Наталья Пермина
Технологическая карта «В гостях у народных мастеров» с применением ИКТ
Технологическая карта НОД «В гостях у народных мастеров»
Технологическая карта НОД
Тема: «В гостях у народных мастеров».
Тип зан-я: итоговое занятие по изобразительному искусству.
Группа: подготовительная
Цели:
Публикация «Технологическая карта „В гостях у народных мастеров“ с применением ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Образов. -я: закрепить знания детей о народных художественных промыслах русских мастеров, в частности, хохломской, дымковской, городецкой, филимоновской, гжельской росписей. Обобщить представления об особенностях росписей, элементах узора, колорите, композиции.
Развив. -я: активизировать употребление в речи названий предметов, материалов промыслов; развивать умение детей сравнивать и группировать предметы по их признакам, совершенствовать диалогическую речь, закрепить технические приемы рисования концом кисти и мазком; развить воображение, память, мелкую моторику, чувство цвета и эстетическое восприятие.
Воспитат. -я: воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, воспитывать индивидуальные творческие способности; воспитывать эстетический вкус, интерес к народным промыслам, обогатить эмоциональную, интеллектуальную сферу.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран; презентация по народным промыслам; диск с записью русской народной музыки, колонки. Изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково, Филимонова. Скульптуры малых форм.
Для детей - кисти, подставка для кистей, тряпочка, краски, клеенка, салфетки, стаканчики с водой, палитра; глиняные заготовки игрушек, бумага тонированная (разных цветов) ; дидактические карты с образцами росписи.
Используемые технологии : ИКТ, работа в группах, дифференцированный подход, проблемно-диалоговая технология, здоровьесберегающие, метод проектов (элементы проектирования, игровая.
Предварит. -я работа:
• изучение различных народных промыслов России : дымковской, хохломской, городецкой, гжельской и др. ,
• зауч. -е стихов и сказок о ремеслах и их происхождении с учетом исправления недостатков речи каждого ребенка,
• разуч. -е потешек, песен,
• изуч. -е и прорисовывание элементов росписей на плоских образцах,
• состав. -е узоров из элементов.
Этап
Задачи этапа Деят. -ть педагога Деят. -ть воспитанников Ресурсы
Психолог. -й настрой Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребёнка, установление зрительного, слухового контакта Музей народных промыслов д. /с оформлен для проведения НОД. Расставлены столы, для работы детей в «художественной мастерской» по различным промыслам:
1 стол – дымковские мастера, 2 стол – городецкие мастера ; 3 стол – хохломские мастера ; 4 стол – гжельские мастера ; 5 стол – филимоновские мастера.
В-ль приветствует детей, предлагает детям осмотреться и выразить отношение к увиденному.
Дети эмоционально подготавливаются к деятельности Звучат фрагменты русской народной музыки
Вводно-организационный
Организация направленного внимания. Воспитатель предлагает детям определить, где они находятся.
- Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О промыслах народных пойдет сейчас рассказ.
Мотивационно – побудительный
Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах Ведение игрового момента «Экскурсия в Музей народного промысла»
-Дети, я вас приглашаю на экскурсию в музей и в гости с народным мастерам. Посмотрите сколько тут красивых вещей.
В-ль предлагает детям высказать предположения о цели посещения города мастеров. Проявляют интерес к деятельности.
Высказывают предположения. Настраиваются на выполнение деятельности. Изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково, Филимонова.
Актуализация
Актуализация имеющихся знаний и
представлений. В-ль предлагает вспомнить, что они знают о народных промыслах. Демонстрирует с помощью презентации известные и незнакомые детям материалы по промыслам. Создает ситуации, в которой возникает необходимость в развитии умений детей. Вспоминают информацию о народных промыслах. Определяют границы знания и незнания. Презентация к занятию «Народные промыслы»
Слайд 1
Восприятие и расширение имеющихся представлений
Обобщение и расширение представлений о русских народных промыслах 1. В-ль приглашает детей пройти к первой композиции. В-ль: читает стихи и предлагает детям определить, о каком промысле идет речь.
- Где же зародился хохломской промысел?
В-ль: Мы услышали сказку. Но где зародился промысел. ?
Предлагает рассмотреть фотографии села Хохлома Нижегородской области на слайде и описать родину ремесла. В-ль с помощью вопросов побуждает детей вспомнить основные элементы и технику хохломской росписи, особенности приемов росписи и способы ее использования.
2. В-ль предлагает перейти к следующей композиции и отгадать загадку о дымковской игрушке.
В-ль: предлагает ребенку рассказать о возникновении дымковского промысла с использованием изображения на слайде. В-ль: предлагает детям прочитать стихотворение «Чем знаменито Дымково?».
Демонстрирует слайды.
-С особенностями изделий данного промысла мы познакомимся подробнее в «художественной мастерской» и примем участие в их создании.
3. В-ль предлагает перейти к следующей композиции и отгадать загадку о гжелевской росписи.
Рассказывает о происхождении названия. Демонстрирует слайды с особенностями росписи.
4. Читает ст-е и предлагает определить, к какой экспозиции они направятся.
Демонстрирует слайды, посвященные филимоновской игрушке. Организует беседу по слайдам о происхождении промысла и об особенностях росписи игрушек.
5. В-ль предлагает детям рассмотреть последнюю экспозицию и определить промысел.
Орг-т беседу о с опорой на презентацию о материалах, которые использовали мастера, видах изделий, особенностях росписи городецкой. Сопровождает беседу стихами, создавая эмоциональный настрой.
-Вот мы с вами и побывали в Музее народного промысла. Вам понравилась экскурсия? Вот какие мастера живут в России!
Ох, Россия, ты Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Городец и Хохлома.
ОХ, Россия, Ты Россия,
Славы не убавилось:
Хохломой и Городцом
на весь мир прославилась. Дети рассматривают изделия хохл-х мастеров.
Р-к рассказывает подготовленную сказку.
Рас-т слайды. Отвечают на вопросы.
Составляют предложения и общий рассказ о селе Хохлама с помощью вопросов воспитателя.
Определяют особенности росписи.
Р-к рассказывает, опираясь на изображение.
Читают стихи.
Рассматривают предметы.
Отвечают на вопросы, используя презентацию.
Определяют ремесло, о котором рассказывает стихотворение.
Рассматривают росписи и предметы.
По слайдам вспоминают и рассказывают об особенностях игрушек.
Рассматривают росписи и предметы.
По слайдам вспоминают и рассказывают об особенностях игрушек.
Копозиция «Хохлама»
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Композиция «Дымковская игрушка»
Слайд 5
Слайд 6, 7, 8.
Композиция «Гжель»
Слайд 9
Слайд 10-11
Композиция «Филимоновская игрушка»
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14, 15.
Композиция»Городецкие изделия»
Слайд 16
Слайд 17-18
Динамическая пауза Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.
Проводит под музыку динамическую паузу.
Перед практической работой проводим пальчиковую гимнастику. Дети расслабляются, переключаются на другой вид деятельности. Музыкальные фрагменты. Диск с музыкой.
Практическая работа
Совершенствование способов техники рисования, применение знаний,
навыков и умений. Воспитатель организует проектную деятельность детей по изготовлению дымковской игрушке в «мастерской». Обсуждает с детьми цель деятельности, продукт их деятельности, выбор необходимых материалов и дальнейшее использование их изделий.
В-ль предлагает пройти в мастерскую художника и изготовить и расписать игрушки- новые экспонаты музея промыслов.
-Сейчас вы будете мастерами – художниками. Предлагаю вам самим выбрать заготовку для своего будущего изделия и поставить на тот стол, где стоит необходимый материал для вашей работы.
В-ль помогает детям определиться с выбором рабочего места с учетом их интересов и психологических возможностей.
Заранее столы расставлены с пособиями и красками, дидактическими картами, по которым можно определить вид искусства и деятельности. Группы формируются по 2 видам деятельности: одни - расписывают готовую дымковскую игрушку, другие- лепят из глины.
Затем вместе проверяем и уточняем, какую роспись дети будут наносить за тем или другим столом.
- Я вижу, вы выбрали разные заготовки, и правильно выбрали мастерскую для работы. А какие самые главные инструменты у нас? Да, это наши руки!
Обращает внимание детей на правила работы с материалами, инструментами.
В-ль обращает внимание детей на дидактические карты, образцы росписи, элементов, очередность нанесения узоров, особенности изготовления.
С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора и элементы самой игрушки и предлагает приступить к работе.
Включает запись русской народной музыки, которая играет на протяжении всей работы детей.
В ходе занятия следит за приемами рисования, лепки, помогает, напоминает, советует детям в работе. Обращает внимание на осанку детей во время работы. Творческая работа детей (выполнение мини –проекта)
Дети самостоятельно выбирают изделия и ставят выбранные материалы и заготовки на столы.
Дети приступают к работе в группе, помогая друг другу и уточняя технику исполнения.
Лепят по парам отдельные элементы игрушек и соединяют их.
По мере выполнения работы дети показывают игрушки в группе, обсуждая правильность исполнения; выставляют готовые изделия на стол – выставку.
Музыкальные фрагменты. Диск с музыкой.
Сопровождение творческой работы детей.
Кисти №1, №2, подставка для кистей, тряпочка, краски гуашевые, клеенка, салфетки, стаканчики с водой, подставки для кистей, палитра; глиняные заготовки игрушек, глина для изготовления игрушек; бумага тонированная (разных цветов) ; дидактические карты с образцами росписи.
Рефлексивно-
корригирующий
Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами. - Давайте, рассмотрим, что у нас получилось. Какую поделку вы подарили бы своему другу? Почему? Все ли постарались?
- Да, ребята, вы все постарались, мне тоже нравятся все ваши работы. Их можно все отправить на выставку в музей, потому что они очень красивые. Вы все постарались, вложили в них душу и сердце!
-Приглашаю вас поиграть в игру. Предлагаю заглянуть на полянку и посадить там цветы: если понравилось и вам все – посадим красный цветок, а если не очень-то желтый.
Обсуждает с детьми результаты рефлексии.
Отвечают на вопросы.
Определяют свое отношение к проделанной работе, настроение и «сажают «цветы». Макет поляны.
Использование
цветов на полянке, показывающих настроение детей
Заключительный этап
Закрепление и обобщение полученных и имеющихся представлений, умений и навыков. -Чем мы с вами занимались? Какие росписи вспомнили? Что нового узнали и чему научились?
Подведение итогов. Дети отвечают на вопросы, закрепляют представления о народных промыслах