
(дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки
(руки убирают с головы и тянут вверх).
Растет стебелек
(вытягивается тело).
Появляются веточки с бутонами
(руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент — бутоны лопаются.
(резко разжимаются кулачки).
Росток превращается в цветущее дерево.
Воспитатель: Молодцы ребятки. Я вижу какие вы у меня большие и красивые, как настоящие цветущие деревья.
Воспитатель: У деревьев очень крепкие корни и ветки. Так и наши семьи должны быть крепкими и дружными. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте и мы их сейчас вспомним.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• Дети в семье не в тягость, а в радость.
• Когда семья вместе, то и душа на месте.
• Каждой матери свое дитя мило.
• Семья – это 7 я.
• Дома и стены помогают
• Дружная семья гору сдвинет
• Вся семья вместе так и душа на месте
• Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец
• В родной семье и каша гуще
• Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют
• Дома вместе тесно, а врозь – скучно
• Нет милее дружка, чем родная матушка
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Да, ребята, хорошо, когда семья большая, но как трудно иногда бывает запомнить всех членов семьи. Кто кому кем приходится и, кто как называется. Но я думаю, что вы очень умные ребятки и не запутайтесь.
Игра с мячом «Родственники».
• Как ты называешь мамину маму?
• Ты для бабушки кто?
• Как ты называешь папиного отца?
• Кто для тебя бабушкин сын?
• Кто тебе сестра твоей мамы?
• Кто для тебя бабушкина дочка?
• Как называется сын твоей тети?
• Кто ты для дедушки?
Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть мультик.
Просмотр мультфильма по произведению Э. Успенского «Разгром».
• Обсуждение мультфильма.
• Правильно ли поступил мальчик?
• Рада ли была мама?
• Что нужно было сделать мальчику после игры?
• А вы не огорчаете своих мам?
• Правильно поступаете?
• А вот сейчас мы и проверим.
Воспитатель: Я буду читать хорошие и плохие поступки, а вам раздам по одному солнышку и тучке. Вы на плохой поступок поднимайте тучку, а на хороший – солнышко.
• Нарисовали красивую картинку для мамы.
• Подрались с другом.
• Съели всю кашу на завтрак.
• Убрали игрушки на место
• Порвали книгу.
• Не вымыли руки перед едой.
• Уступили место бабушке в автобусе.
• Помогли маме полить цветы.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей своим хорошим поведением и добрыми делами.
Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье ( Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…»
Воспитатель: я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся.
(Воспитатель открывает стенд «Моя семья» с фотографиями детей, воспитателей, помощника воспитателя группы).
Воспитатель: Я, ты, он, она! А вместе - целая дружная группа! Группа - ведь
это тоже, как семья. Об этом мы поговорим в следующий раз.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить, о чем же мы сегодня говорили?
Правильно, о семье, дружной и крепкой. Сегодня Егор и Алексей нам приготовили красивое стихотворение. Послушаем его внимательно.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездка на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили, друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Ребятки, вам понравилось наше занятие? Если да, поднимите солнышко, если нет - тучку.
Воспитатель: Спасибо всем. Я думаю, все вы сегодня придете домой и скажете своим мамам и папам как вы их любите. Я вам желаю, чтоб ваши семьи всегда были самыми крепкими и самыми счастливыми.
Конспект НОД в средней группе.
Тема: «Наша дружная семья»
Цель: Формирование представления о семье и ее членах.
Интеграция образовательных областей:«Социализация» (ведущая, «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи:
Образовательная область «Социализация» :
- Расширить представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники».
- Формировать представления о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, зависимость этого состояния от сложившейся ситуации.
- Воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Образовательная область «Познание» :
- Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5, развивать пространственное ориентирование.
Образовательная область «Коммуникация» :
- Развивать диалогическую речь; поощрять активность детей при ответах на вопросы.
Образовательная область «Художественная литература» :
- Развивать умение выразительно рассказывать наизусть стихотворения.
Образовательная область «Художественное творчество» :
- Привлечь детей к изобразительному искусству, используя нетрадиционную технику изображения; закрепить приемы рисования фломастерами.
Образовательная область «Музыка» :
- Вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании песни.
Виды деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально – художественная, чтение художественной литературы.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, игра «Корзина добрых дел», чтение стихотворений.
Наглядные: показ сюжетных картинок, игровое упражнение «Составь семью»
Практические: пальчиковая гимнастика «Семья», этюд «Утреннее фото», творческое задание «Нарисуй семью».
Формы организации: игровое упражнение, пальчиковая игра, беседа, этюд, творческое задание, рассказывание стихотворений, слушание музыки.
Средства обучения: проектор, ноутбук, экран, слайды сюжетных картинок, диск с песней Р. Паулса «Золотая свадьба», фигурки членов семьи, корзинка, перчатка «Семья», альбомные листы с нарисованной ладошкой на каждого ребенка, фломастеры, ромашка.
Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий детей, рассказы детей о членах своей семьи; наблюдение детей за родителями, что делает дома мама, папа, дедушка, бабушка, как помогают и заботятся обо всех; разучивание стихотворений о членах семьи; сюжетно – ролевая игра «Семья»; рисование детских ладошек на альбомном листе.
Ход НОД
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребёнке, который жил один. И начиналась она так: «Жил-был мальчик, который был один-одинёшенек на свете. И никого у него не было…» (выставляется фигурка мальчика на доску).
А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете (Нет.) Ну, тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! (Предложить детям выставить на доску фигурки членов семьи.)
2. Игровое упражнение «Составь семью».
На доске фигурки: дедушка, бабушка, папа, мама, мальчик.
Воспитатель: Расставьте родственников мальчика так: первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после папы – мама, между мамой и папой – мальчик.
Счё т: количественный, порядковый. Сколько?
3. Беседа о семье.
Воспитатель: Как можно назвать этих людей одним словом? (Семья).
Давайте, ребята, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья?
Ответы детей.
Воспитатель: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.
А ещё, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники – это люди, родные друг другу: братья, сёстры, мамы папы, бабушки и дедушки.
Кем вы доводитесь маме (папе, дедушке, бабушке?
Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. А вы как думаете? Кто живет в большой семье?
У кого есть братишки, сестренки? Они старше или младше вас?
Зачем человеку семья? (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.)
Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, уважать, ухаживать, защищать, помогать.)
А вы помогаете взрослым?
4. Игра «Корзина добрых дел».
Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка, и дети по очереди передают корзину по кругу, тот ребенок, у которого корзина остается в руках называет доброе дело : поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола…
5. Этюд «Утреннее фото»
Воспитатель читает стихотворение А. Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтения жестами и движениями:
Встань, как только солнце встанет. (Тянут руки вверх.)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет – (Тянут руки вперед.)
Ты подставь скорей ладошку, (Подставляют ладошки солнышку.)
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
(Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!»
( Дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром».)
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям,
Птицам… (Широко разводят руки в стороны.)
И веселым, интересным
День твой должен получиться! (Улыбаются друг другу.)
6. Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.
Показ слайдов: воспитатель предлагает определить по картинкам:
– Почему радуется мама?
– Почему сердится дедушка, как и чем ему можно помочь? И др.
7. Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!
Дети сгибают пальцы в кулачок, а потом разгибают по одному пальцу, начиная с большого.