Татьяна Литовкина
Конспект НОД «Матрёшка — символ земли русской» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД старший дошкольный возраст
«Матрёшка — символ земли русской»
Форма проведения: образовательная деятельность.
Образовательные области: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развития.
Цель:
Формирование патриотизма у дошкольников посредством ознакомления с русской игрушкой – матрешкой.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с историей создания русской матрешки.
Публикация «Конспект НОД „Матрёшка — символ земли русской“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Продолжить знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадками, пословицами,
• Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах.
Коррекционные:
• Продолжать упражнять детей в согласовании прилагательного с существительным, числительного с существительным, образовании уменьшительных форм прилагательных.
Развивающие:
• Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
• Развивать творческую фантазию, мыслительную деятельность.
• Расширять и обогащать словарь по теме.
• Развивать мелкую моторику.
. Воспитательные:
• Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки, символа русского народного искусства.
• Воспитывать самостоятельность, аккуратность, самоконтроль за речью.
Словарная работа: матрешка – символ земли русской.
Оборудование.
1. Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, диск.
2. Образовательные ресурсы: видео-презентация «История русской матрешки».
3. Дидактическое оборудование: матрешки, карточки с цифрами, карточки с отгадками,
4. Прочее: гуашь, кисточки
5. Методы педагогической деятельности: словесные, наглядные, игровые.
Используемые педагогические технологии: элементы здоровьесберегающей технологии, игровые технологии, элементы личностно – ориентированной технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология поисково-исследовательской деятельности.
Ход образовательной деятельности.
(СЛАЙД 1)
Вводная часть Входят к месту занятия, видят разбросанные игрушки.
Воспитатель:
Дети, посмотрите,у нас здесь не порядок, давайте все уберем, игрушки поставим на полку. (Воспитатель не заметно прячет за спину матрешку)
Воспитатель (обращается к детям) :
-Угадайте какую игрушку я здесь нашла? (варианты ответы детей)
В. : слушайте внимательно загадку.
(СЛАЙД 2)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша….
Д. : русская матрешка!
В. : да, дети, вы угадали.
Воспитатель достает матрешку
В. : Давайте вспомним откуда пришла к нам матрешка? Как она появилась на Руси? (рассказ детей). (СЛАЙД 3 (фильм)
В: Все верно вы сказали!
…--- Давным-давно русский путешественник привез из Японии деревянную фигурку, мудрого старичка Фукуруму, откроешь этого старичка, а внутри еще несколько фигур меньшего размера. Очень заинтересовала эта игрушка русского художника Сергея Малютина и он решил сделать нечто подобное, а изготовить игрушку он заказал русскому токарю Василию Звездочкину в городе Сергиево Посаде, недалеко от Москвы. Русским мастерам очень понравилась игрушка и ей дали имя Матрена, Матреша, отсюда и имя – Матрешка! Это значит «МАТЬ, МАМА». Это добрая посланница дружбы и любви, символизирует дружную семью. С той поры для всех детишек мастера точили забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка.
Воспитатель подводит детей к выставке матрешек.
(СЛАЙД 4)
В. : Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!
(СЛАЙД 5)
В. : Дети, посмотрите, сколько матрешек у нас сегодня здесь, и они все разные.
В. : Назовите, матрешка, по признакам какая?
Д. : Веселая, озорная, игривая, радостная, праздничная, добрая, ласковая, нарядная, сувенирная, деревянная, разъемная, загадочная, гостеприимная.
В. : Дети, вы правильно назвали признаки, сказали какая матрешка, Но среди всех слов, вы сказали матрешка разъемная.
В. Что означает это слово «разъемная»? (ответы детей)
В. : Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка?
Д. : Овал.
В. : Верно, дети, плоская фигура овал.
В. : Ребята, а на что похожа матрешка?
Д. : На вытянутое яйцо, кабачок, баклажан, огурец, воздушный шарик, на букву О.
В. : Дети, вы сказали, что матрешка разъемная. Надо выполнить следующее задание: разобрать матрешку от самой большой до самой маленькой.
… разбирает, а вы, дети, считайте матрешек.
Ребенок разбирает матрешку и ставит от большой до самой маленькой, а дети считают.
В. : Сколько матрешек вы видите? (5) (дети отвечают)
В. А сейчас я взяла карточку с цифрой 1. И скажу: «Одна матрешка!»
Воспитатель показывает карточку с цифрой 1.
В. А ты Маша тоже возьми карточку. Какая цифра у тебя? (4)Я сказала, что у меня одна матрешка, а у тебя сколько?
Д: «Четыре матрешки!» и т. д.
Воспитатель показывает карточку с цифрой 4.
В. А сколько будет матрешек, если у Владика цифра, какая, Влад? (7)
Д: «Семь матрешек!»
В: «Молодцы, все правильно! (1 матрешКА, 4 матрешКИ, 7 матреШЕК).
В. : Каждая Матрешка со своим заданием. Но давайте по порядку. Чем нас порадует первая Матрешка? (СЛАЙД 6)
- Давайте узнаем, какое задание принесла эта матрешка. Ой, дети, она любит всем загадки загадывать. Слушайте внимательно! Если отгадаете правильно, на экране появится отгадка.
1. Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
2. Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Даже всех не сосчитать.
(Матрешки)
3. В нем вода, но он не речка.
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть и печка,
От углей он стал горяч.
И пузат, и добродушен,
Он гостей собрал на ужин,
Чай налил, дымится пар!
Ой, спасибо,.
(Самовар)
4. Коль одежда надоела,
На обновку денег нет,
Ни к чему сидеть без дела,
Как тут быть – один ответ.
Украсьте платье, рукава,
А для этого занятья вам помогут.
(Кружева)
В. : Дети, вы правильно мыслили, поэтому отгадали все загадки.
В. : а давайте узнаем, с каким заданием пришла вторая матрешка. (СЛАЙД 7)
В. : Дети, матрешечка хочет, чтобы вы составили рассказ о ней. Попробуем составить рассказ? (ответы детей)
- А поможет вам, ребята, составить рассказ опорные картинки
Составление рассказа по картинкам-опорам.
Рассказ по картинкам – опорам.
1. Что это?
Это матрешка, русская народная игрушка. Она веселая, озорная, добрая, гостеприимная.
1. Форма, размер.
Матрешка овальной формы, похожа на вытянутое яйцо. Она большая, толстобокая. Матрешка разборная, раскрывается пополам. Внутри каждой куклы находится кукла поменьше.
1. Материал, из которого сделана.
Матрешка сделана из дерева березы. Она деревянная.
1. Внешний вид.
• – настоящая русская красавица. Она круглолицая, румяная, глаза синие, большие, прикрыты густыми ресницами, носик курносый, губки алые. Голова покрыта платочком красного цвета в горошек. Яркий сарафан с фартуком. Рубашка желтая с узорами.
1. Что с ней можно делать?
Матрешка – это куколка. С ней можно играть, рассматривать, любоваться, подарить.
1. Польза человеку.
Матрешка – символ России. В ней скрыта вся теплота и щедрость русского народа.
В. : а теперь надо составить полный рассказы о матрешке.
Воспитатель вызывает 2 детей по очереди составить полный рассказ.
1 рассказ.
Русская матрешка.
Матрешка - знаменитая русская игрушка. Она добрая, приветливая, красивая. Матрешка имеет овальную форму, разборная, состоит из двух частей. Эта куколка с секретом. Внутри каждой куколки находится куколка поменьше. Матрешка деревянная. Лицо у матрешки круглое, с большими синими глазами, губки бантиком, носик маленький. Одета матрешка в нарядный русский сарафан, рубашка желтого цвета с узором. Голова покрыта ярким платком в горошек. В руках у матрешки каравай, она гостеприимная. Мне нравится матрешка, в ней доброта русского народа.
В. : Ой, мои хорошие, вы составили прекрасные рассказы, и эта матрешка (3) предлагает вам немного отдохнуть.
Физминутка.
Дети становятся в круг вместе с воспитателем.
(музыкальное сопровождение)
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
В. : Дети, а мне т хочется узнать, а с чем пожаловала к нам эта матрешка(4). Ой, а она не просто матрешка, а матрешка- художница. Эта матрешка хочет, чтобы вы, дети, украсили яркими узорами ее сестриц матрешек. Вам хочется выполнить такое задание? (ответы детей) (СЛАЙД 8)
В. : Но перед начало работы, давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика. (под музыкальное сопровождение)
Мы красавицы матрешки (сжимать и разжимать пальцы)
Разноцветные одежки (шевелить пальцами)
Раз – Матрена, два – Малаша,
Милы – три, четыре- Маша,
Маргарита – это пять (загибать по очереди пальцы)
Нас нетрудно сосчитать. (сжимать и разжимать)
Ну, вот теперь вы готовы!
Дети берут шаблон матрешки и проходят к столам. (звучит музыка)
Дети выполняют работу.
В. : Дети, вы очень красиво украсили матрешек. Каждая матрёшка хороша по-своему. Все матрешки символизируют любовь и дружбу. Пусть они немного подсохнут, а мы посмотрим, что в маленькой матрешке.
В: Самая маленькая - приглашает всех в хоровод! (СЛАЙД 9)
Экспериментальная деятельность с магнитами. (Звучит русская народная мелодия). Дети прикрепляют один магнит к матрёшке на двусторонний скотч, вторым магнитом под столом водят матрёшку в танце – хороводе. Вот как здорово получилось!
В: Теперь давайте вернемся к вашим нарисованным матрешкам, у них не хватает чего? Лица, верно. Посмотрите, на соседнем столе есть личико для матрешки, есть лицо веселое и грустное. Если вам понравилось сегодня на занятии – возьмите лицо улыбчивое и приклейте к вашей матрешке, если занятие не понравилось – то грустное! Миша, тебе понравилось? Чем? А тебе, Рита? И т. д. А о ком мы сегодня говорили?
(СЛАЙД 10)
В. : Дети, сегодня матрешка – визитная карточка России, её слава и гордость, радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.
В: Спасибо всем за старание, возвращаемся в группу.