Ирина Холод
Конспект НОД по математике «Страна измерений»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Полазненский детский сад №7»
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию. Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
«Страна измерений»
Воспитатель: Холод Ирина Ивановна
Цель: Формирование представлений у дошкольников о мерах длины.
Задачи:
Образовательные
-Познакомить детей (на доступных примерах) со старинными мерами длины - пядь, вершок, дюйм, локоть, сажень, фут и современными измерительными приборами - линейка, сантиметровая лента, рулетка.
Публикация «Конспект НОД по математике „Страна измерений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
-Способствовать проявлению детьми поисковых (исследовательских действий, выдвижению гипотез на основе анализа проблемы, планированию этапов своих действий.
Развивающие
-Развивать логическое мышление, воображение, память.
Воспитательные
-Совершенствовать стиль партнёрских отношений (умение договариваться учитывать мнение других)
Развивающая среда
Проекционное оборудование для показа мультфильма Г. Остера «38 попугаев», слайды с изображением старинных мер измерения длины. Герои мультфильма – Удав, мартышка, слонёнок, попугай. Измерительные приборы, бумажные силуэты Удава, карандаши, фишки.
Предварительная работа
Чтение произведения Г. Остера «38 попугаев».
Ход занятия
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
В: Ребята, приглашаю вас и гостей в наш кинозал. Сегодня мы посмотрим отрывок из мультфильма «38 попугаев» (показ отрывка из мультфильма)
Герои этого мультфильма, сегодня у нас в гостях. Дело в том, что друзья озабочены состоянием Удава. Он уже несколько дней ничего не ест и не пьёт, не гуляет, не играет, а только лежит и думает, как бы ему измерить свой рост. Вспомните, как попугай, мартышка и слонёнок измеряли рост (точнее длину) Удава. В чём?
Дети: В попугаях, слонятах, мартышках.
В: Какова его длина в попугаях (38, в мартышках (5, в слонятах (2?
В: Почему результаты измерений получились разные? Действительно ли в попугаях Удав длинней?
(Дети выдвигают свои гипотезы)
2. Познавательно – продуктивный этап.
В: Результат измерений зависит от длины мерки. Чем длиннее мерка, тем меньшее количество раз она укладывается в длину того предмета, который измеряют. Попугай самый маленький, поэтому количество раз, которое он уложился в длину Удава больше чем у других.
- В стародавние времена люди столкнулись с той же проблемой, что и герои мультфильма. Они придумали общие для всех, удобные, как им тогда казалось меры длины.
У нас на Руси люди использовали мерки, которые всегда были при себе - это руки, ноги. Самой распространённой меркой был – локоть, т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца (демонстрация изображения).
Покажите мне ваш локоть и средний палец. Локтем измеряли ткани, поваленные для строительства деревья и многое другое.
Предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и экспериментально всё проверить, разобраться во всём и помочь Удаву. Давайте измерим длину Удава в локтях.
Нас много, и что бы лишний раз не беспокоить Удава я сделала из бумаги его силуэт в натуральную величину.
Напомните мне правила, которые нужно соблюдать при измерении длины.
(Дети называют правила).
-Определить точку отсчета;
- Сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на которое
пришелся конец мерки;
- Перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх.
-При перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть;
- Перемещая мерки, надо не забывать их считать;
- Окончив измерения, сказать, что и чем измерено и каков результат.
Делать это удобнее вдвоём. Один прикладывает локоть, другой делает отметку и считает, откладывая фишку. Потом поменяйтесь. Результаты
Кроме локтя, применялись и другие мерки: сажень, вершок, дюйм, пядь, фут, а ещё шаг и ладонь.
Кстати, некоторыми мерками мы пользуемся и до сих пор, если под рукой нет других измерительных приборов. Вот смотрите (шагами измеряем длину ковра). А сейчас давайте измерим длину Удава в пядях. Опять разделимся на пары.
Дети выполняют
В: Одинаковые у вас получились результаты? Почему опять результаты разные?
Дети: Длина пальцев, локтей у всех разная.
В: Будем ли мы точно знать длину Удава, пользуясь старинными мерками длины?
(Ответы детей)
В: Этими мерками длины пользовались наши прадедушки, прабабушки, но нам они не подходят потому, что все они не точны и измерения получаются каждый раз разные. Люди давно поняли, что необходимы единые для всех меры. Во Франции был создан метр. Он вот такой длины (показать). Метр разделён на сантиметры. (показ). В одном метре 100 сантиметров. А какие вы ещё знаете приборы для измерения длины. Чем сейчас в современном мире можно измерить длину?
У нас есть коллекция измерительных приборов. (Рассмотреть).
Людям, каких профессий в работе нужны измерения длины?
Дети:
В: В каких жизненных ситуациях в быту мы пользуемся измерениями?
Дети: При покупке мебели, постельного белья
В: Давайте поищем меры измерения в пословицах, поговорках и в сказках. Вот например «От горшка два вершка», «семь пядей во лбу» (о том кто очень умный)
В: Так что же Удав так и не узнает точную длину своего тела? Давайте попробуем измерить длину Удава с помощью линейки. (Дети делятся и начинают измерять Удава в сантиметрах, метрах). Сравнение результатов.
Сколько раз линейка уложилась в длину Удава? Давайте померяем длину Удава рулеткой и сантиметровой лентой.
В: Ребята посмотрите, приборы измерения разные, а результат получился одинаковым. Почему?
Выслушать ответы детей и обобщить. Потому что мы с вами выбрали единую меру сантиметр.
Можем мы порадовать Удава и его друзей? Так пойдё мте к нашим гостям и сообщим им результаты исследований:
При измерении с помощью измерительных приборов : линейка, рулетка, сантиметровая лента, длина Удава составила 1м. 20см.
В: Ребята обращаю ваше внимание на то, что в природе длина Удава гораздо длиннее, чем у нашего (показ слайдов, и их длина бывает до 3-х м.
3. Рефлексивно – оценочный этап.
В: Что помогло вам выполнить задание?
Д: Измерительные приборы, знание правил измерения, умение договариваться.
В: Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что для вас было сложным?
Д: Ответы детей.