Екатерина Старцева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Выставка — ярмарка работ народных мастеров» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство детей с искусством»
Основная образовательная область «Художественное творчество»
Цель: Обогащать представления детей о предметах народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Обогащать представления детей о работах народных мастеров (Хохломская, Городецкая роспись, Гжель, Филимоновская и Дымковская игрушка);
- Закреплять представления детей об элементах, цветах и предметах разных росписей;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Выставка — ярмарка работ народных мастеров“ в старшей группе» размещена в разделах
- Формировать собственную эстетическую оценку при рассматривании произведений народного декоративно-прикладного искусства;
- Упражнять в составлении узоров на готовых трафаретах, добавляя элементы, подбирая нужные цвета;
- Активизировать словарь детей терминами по данной теме: Названия росписей (Хохломская, Городецкая роспись, Гжель, Филимоновская и Дымковская игрушка); мастер - умелец, элемент, узор.
Интеграция областей: Художественное творчество, Познание, Чтение художественной литературы, Коммуникация.
Материал: Выставка предметов и иллюстраций народного декоративно-прикладного искусства (Хохломская, Городецкая роспись, Гжель, Филимоновская и Дымковская игрушка); иллюстрации с элементами росписей; трафареты с разными росписями на каждого ребёнка, краски, кисточки, баночки с водой.
Ход:
В группе создана выставка работ мастеров народно-декоративного искусства.
Воспитатель: С давних пор наша Россия славится народными мастерами – умельцами, которые жили в разных частях нашей большой страны. Они изготавливали поделки, игрушки, посуду и расписывали разными узорами. А на больших ярмарках показывали и продавали свои работы. Вот и в нашем детском саду есть некоторые предметы этих мастеров. Ребята, обратите внимание на нашу выставку работ мастеров народно-декоративного искусства. Какие они интересные, сказочные, красочные.
Ребята, названия каких поделок, игрушек, росписей вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: Да здесь собрана целая коллекция : Хохломская, Городецкая роспись, Гжельская роспись, Филимоновская и Дымковская игрушка.
Воспитатель: Я буду вам задавать вопросы, а вам нужно будет назвать и показать предметы народно-декоративного искусства.
- Как называется яркая народная игрушка из глины. Мастера делали разные игрушки: Индюков, барынь, кавалеров, козликов. На белом фоне нарисованы колечки, круги, полосы, точки, чёрточки. (Дымковская игрушка).
Просто чудо – водоноска:
Высока её причёска,
Губы алы, щёчки алы…
Это что за хоровод
В селе Дымково живёт?
Платья яркие в горошек,
Много точек и дорожек.
- Это глиняные игрушки-свистульки: Лошадки и наездники, курочки и уточки. Узоры простые: Полосы, чёрточки, точки. Мастера используют красный, жёлтый и зелёный цвет. Какая это игрушка? (Филимоновская игрушка)
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор…
- Эти узоры отразили всю красоту нашей природы – травы, ягоды, цветы расписывают мастера на деревянных ложках, солонках, тарелках. (Хохломская роспись)
Роспись Хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий –
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
- Из этой фарфоровой посуды приятно угощать гостей в праздник, а фигурки ставить на полочку красоты. На этих предметах красуются голубые и синие цветы. (Гжель)
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась, теперь
Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
- На деревянных досках распускаются цветы (купавки, розаны, ромашки, поют невиданные птицы и скачут кони. (Городецкая роспись)
Посмотрите на роспись –
Сочность красок манит,
Городецкая роспись
Душу нам веселит.
В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Привезли ларец
Из города Городец.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Подбери элемент». Разделимся на 5 подгрупп. Одни будут подбирать элементы к Хохломской росписи, другие – к Городецкой росписи, третьи – к Дымковской игрушке, четвёртые – элементы Гжельской росписи, пятые – Филимоновкие узоры.
(Дети выполняют задание. По ходу выполнения, можно уточнять какие элементы и цвета используются мастерами в той или иной росписи.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мастера прислали вам трафареты с незаконченными узорами разных росписей. Посмотрите внимательно и дорисуйте недостающие элементы. (Дети дорисовывают элементы. Если времени мало, трафареты дают детям в подарок для выполнения задания дома.)
Воспитатель: Выставку предметов народных мастеров мы оставим в группе, на самом видном месте, чтоб вы смогли лучше рассмотреть её. В дальнейшем мы познакомимся и с другими предметами народно-декоративного искусства.
Используемый источник:
Грибовкая А. А. Народное искусство и детское творчество: Метод. пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. – М. : Просвещение, 2004. – 160 с.